Файл: 1. Понятие регулярности полетов ла факторы, влияющие на регулярность вылета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1943

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Противообледенительная система (ПОС) — совокупность технических средств, предназначенных для[1]:

  • предотвращения нарастания ледяного слоя на конструкционных элементах летательного аппарата (ЛА),

  • удаления появившегося льда в целях обеспечить всепогодность и повысить безопасность полёта в условиях обледенения.

Электротепловая


Заложенные под обшивкой летательных аппаратов и в передней кромке воздушных винтов электронагревательные элементы (чаще всего — из нихромовой или константановой проволоки или ленты), питание на которые обычно подаётся не непрерывно, а по программе — во избежание как перегрузки системы электроснабжения, так и перегрева. С этой же целью ЭТ ПОС зачастую разбита на поочерёдно включающиеся секции, например, на самолёте Ил-18 элементы обогрева крыла и оперения разбиты на четыре симметричные секции, каждая из которых работает 38 с в общем цикле длиной 154 с, а на самолёте Ту-154 изначально было восемь секций противообледенителей предкрылков, число которых при доработках было сокращено сперва до четырёх, а на всех Ту-154М и успевших пройти модернизацию Ту-154Б-1 и Б-2 — до двух.

Питаться ЭТ ПОС может как постоянным напряжением 27 В (как правило, на устаревших типах самолётов с основной системой электроснабжения постоянного тока, а также в микромощных потребителях наподобие обогреваемых ПВД и ППД), так и переменным напряжением 115/208 В. Например, на дальнем бомбардировщике Ту-95 элементы обогрева крыла питаются напряжением 27 В, а элементы обогрева передних кромок лопастей воздушных винтов (и лобовой части кока винта) — линейным напряжением 208 В.

Также локально обогреваются для предотвращения обмерзания и искажения снимаемых параметров полёта различные датчики и сигнализаторы, работающие в воздушном потоке, например: приёмники полного (ППД) или воздушного (ПВД) давления, плиты отверстий приёмников статического давления, приёмники заторможенного воздушного потока, датчики угла атаки (ДУА) и др.

Практически на всех типах ЛА обогреваются лобовые стёкла пилотской кабины. Стёкла изготавливаются многослойными (триплекс), и между слоями проложена прозрачная токопроводящая плёнка с электродами вблизи кромок стекла. На обогревательный элемент стекла подаётся переменное напряжение от регулируемого автотрансформатора, обычно в пределах от 160 до 250 вольт (это зависит не только от типа стекла, но имеется некоторый индивидуальный разброс даже среди однотипных стёкол). Также на многих ЛА обогрев стёкол двухрежимный. Полный режим, предусматривающий непрерывную подачу питания на электрообогрев стекла, может использоваться только в полёте, при интенсивном обдуве набегающем потоком воздуха. На земле это может привести к растрескиванию стекла,

поэтому устанавливаются автоматы обогрева, подающие питание циклично: после нагрева до +20-30 градусов питание отключается, стекло остывает, затем процесс повторяется снова. Каждое стекло снабжено парой термодатчиков (один рабочий, второй запасной). Кроме того, для предотвращения запотевания стёкол изнутри кабины на них подаётся тёплый воздух из системы кондиционирования.

Воздушно-тепловая


Работает за счёт растапливания льда теплом отобранного от двигателей горячего воздуха. Чаще всего ВТ ПОС применяется для обогрева неподвижных в полёте элементов конструкции самолёта (оперения, дверей, отсека ВСУ, носков крыла), а также лопаток входных направляющих аппаратов (ВНА) самих двигателей.

Химическая


Работает на принципе растворения льда химическим реагентом, чаще всего этиловым спиртом, водный раствор которого имеет значительно более низкую температуру замерзания, чем чистая вода. Также перед взлётом в условиях обледенения (близкая точка росы, нулевая или отрицательная температура воздуха) летательный аппарат может быть обработан реагентом со специальной машины, в настоящее время — чаще всего жидкостью «Арктика», смесью этиленгликоля и противокоррозионной присадки.

Спиртовое противообледенение достаточно широко применялось в ЛА середины XX века, в более поздних ЛА спирт применялся только для обмыва лобовых стёкол, как резерв к электрообогреву. Например, химическая ПОС установлена на несущем винте вертолёта Ми-6.

Механическая


Принцип действия основан на деформации обшивки, под которую закачан сжатый воздух. При этом образовавшийся лёд раскалывается и уносится скоростным напором.

  1. Назначение, конструкция противопожарной системы самолета.

На борту ВС имеется большой запас топлива. По мере выработки топлива происходит его интенсивное испарение, в результате чего в над топливном объеме баков создается взрыво­опасная топливно-воздушная газообразная смесь.

Установленное на борту оборудование с контактной коммутацией сетей, кислородные, масляные, топлив­ные и другие системы, создается потенциальная возможность возникновения пожара в отсеках или взрыва топливных баков при работе этого оборудования. Серьезную опасность представляет возникновение искрения в местах нена­дежной металлизации и при полетах в условиях грозовой деятель­ности.


При компоновке самоле­тов предусматривается создание автономных отсеков для разме­щения взрывоопасной аппаратуры, установка противопожарных и тепловых экранов, автоматических систем перекрытия топлив­ных магистралей, обеспечение достаточной вентиляции отсе­ков и др.

Азотирование топлива, заполнение свободных объемов топлив­ных баков нейтральным газом.

Азотирование это процесс насыщения топлива жидким азо­том, в результате чего происходит вымораживание воды и умень­шение в нем концентрации кислорода и атмосферного воздуха. По мере выработки топлива азот заполняет над топливное про­странство бака, вытесняя его пары и воздух через дренажную систему.

Применение систем нейтрального газа позволяет при создании избыточного давления над зеркалом топлива уменьшить интен­сивность испарения, а образовавшиеся пары вытеснять через дренажную систему бака, предотвращая этим образование взрыво­опасных смесей паров топлива и воздуха. В качестве нейтрального газа используется углекислый газ или азот.

Все самолеты оборудуются противопожарными системами, в состав которых входят сигнализирующие устройства и система тушения пожара.

На современных самолетах применяются системы сигнализации о повышении температуры среды и о пламени в защищаемых отсеках.

На рисунке показана электрическая схема системы сигнали­зации о повышении температуры среды в отсеках типа ССП.

В ее комплект входят несколько последовательно соединенных датчиков и исполнительный блок. Датчиками служат термопары,

При нагревании среды со скоростью, превышающей 2°С в се­кунду, что характеризует возможную опасность возникновения пожара, в термобатареях датчиков возникает термоэлектродвижущая сила. Она, в свою очередь, вызывает появление тока в об­мотке поляризованного реле P1. При их срабатывании замыкается цепь реле Р2, которое включает сигнальную лампочку Л или табло в сеть и подключает звуковой сигнал.

Для контроля работоспособности системы перед полетом преду­смотрены реле РЗ и кнопка контроля К. При нажатии на нее срабатывает реле и подключает датчики к бортовой сети. Загора­ние лампочки или табло указывает готовность системы к действию.




Рис. Электрическая схе- Рис. Структурная схема системы

ма системы сигнализации сигнализации типа ИС:

1 — датчик; 2 — изолятор

Описанная система обладает инерционностью и подвержена возможности ложного срабатывания при облучении датчиков электромагнитными волнами или магнитным полем от установлен­ного на борту оборудования. Поэтому их необходимо экрани­ровать.)

На пассажирских самолетах система пожаротушения имеет 2—3 очереди, т. е. может функционировать 2—3 раза, причем первая очередь включается автоматически от системы сигнализа­ции. В качестве огнегасящего вещества для тушения пожара вне кабины самолета применяется фреон-114В2.

Противопожарное оборудование обеспечивает:

-световую и звуковую сигнализацию о возникновении пожара;

-сигнализацию экипажу о возникновении пожара на ЛА;

-автоматическое управление пожаротушением при пожаре в любом пожаро­опасном отсеке;

-ручное управление пожаротушением;

-аварийное включение пожаротушения при аварийной посадке с убранным шасси;

-проверку исправности электроцепей системы сигнализации и тушения по­жара.

К средствам обнаружения пожара относятся датчики, блоки управления, блоки реле и т. п.

В системах пожарной сигнализации для обнаружения пожара применяются датчики, работающие на принципе:

-использования свойства биметаллической пружины изгибаться при измене­нии температуры окружающей среды (датчики типа ТИ, АД-155А-ЗК);

-использования термоэлектродвижущей силы, возникающей в датчиках при изменении температуры окружающей среды со скоростью, превышающей ско­ рость изменения температуры в обычном рабочем режиме (датчики типа ДПС-1АГ, ДТБГ, ДТБ-2А, ДП-11 и др.).

Работающие на этих принципах датчики в системах сигнализации пожара (ССА-2А, ССП-7, ССП-ФК, 2С7К и др.) вырабатывают и выдают от систем обнаружения к элементам сигнализации в кабине экипажа, электрические сиг­налы о возникновении пожара в контролируемых отсеках. Одновременно си­гналы поступают в систему пожаротушения, к аппаратуре речевой информа­ции, в систему регистрации режимов полета.

К системе пожарной сигнализации относятся: мигающие красные табло «Пожар», световые табло на панелях управления и сигнализации противопо­ жарной системы, сигналы речевой информации, поступающие в телефоны чле­нов экипажа.

Баллоны с огнегасящей смесью (УБЦ-16-5, УБШ-3-3, ОС-8М), системы (автоматической и ручной) включения огнетушителей, тру­бопроводов, устройств сигнализации саморазряда огнетушителей, электромагнитных кранов, распылительных коллекторов, аппаратуры управления огнегасящим составом.