Файл: 1. Понятие регулярности полетов ла факторы, влияющие на регулярность вылета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1942

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для ликвидации пожара в отдельных не пожарозащищенных отсеках используются переносные огнетушители, наполненные жидким фреоном (ОФ-7), фреон 114В2, хладон или углекислотой (ОУ).

На самолете имеются следующие ПП системы:

1. Система сигнализации пожара ССП-2А в мотогондолах и в отсеке ВСУ

2. Система сигнализации пожара ССП-12 в двигателях

З. Система нейтрального газа (Н.Г.)

4. Система обнаружения дыма в переднем и среднем багажниках

5. Переносные огнетушители типа ОУ и ОР1-2, ОР2-6.

7.Назначение, конструкция, работа, неисправности топливных систем авиационных газотурбинных двигателей.

Вопросы 12 раздела.

  1. Задачи технической диагностики. Основные понятия и термины. Прикладные методы диагностики АТ.

Практикой доказано, что самолеты (воздушные суда), имеющие одинаковую наработку, могут иметь различные технические состояния, т. е. разные потенциальные ресурсы. В связи с этим обеспечивать требуемую надежность ВС путем проведе­ния профилактических работ в строго регламентированные наработкой и временем года сроки по меньшей мере нерационально. Сегодня исправность авиационной техники ГА обеспечивается за счет оптимального сочетания различных страте­гий технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) [ 1 ]. Их две:

- планово-предупредительная, при которой перечень и периодичность выполнения операций обслуживания и ремонта определяются значениями наработ­ки объекта с начала эксплуатации или после капитального ремонта;

- по фактическому техническому состоянию, при котором перечень и периодичность выполнения операций обслуживания и ремонта определяются фактическим состоя­нием объекта в момент начала технического обслуживания.

Последняя из перечисленных стратегия все больше внедряется в систему тех­нической эксплуатации. Это связано со стремлени­ем обеспечить высокие показатели эффективности использования само­летного парка. Реализовать стратегию технической эксплуатации по фактическому техническому состоянию без раз­витой системы диагностики ВС практически невозможно.

Система диагностики включает в себя объект, необходимые аппаратурные средства, а также исполнителей, взаимодей­ствующих с объектом диагностирования по правилам, установленным соответствующей документацией. В авиакомпаниях ГА имеется развитая сеть лабораторий технической диагностики и неразрушающего контроля (ЛТДиНК), осуществляющих широкий комплекс работ по оценке технического состояния авиатехники и разработке мер по предупреждению отказов.


Внедрение современных методов и средств диагностики при обслуживании гражданских ВС возможно при выполнении ряда условий. Главное из них – приемлемая контролепригодность объектов (систем) АТ. Под контролепригодностью понимается свойство объекта, характе­ризующее его приспособленность (пригодность) к проведению диагно­стирования заданными методами и средствами.

Контролепригодность может быть оценена количественно. В частности, приспособленность к диагностированию оценивается коэффициентом безразборного диагностирования Кб.Д , а также средней трудоемкостью диагностирования Sд [1] :



где Пб.д, Пр.д - число контролируемых параметров объекта, для изме­рения которых не требуются (требуются) демонтажно-монтажные работы соответственно; - число операций диагностирования.

Большинство эксплуатируемых в настоящее время объектов диаг­ностики (планер, двигатель, функциональные системы) не отлича­ются высокими показателями контролепригодности. Это затрудняет выбор и реализацию прогрессивных стратегий ТОиР.

Вторым важным условием успешного внедрения в ГА систем диагностики ВС ГА является наличие специальных методик, программ диаг­ностирования, а также правил принятия решений по их дальнейшей эксплуатации. Необходимы также сертифицированное, метрологически аттестованное, современное оборудование и кадры соответствующей квалификации.

Внедрение в процессы ТОиР диагностики ВС дает весомый экономический эффект, формирующийся вследствие оптимального управления техни­ческим состоянием эксплуатируемого парка. Они оказывают существенное влияние на безопасность полетов при всех стратегиях ТОиР.Непосредственной задачей диагностики является рас­познавание состояния объектов (систем) в данный момент времени и на перспективу, а также установле­ние места, вида, а в ряде случаев и причин отказов (неисправностей), возникающих при функционировании.

Методы распознавания (диагностики) разделяют на экспертные, аналитические и экспериментальные.

Постановка диагноза при экспертном методе распознавания основа­на на субъективном мнении специалистов-экспертов. Здесь при постанов­ке диагноза имеет значение опыт, острота органолептических чувств экспертов

, а также такое свойство, как интуиция. Недостаток метода заключается в том, что объекты диагностики достаточно сложны. Это приводит к многовариантности диагнозов. К тому же трудно организовать независимую экспертизу. Тем не менее, в ря­де случаев экспертный метод является единственно возможным.

В аналитическую группу входят несколько методов распознавания, основанные на вероятностных оценках. Эти методы обстоятельно описаны в работе И. А. Биргера [ 2 ]. Они дают воз­можность оценить различные состояния в многокомпонентных объектах (системах) с вероятностной точки зрения. Недостатки этих методов - необходимость сбора большо­го объема предварительной (априорной) информации и зависимость от качества этой информации.

Экспериментальные методы распознавания заключаются в испыта­нии объекта в условиях смоделированного или эквивалентного нагру­жения до тех пор, пока не будут проявляться те или иные состояния, характеризующие так называемую ресурсоспособность конструкции (возможность отрабатывать назначенные ресурсы). Частным случаем такого распознавания являются испытания до момента разрушения.

В основе задач установления места отказа лежат критериальные оценки, определяющие порядок перебора объекта (системы) [3]. Вид и причины отказов отдельных элементов выявляют по результа­там комплексных лабораторных исследований, включающих такие этапы, как фракто­графия поверхностей разрушения (изломов), металлофизический анализ, механические испытания материала и т. п.

Техническая диагностика базируется на ряде понятий и определе­ний, установленных государственными стандартами.

Техническое состояние – совокупность свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени при определенных условиях внешней среды значениями параметров, установленными технической документа­цией на объект. Техническое состояние в зависимости от фактических значений параметров можно классифицировать как исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособное, правильно функцио­нирующее, неправильное функционирующее. Это виды технического состояния.

Диагностическим параметром называют физическое явление (характеристику), сопровождающее изменение состояния объекта (системы) в реальном времени, отвечающее требованиям монотонности изменения, а также объективности. Диагностические параметры могут измеряться автоматически или оператором (рецептором) дискретно или непрерывно с помощью диагностического оборудования. Оценка состояния объекта может производиться и без каких-либо измерений, а посредством органов чувств человека (например, визуаль­ный контроль). Такой вид диагностики называется органолеп­тическим контролем.


Для того чтобы присвоить объекту контроля (ОК) один из видов технического со­стояния, необходимо знать нормы на значения диагностических параметров, обозначающие переход объекта (системы) из одного в другое качество. Такое количественное значение параметра называется диагностическим признаком (например, вибрация – диагностический параметр, а значение вибрации, равное 60 мм/с (так называемая «опасная вибрация» -диагностический признак). В качестве признаков могут использоваться также фотообразцы, натурные объекты с дефектами, всевозможные виды сигнализации на приборах и т.п.

Напомним еще ряд терминов.

Неисправное - состояние, при котором объект не соответствует хо­тя бы одному из требований нормативно-технической документации (НТД).

Работоспособным называют такое состояние, при котором объект способен непрерывно выполнять заданные функции, удовлетворяя требованиям на­значения. При этом часть характеристик может и не удовлетворять тре­бованиям НТД, т. е. объект может быть неисправным.

Неработоспособным называют такое состояние, при котором объект не способен выполнять заданные функции.

Событие, связанное с переходом объекта из работоспособного в не­работоспособное состояние, называют отказом.

Событием может называться также предотказное состоя­ние объекта, качественно или количественно связанное с возможностью его функционирования по назначению.

Правильное функционирование означает, что объект в текущий мо­мент времени выполняет предписанный алгоритм функционирования.

Техническим диагностированием называют процесс определения тех­нического состояния объекта.

Степень детализации при техническом диагностировании, указываю­щая, до какой составной части объекта определяется место отказа, на­зывается глубиной поиска дефекта. Под дефектом здесь понимается любое аномальное состояние материала конструкции, спровоцированное несовершенством производства, конструирования или нарушением правил эксплуатации.

В ВС большое число отдельных элементов пред­ставляет собой т.н. бинарные объекты, которые могут находиться только в одном из двух возможных состояний (отсутствие или наличие трещины, отсут­ствие или наличие коррозии и т. п.). При определении состояния бинарных объектов часто применяют методы неразрушающего контроля (МНК)
, при использовании которых геометриче­ские размеры дефектов в большинстве случаев не определяются (решаются только идентификационные задачи: «есть – нет», «плохо-хорошо» и т.п.).

Идентификация - отождествление состояния ОК с одним из возможных видов состояния (классом).

Процесс диагностирования в общем случае представляет собой мно­гократную подачу на объект определенных воздейст­вий (входных сигналов), измерение и анализ ответов на эти воздействия. Различают два вида диагностирования объектов (систем) - тестовое и функциональное.

Тестовое диагностирование - при котором на объект подаются специальные воздействия (тесты) для идентификации его состояния. В отличие от тестового функциональное диаг­ностирование осуществляется в процессе использова­ния объекта по назначению. Например, измерение тахометром частоты вращения ротора электродвигателя относится к функциональному ди­агностированию, а проверка целостности обмотки статора с помощью тестера является тестовым диагностированием.

Совокупность предписаний, определяющих последовательность дей­ствий при диагностировании, называется алгоритмом технического ди­агностирования. Совокупность алгоритмов диагностирования, выстроенных в опре­деленной последовательности, называется программой диагностиро­вания.