Файл: 1. Понятие регулярности полетов ла факторы, влияющие на регулярность вылета.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1942
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для ликвидации пожара в отдельных не пожарозащищенных отсеках используются переносные огнетушители, наполненные жидким фреоном (ОФ-7), фреон 114В2, хладон или углекислотой (ОУ).
На самолете имеются следующие ПП системы:
1. Система сигнализации пожара ССП-2А в мотогондолах и в отсеке ВСУ
2. Система сигнализации пожара ССП-12 в двигателях
З. Система нейтрального газа (Н.Г.)
4. Система обнаружения дыма в переднем и среднем багажниках
5. Переносные огнетушители типа ОУ и ОР1-2, ОР2-6.
7.Назначение, конструкция, работа, неисправности топливных систем авиационных газотурбинных двигателей.
Вопросы 12 раздела.
-
Задачи технической диагностики. Основные понятия и термины. Прикладные методы диагностики АТ.
Практикой доказано, что самолеты (воздушные суда), имеющие одинаковую наработку, могут иметь различные технические состояния, т. е. разные потенциальные ресурсы. В связи с этим обеспечивать требуемую надежность ВС путем проведения профилактических работ в строго регламентированные наработкой и временем года сроки по меньшей мере нерационально. Сегодня исправность авиационной техники ГА обеспечивается за счет оптимального сочетания различных стратегий технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) [ 1 ]. Их две:
- планово-предупредительная, при которой перечень и периодичность выполнения операций обслуживания и ремонта определяются значениями наработки объекта с начала эксплуатации или после капитального ремонта;
- по фактическому техническому состоянию, при котором перечень и периодичность выполнения операций обслуживания и ремонта определяются фактическим состоянием объекта в момент начала технического обслуживания.
Последняя из перечисленных стратегия все больше внедряется в систему технической эксплуатации. Это связано со стремлением обеспечить высокие показатели эффективности использования самолетного парка. Реализовать стратегию технической эксплуатации по фактическому техническому состоянию без развитой системы диагностики ВС практически невозможно.
Система диагностики включает в себя объект, необходимые аппаратурные средства, а также исполнителей, взаимодействующих с объектом диагностирования по правилам, установленным соответствующей документацией. В авиакомпаниях ГА имеется развитая сеть лабораторий технической диагностики и неразрушающего контроля (ЛТДиНК), осуществляющих широкий комплекс работ по оценке технического состояния авиатехники и разработке мер по предупреждению отказов.
Внедрение современных методов и средств диагностики при обслуживании гражданских ВС возможно при выполнении ряда условий. Главное из них – приемлемая контролепригодность объектов (систем) АТ. Под контролепригодностью понимается свойство объекта, характеризующее его приспособленность (пригодность) к проведению диагностирования заданными методами и средствами.
Контролепригодность может быть оценена количественно. В частности, приспособленность к диагностированию оценивается коэффициентом безразборного диагностирования Кб.Д , а также средней трудоемкостью диагностирования Sд [1] :
где Пб.д, Пр.д - число контролируемых параметров объекта, для измерения которых не требуются (требуются) демонтажно-монтажные работы соответственно; N - число операций диагностирования.
Большинство эксплуатируемых в настоящее время объектов диагностики (планер, двигатель, функциональные системы) не отличаются высокими показателями контролепригодности. Это затрудняет выбор и реализацию прогрессивных стратегий ТОиР.
Вторым важным условием успешного внедрения в ГА систем диагностики ВС ГА является наличие специальных методик, программ диагностирования, а также правил принятия решений по их дальнейшей эксплуатации. Необходимы также сертифицированное, метрологически аттестованное, современное оборудование и кадры соответствующей квалификации.
Внедрение в процессы ТОиР диагностики ВС дает весомый экономический эффект, формирующийся вследствие оптимального управления техническим состоянием эксплуатируемого парка. Они оказывают существенное влияние на безопасность полетов при всех стратегиях ТОиР.Непосредственной задачей диагностики является распознавание состояния объектов (систем) в данный момент времени и на перспективу, а также установление места, вида, а в ряде случаев и причин отказов (неисправностей), возникающих при функционировании.
Методы распознавания (диагностики) разделяют на экспертные, аналитические и экспериментальные.
Постановка диагноза при экспертном методе распознавания основана на субъективном мнении специалистов-экспертов. Здесь при постановке диагноза имеет значение опыт, острота органолептических чувств экспертов
, а также такое свойство, как интуиция. Недостаток метода заключается в том, что объекты диагностики достаточно сложны. Это приводит к многовариантности диагнозов. К тому же трудно организовать независимую экспертизу. Тем не менее, в ряде случаев экспертный метод является единственно возможным.
В аналитическую группу входят несколько методов распознавания, основанные на вероятностных оценках. Эти методы обстоятельно описаны в работе И. А. Биргера [ 2 ]. Они дают возможность оценить различные состояния в многокомпонентных объектах (системах) с вероятностной точки зрения. Недостатки этих методов - необходимость сбора большого объема предварительной (априорной) информации и зависимость от качества этой информации.
Экспериментальные методы распознавания заключаются в испытании объекта в условиях смоделированного или эквивалентного нагружения до тех пор, пока не будут проявляться те или иные состояния, характеризующие так называемую ресурсоспособность конструкции (возможность отрабатывать назначенные ресурсы). Частным случаем такого распознавания являются испытания до момента разрушения.
В основе задач установления места отказа лежат критериальные оценки, определяющие порядок перебора объекта (системы) [3]. Вид и причины отказов отдельных элементов выявляют по результатам комплексных лабораторных исследований, включающих такие этапы, как фрактография поверхностей разрушения (изломов), металлофизический анализ, механические испытания материала и т. п.
Техническая диагностика базируется на ряде понятий и определений, установленных государственными стандартами.
Техническое состояние – совокупность свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени при определенных условиях внешней среды значениями параметров, установленными технической документацией на объект. Техническое состояние в зависимости от фактических значений параметров можно классифицировать как исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособное, правильно функционирующее, неправильное функционирующее. Это виды технического состояния.
Диагностическим параметром называют физическое явление (характеристику), сопровождающее изменение состояния объекта (системы) в реальном времени, отвечающее требованиям монотонности изменения, а также объективности. Диагностические параметры могут измеряться автоматически или оператором (рецептором) дискретно или непрерывно с помощью диагностического оборудования. Оценка состояния объекта может производиться и без каких-либо измерений, а посредством органов чувств человека (например, визуальный контроль). Такой вид диагностики называется органолептическим контролем.
Для того чтобы присвоить объекту контроля (ОК) один из видов технического состояния, необходимо знать нормы на значения диагностических параметров, обозначающие переход объекта (системы) из одного в другое качество. Такое количественное значение параметра называется диагностическим признаком (например, вибрация – диагностический параметр, а значение вибрации, равное 60 мм/с (так называемая «опасная вибрация» -диагностический признак). В качестве признаков могут использоваться также фотообразцы, натурные объекты с дефектами, всевозможные виды сигнализации на приборах и т.п.
Напомним еще ряд терминов.
Неисправное - состояние, при котором объект не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации (НТД).
Работоспособным называют такое состояние, при котором объект способен непрерывно выполнять заданные функции, удовлетворяя требованиям назначения. При этом часть характеристик может и не удовлетворять требованиям НТД, т. е. объект может быть неисправным.
Неработоспособным называют такое состояние, при котором объект не способен выполнять заданные функции.
Событие, связанное с переходом объекта из работоспособного в неработоспособное состояние, называют отказом.
Событием может называться также предотказное состояние объекта, качественно или количественно связанное с возможностью его функционирования по назначению.
Правильное функционирование означает, что объект в текущий момент времени выполняет предписанный алгоритм функционирования.
Техническим диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта.
Степень детализации при техническом диагностировании, указывающая, до какой составной части объекта определяется место отказа, называется глубиной поиска дефекта. Под дефектом здесь понимается любое аномальное состояние материала конструкции, спровоцированное несовершенством производства, конструирования или нарушением правил эксплуатации.
В ВС большое число отдельных элементов представляет собой т.н. бинарные объекты, которые могут находиться только в одном из двух возможных состояний (отсутствие или наличие трещины, отсутствие или наличие коррозии и т. п.). При определении состояния бинарных объектов часто применяют методы неразрушающего контроля (МНК)
, при использовании которых геометрические размеры дефектов в большинстве случаев не определяются (решаются только идентификационные задачи: «есть – нет», «плохо-хорошо» и т.п.).
Идентификация - отождествление состояния ОК с одним из возможных видов состояния (классом).
Процесс диагностирования в общем случае представляет собой многократную подачу на объект определенных воздействий (входных сигналов), измерение и анализ ответов на эти воздействия. Различают два вида диагностирования объектов (систем) - тестовое и функциональное.
Тестовое диагностирование - при котором на объект подаются специальные воздействия (тесты) для идентификации его состояния. В отличие от тестового функциональное диагностирование осуществляется в процессе использования объекта по назначению. Например, измерение тахометром частоты вращения ротора электродвигателя относится к функциональному диагностированию, а проверка целостности обмотки статора с помощью тестера является тестовым диагностированием.
Совокупность предписаний, определяющих последовательность действий при диагностировании, называется алгоритмом технического диагностирования. Совокупность алгоритмов диагностирования, выстроенных в определенной последовательности, называется программой диагностирования.