Файл: Педагогический контроль в волейболе по учебной дисциплине Физическая культура и спорт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существенным фактором при выборе того или иного теста является

его информативность.

Информативность теста – это степень точности, с какой он измеряет

свойства (качество, способность), для оценки которого используется.

Педагогический контроль

за физической подготовленностью волейболистов
Современный волейбол характеризует ориентация на атлетизм и уни-

версализация игроков, повышение темпа игры, разнообразие тактических

вариантов. Это предъявляет особые требования к подготовке волейболи-

стов и обуславливает необходимость поиска эффективных методов кон-

троля и управления спортивной тренировкой с целью оптимизации индивидуализации тренировочного процесса спортсменов. Специалисты во-

лейбола считают, что для достижения высоких спортивных результатов

следует развивать физические качества, начиная со школьной скамьи.

а) Педагогический контроль за физической подготовленностью уча-

щихся общеобразовательных школ.

Педагогической практикой доказана ценность применения экспресс

оценки уровня физической подготовленности учащихся, так как это позво-

ляет совершенствовать методику дифференцированного подхода, а также

по величине и направленности полученных сдвигов корректировать весь

педагогический процесс. Однако в практике работы школ наметилась не-

дооценка проведения тестирования в целях срочного педагогического кон-

троля. Формальный подход к тестированию приводит к серьезным отрица-

тельным последствиям, так как только контрольные испытания без после-

дующего анализа их результатов не могут быть объективной основой для

планирования учебной внеклассной работы по физическому воспитанию

учащихся.

Известно, начиная с 5 класса школьники должны овладевать навыка-

ми спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч). Начиная с

8 класса они совершенствуют навыки одной игры.

Игра в волейбол предъявляет высокие требования к физической под-

готовленности человека, и в первую очередь, к уровню развития скорост-

но-силовых качеств и быстроты движения.

В связи с тем, что в учебный материал программы включено большое

количество тестов для контроля за физической подготовленностью школь-

ников, возьмем лишь те из них, которые характеризуют уровень развития

скоростно-силовых качеств учащихся V-XI классов.

Тесты: бег на 60 м (100 м); прыжок в длину или в высоту с разбега;

метание мяча (метание гранаты).


Методика проведения этих тестов общепринята. При прохождении

программного материала по волейболу некоторые авторы (Г.Б. Мейксон,

Г.П. Богданов) рекомендуют использовать челночный бег 6х6 м или 3х12

м и прыжок в длину с места для оценки физической подготовленности

учащихся.

Прием контрольного испытания по данному тесту следует проводить

на первом занятии по обучению технике волейбола. Начальное тестирова-

ние каждого испытуемого и оценка с помощью соответствующих его воз-

расту и полу нормативов определит исходный уровень физической подго-

товленности ученика. Повторное тестирование в конце прохождения учеб-

ного занятия по волейболу и соответствующая оценка по нормативам дает

возможность педагогу определить степень прироста результатов и дать

анализ педагогического процесса за истекший период.


8

Тесты:

1. Челночный бег 3х12 м. Место испытания – спортивный зал. За каж-

дой чертой, находящейся в 12 м друг от друга, наносятся полукруги радиу-

сом 50 см с центром на линиях. В полукруге кладутся деревянные или пла-

стмассовые кубики 5х5х5 см. По команде марш испытуемый пробегает 12

м, берет из полукруга кубик, поворачивается кругом и пробегает 12 м, кла-

дет кубик в полукруг и возвращается обратно.

2. Челночный бег 6х6 м. По сигналу учащийся бежит, преодолевает

расстояние 6 м шесть раз, при этом каждый раз касается рукой стартовой и

контрольной линии.

3. Прыжок в длину с места. Прыжок производится одновременным

отталкиванием двух ног и взмахом рук, приземление производится на обе

ноги. измерение результата производится от контрольной линии до бли-

жайшего к ней следа испытуемого при приземлении.

б) Педагогический контроль в ДЮСШ.

Программа многолетней подготовки юных волейболистов детско-

юношеских спортивных школ по волейболу рассчитана на 9 лет.

Программирование процесса многолетней подготовки волейболистов

дает необходимый эффект только при наличии системы контроля за ходом

подготовки. Большая роль отводится педагогическому контролю, задача ко-

торого состоит в осуществлении индивидуализации тренировочного про-

цесса с учетом пола, возраста, степени физического развития занимающихся

и уровня их физической подготовленности, в определении эффективности

применяемых средств и методов по видам подготовки, коррекции трениро-



вочных планов.

В программе для детско-юношеских спортивных школ определены

требования по физической подготовке, при приеме в учебные группы, при

выпуске из них и по окончании каждого года занятий (переводные). Ре-

зультаты контрольных испытаний по физической подготовке и сопостав-

лении их с нормами позволяет тренеру выявить динамику роста спортив-

ных результатов и прогнозировать достижения спортсмена.
О психологической напряженности игры свидетельствует длитель-

ность приема мяча с нападающего удара. Осуществляя это важное дейст-

вие, волейболисты должны оценить направление полета мяча, спланиро-

вать свое действие, принять мяч. На все эти действия волейболисту требу-

ется примерно 0,40 сек. Приведенные временные характеристики свиде-

тельствуют о том, что волейбол предъявляет очень жесткие требования к

быстроте и точности восприятия, к интенсивности и устойчивости внима-

ния, к скорости реакции, а также требует от игрока исключительной точ-

ности и дифференциации движений.

Энергозатраты во время активно проведенной игры весьма значитель-

ны. Потеря веса может в некоторых случаях достигать 2,5-3,0 кг., что сви-

детельствует о большом объеме и интенсивности соревновательных нагру-

зок. Такие энергозатраты, по-видимому, связаны с тем, что в процессе иг-

ры, особенно при участии в ответственных соревнованиях, большие требо-

вания предъявляются к центральной нервной системе. Причина этого мо-

жет заключаться в том, что:

1. Постоянно меняющаяся ситуация игры требует от игрока быстро

переключаться от выполнения одного движения к другому. Такое пере-

ключение связано с перегруппировкой процессов торможения и возбужде-

ния, происходящих в минимально короткий промежуток времени. При не-

достаточной подвижности процессов возбуждения и торможения происхо-

дит их сталкивание, нарушается ранее сформированный стереотип.

2. Несмотря на всю динамичность игры в целом, волейболист часто

принимает вынужденное исходное положение в ожидании мяча при прие-

ме подачи, нападающем ударе, при готовности к страховке и т. д. Напря-

женное состояние в момент игры партнеров и “противника” (незначитель-

ное по сравнению с другими видами спортивных игр передвижение по

площадке) вызывает значительное статическое напряжение мышц. При

статических напряжениях быстрее развивается утомление соответствую-

щих двигательных центров.


Интересно отметить, что нервное напряжение в нападении снижается,

а в защите повышается. Поскольку волейбол – игра командная, каждый

игрок свои действия должен согласовывать с действиями игроков всей ко-

манды. Эти особенности волейбольных соревнований требуют от спорт-

смена умения ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, что воз-

можно только при наличии полного самообладания и максимальной сосре-

доточенности.
Содержание психологической подготовки
Психологическую подготовку спортсмена целесообразно подразде-

лять на: а) общую, направленную на развитие психических функций и ка-

честв личности, необходимых для успешной деятельности в данном виде

спорта, и б) специальную, направленную на формирование готовности

к конкретному предстоящему соревнованию.

Общая психологическая подготовка осуществляется в каждой трени-

ровке в течении всего спортивного стажа, так как совершенная физическая,

техническая и тактическая подготовка спортсмена неразрывно связана

с психологической. В ходе ее спортсмен познает свои функциональные

возможности и объективные предпосылки к победе, укрепляет веру в свои

силы, приобретает необходимый психологический тонус.

Специальная психологическая подготовка направлена на достижение

оптимальной работоспособности спортсмена при выступлении в каждом

конкретном соревновании: регулируется предстартовое состояние, готов-

ность к наилучшему выполнению определенной программы действия

в конкретных условиях.

Оба вида психологической подготовки – как общая, так и специальная

– взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Учитывая то, что в процессе общей психологической подготовки во-

левая подготовка приобретает решающее значение, целесообразно остано-

виться на средствах воспитания волевой подготовки. Как составляющую

специальной психологической подготовки рассмотрим некоторые методы

регуляции предстартового состояния спортсмена.

Средства воспитания волевых качеств волейболистов
1. Воспитание настойчивости, выдержки и самообладания.

Специальных упражнений для воспитания настойчивости при овладе-

нии техникой и тактикой не существует. Необходима определенная орга-

низация тренировочных занятий.

Для стимулирования упорной работы над усвоением и совершенство-

ванием техники и тактики большое значение имеют:


а) эмоциональность трудных упражнений, применение соревнова-

тельного метода при выполнении отдельных приемов техники и тактики

под контролем тренера и самого тренирующегося;

б) отметки за качество выполнения;

в) поощрения игроков, проявляющих настойчивость и трудолюбие.

Чтобы преодолеть утомление и сохранить высокий темп игрок должен

обладать не только настойчивостью, но и выдержкой – способностью пере-

носить большие напряжения, преодолевать утомление и болевые ощущения.

Поэтому упражнения, применяемые для развития специальной выносливости

волейболиста, следует использовать и для воспитания выдержки.

Вот примерные упражнения:

а) бег с рывками в различных направлениях с преодолением различ-

ных препятствий, проводимый в конце занятий при наличии утомления;

б) прыжки с имитацией нападающих ударов, кувырки, перекаты влево

и вправо по зрительному сигналу;

в) прием зачетных нормативов по технике после интенсивной тренировки.

Применяя эти упражнения, необходимо постепенно повышать объем

нагрузки добиваясь, чтобы все задания выполнялись точно и до конца.

В противном случае они не будут служить средством воспитания выдерж-

ки и самообладания.

Хорошим средством развития настойчивости и выдержки являются

учебные игры в усложненных условиях со специальными заданиями, по-

вышающими напряженность игры.

Например: а) двухсторонние игры с неравным числом игроков;

б) игры с открытым и закрытым гандикапом, стимулирующие прояв-

ление волевых усилий, нужных для ликвидирования преимущества “про-

тивника” или для сохранения собственного преимущества;

в) игра, сопровождающаяся неблагоприятным эмоциональным фоном;

г) игры в условиях ненормального температурного режима.

В ряде случаев спортсмен сильную усталость и неприятные болезнен-

ные ощущения воспринимает как признак крайнего утомления организма и

истощения своих сил. Он прекращает выполнение упражнения, не пытаясь

преодолеть усталость. Но, как показывают специальные эксперименталь-

ные исследования, сильная усталость еще не является показателем столь

же сильного утомления организма и невозможности продолжать работу