Файл: Педагогический контроль в волейболе по учебной дисциплине Физическая культура и спорт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существенным фактором при выборе того или иного теста является
его информативность.
Информативность теста – это степень точности, с какой он измеряет
свойства (качество, способность), для оценки которого используется.
Педагогический контроль
за физической подготовленностью волейболистов
Современный волейбол характеризует ориентация на атлетизм и уни-
версализация игроков, повышение темпа игры, разнообразие тактических
вариантов. Это предъявляет особые требования к подготовке волейболи-
стов и обуславливает необходимость поиска эффективных методов кон-
троля и управления спортивной тренировкой с целью оптимизации индивидуализации тренировочного процесса спортсменов. Специалисты во-
лейбола считают, что для достижения высоких спортивных результатов
следует развивать физические качества, начиная со школьной скамьи.
а) Педагогический контроль за физической подготовленностью уча-
щихся общеобразовательных школ.
Педагогической практикой доказана ценность применения экспресс
оценки уровня физической подготовленности учащихся, так как это позво-
ляет совершенствовать методику дифференцированного подхода, а также
по величине и направленности полученных сдвигов корректировать весь
педагогический процесс. Однако в практике работы школ наметилась не-
дооценка проведения тестирования в целях срочного педагогического кон-
троля. Формальный подход к тестированию приводит к серьезным отрица-
тельным последствиям, так как только контрольные испытания без после-
дующего анализа их результатов не могут быть объективной основой для
планирования учебной внеклассной работы по физическому воспитанию
учащихся.
Известно, начиная с 5 класса школьники должны овладевать навыка-
ми спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч). Начиная с
8 класса они совершенствуют навыки одной игры.
Игра в волейбол предъявляет высокие требования к физической под-
готовленности человека, и в первую очередь, к уровню развития скорост-
но-силовых качеств и быстроты движения.
В связи с тем, что в учебный материал программы включено большое
количество тестов для контроля за физической подготовленностью школь-
ников, возьмем лишь те из них, которые характеризуют уровень развития
скоростно-силовых качеств учащихся V-XI классов.
Тесты: бег на 60 м (100 м); прыжок в длину или в высоту с разбега;
метание мяча (метание гранаты).
Методика проведения этих тестов общепринята. При прохождении
программного материала по волейболу некоторые авторы (Г.Б. Мейксон,
Г.П. Богданов) рекомендуют использовать челночный бег 6х6 м или 3х12
м и прыжок в длину с места для оценки физической подготовленности
учащихся.
Прием контрольного испытания по данному тесту следует проводить
на первом занятии по обучению технике волейбола. Начальное тестирова-
ние каждого испытуемого и оценка с помощью соответствующих его воз-
расту и полу нормативов определит исходный уровень физической подго-
товленности ученика. Повторное тестирование в конце прохождения учеб-
ного занятия по волейболу и соответствующая оценка по нормативам дает
возможность педагогу определить степень прироста результатов и дать
анализ педагогического процесса за истекший период.
8
Тесты:
1. Челночный бег 3х12 м. Место испытания – спортивный зал. За каж-
дой чертой, находящейся в 12 м друг от друга, наносятся полукруги радиу-
сом 50 см с центром на линиях. В полукруге кладутся деревянные или пла-
стмассовые кубики 5х5х5 см. По команде марш испытуемый пробегает 12
м, берет из полукруга кубик, поворачивается кругом и пробегает 12 м, кла-
дет кубик в полукруг и возвращается обратно.
2. Челночный бег 6х6 м. По сигналу учащийся бежит, преодолевает
расстояние 6 м шесть раз, при этом каждый раз касается рукой стартовой и
контрольной линии.
3. Прыжок в длину с места. Прыжок производится одновременным
отталкиванием двух ног и взмахом рук, приземление производится на обе
ноги. измерение результата производится от контрольной линии до бли-
жайшего к ней следа испытуемого при приземлении.
б) Педагогический контроль в ДЮСШ.
Программа многолетней подготовки юных волейболистов детско-
юношеских спортивных школ по волейболу рассчитана на 9 лет.
Программирование процесса многолетней подготовки волейболистов
дает необходимый эффект только при наличии системы контроля за ходом
подготовки. Большая роль отводится педагогическому контролю, задача ко-
торого состоит в осуществлении индивидуализации тренировочного про-
цесса с учетом пола, возраста, степени физического развития занимающихся
и уровня их физической подготовленности, в определении эффективности
применяемых средств и методов по видам подготовки, коррекции трениро-
вочных планов.
В программе для детско-юношеских спортивных школ определены
требования по физической подготовке, при приеме в учебные группы, при
выпуске из них и по окончании каждого года занятий (переводные). Ре-
зультаты контрольных испытаний по физической подготовке и сопостав-
лении их с нормами позволяет тренеру выявить динамику роста спортив-
ных результатов и прогнозировать достижения спортсмена.
О психологической напряженности игры свидетельствует длитель-
ность приема мяча с нападающего удара. Осуществляя это важное дейст-
вие, волейболисты должны оценить направление полета мяча, спланиро-
вать свое действие, принять мяч. На все эти действия волейболисту требу-
ется примерно 0,40 сек. Приведенные временные характеристики свиде-
тельствуют о том, что волейбол предъявляет очень жесткие требования к
быстроте и точности восприятия, к интенсивности и устойчивости внима-
ния, к скорости реакции, а также требует от игрока исключительной точ-
ности и дифференциации движений.
Энергозатраты во время активно проведенной игры весьма значитель-
ны. Потеря веса может в некоторых случаях достигать 2,5-3,0 кг., что сви-
детельствует о большом объеме и интенсивности соревновательных нагру-
зок. Такие энергозатраты, по-видимому, связаны с тем, что в процессе иг-
ры, особенно при участии в ответственных соревнованиях, большие требо-
вания предъявляются к центральной нервной системе. Причина этого мо-
жет заключаться в том, что:
1. Постоянно меняющаяся ситуация игры требует от игрока быстро
переключаться от выполнения одного движения к другому. Такое пере-
ключение связано с перегруппировкой процессов торможения и возбужде-
ния, происходящих в минимально короткий промежуток времени. При не-
достаточной подвижности процессов возбуждения и торможения происхо-
дит их сталкивание, нарушается ранее сформированный стереотип.
2. Несмотря на всю динамичность игры в целом, волейболист часто
принимает вынужденное исходное положение в ожидании мяча при прие-
ме подачи, нападающем ударе, при готовности к страховке и т. д. Напря-
женное состояние в момент игры партнеров и “противника” (незначитель-
ное по сравнению с другими видами спортивных игр передвижение по
площадке) вызывает значительное статическое напряжение мышц. При
статических напряжениях быстрее развивается утомление соответствую-
щих двигательных центров.
Интересно отметить, что нервное напряжение в нападении снижается,
а в защите повышается. Поскольку волейбол – игра командная, каждый
игрок свои действия должен согласовывать с действиями игроков всей ко-
манды. Эти особенности волейбольных соревнований требуют от спорт-
смена умения ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, что воз-
можно только при наличии полного самообладания и максимальной сосре-
доточенности.
Содержание психологической подготовки
Психологическую подготовку спортсмена целесообразно подразде-
лять на: а) общую, направленную на развитие психических функций и ка-
честв личности, необходимых для успешной деятельности в данном виде
спорта, и б) специальную, направленную на формирование готовности
к конкретному предстоящему соревнованию.
Общая психологическая подготовка осуществляется в каждой трени-
ровке в течении всего спортивного стажа, так как совершенная физическая,
техническая и тактическая подготовка спортсмена неразрывно связана
с психологической. В ходе ее спортсмен познает свои функциональные
возможности и объективные предпосылки к победе, укрепляет веру в свои
силы, приобретает необходимый психологический тонус.
Специальная психологическая подготовка направлена на достижение
оптимальной работоспособности спортсмена при выступлении в каждом
конкретном соревновании: регулируется предстартовое состояние, готов-
ность к наилучшему выполнению определенной программы действия
в конкретных условиях.
Оба вида психологической подготовки – как общая, так и специальная
– взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Учитывая то, что в процессе общей психологической подготовки во-
левая подготовка приобретает решающее значение, целесообразно остано-
виться на средствах воспитания волевой подготовки. Как составляющую
специальной психологической подготовки рассмотрим некоторые методы
регуляции предстартового состояния спортсмена.
Средства воспитания волевых качеств волейболистов
1. Воспитание настойчивости, выдержки и самообладания.
Специальных упражнений для воспитания настойчивости при овладе-
нии техникой и тактикой не существует. Необходима определенная орга-
низация тренировочных занятий.
Для стимулирования упорной работы над усвоением и совершенство-
ванием техники и тактики большое значение имеют:
а) эмоциональность трудных упражнений, применение соревнова-
тельного метода при выполнении отдельных приемов техники и тактики
под контролем тренера и самого тренирующегося;
б) отметки за качество выполнения;
в) поощрения игроков, проявляющих настойчивость и трудолюбие.
Чтобы преодолеть утомление и сохранить высокий темп игрок должен
обладать не только настойчивостью, но и выдержкой – способностью пере-
носить большие напряжения, преодолевать утомление и болевые ощущения.
Поэтому упражнения, применяемые для развития специальной выносливости
волейболиста, следует использовать и для воспитания выдержки.
Вот примерные упражнения:
а) бег с рывками в различных направлениях с преодолением различ-
ных препятствий, проводимый в конце занятий при наличии утомления;
б) прыжки с имитацией нападающих ударов, кувырки, перекаты влево
и вправо по зрительному сигналу;
в) прием зачетных нормативов по технике после интенсивной тренировки.
Применяя эти упражнения, необходимо постепенно повышать объем
нагрузки добиваясь, чтобы все задания выполнялись точно и до конца.
В противном случае они не будут служить средством воспитания выдерж-
ки и самообладания.
Хорошим средством развития настойчивости и выдержки являются
учебные игры в усложненных условиях со специальными заданиями, по-
вышающими напряженность игры.
Например: а) двухсторонние игры с неравным числом игроков;
б) игры с открытым и закрытым гандикапом, стимулирующие прояв-
ление волевых усилий, нужных для ликвидирования преимущества “про-
тивника” или для сохранения собственного преимущества;
в) игра, сопровождающаяся неблагоприятным эмоциональным фоном;
г) игры в условиях ненормального температурного режима.
В ряде случаев спортсмен сильную усталость и неприятные болезнен-
ные ощущения воспринимает как признак крайнего утомления организма и
истощения своих сил. Он прекращает выполнение упражнения, не пытаясь
преодолеть усталость. Но, как показывают специальные эксперименталь-
ные исследования, сильная усталость еще не является показателем столь
же сильного утомления организма и невозможности продолжать работу