Файл: На выполнение дипломной работы Студенту (ке) Дубровной Елизавете Алексеевне Группа со ту201 Специальность Туризм Тема вкр анализ опыта использования объектов космической инфраструктуры в туристской индустрии на примере космодрома Восточный.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты понятия объектов космической
1.1 Объекты космической инфраструктуры: виды, структура и эксплуатация
1.2 Космическая инфраструктура Российской Федерации
1.3 Мировой и российский опыт использования космических объектов в …...туристской индустрии
2.1 История создания и эксплуатации космодрома «Восточный» в Амурской …..области
2.2 Общая характеристика объектов космической инфраструктуры …....космодрома «Восточный»
2.4 Рекомендации по созданию туристского кластера на территории …..,космодрома «Восточный»
Алгоритм выполнения мероприятий по обеспечению безопасности в районах падения ОЧ РН включает в себя:
– заблаговременное оповещение местных администраций, на территории которых находятся районы падения ОЧ РН, о предстоящем пуске РН. Предпусковое обследование территории РП с использованием наземного транспорта или авиасредств. Эвакуация в безопасный район людей (охотников, рыболовов, сборщиков ягод, ученых, туристов и других лиц), обнаруженных в РП, наблюдение за пуском РН (падением ОЧ);
– послепусковое обследование территории района падения ОЧ РН, поиск фрагментов ОЧ РН, их нейтрализацию от остатков компонентов ракетного топлива (КРТ), экологический мониторинг, эвакуацию и утилизацию фрагментов ОЧ РН, возвращение эвакуированных людей на место их прежнего пребывания, а также актирование последствий падения ОЧ РН.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О космической деятельности» при всех пусках ракет-носителей осуществляется страхование материального ущерба третьим лицам, к которым могут быть отнесены как физические, так и юридические лица, осуществляющие природопользование или управление (для федеральных земель) на территориях, отведенных под районы падения.
Госкорпорация «Роскосмос» и АО «ЦЭНКИ» регулярно проводят мероприятия по сокращению количества и размеров районов падения ОЧ РН и предпринимают все необходимые меры по обеспечению безопасности в районах падения.
АО «ЦЭНКИ» обеспечивает комплексными пусковыми услугами по запуску космических аппаратов в рамках Федеральной космической программы, Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», в интересах обороноспособности и безопасности страны, по программам международного сотрудничества и по коммерческим проектам.
За период своего существования ФГУП «ЦЭНКИ» участвовало в качестве головного исполнителя (или соисполнителя) работ по организации и проведению большинства пусков РКН (ракет космического назначения) с космодрома Байконур. Кроме того, организованы работы или принято участие в обеспечении более ста пусков ракет космического назначения с космодромов Плесецк и Капустин Яр [21].
1.3 Мировой и российский опыт использования космических объектов в …...туристской индустрии
О динамичном развитии мировой туристической индустрии свидетельствует формирование нового туристического сегмента – космического туризма. Комерционализация космоса позволит заработать на отправке туристов в космос гораздо больше, чем его научные исследования. Уже открываются специализированные туристические агентства, разрабатываются транспорты, предназначенные исключительно для перевозки в космос туристов [11].
Наиболее значимыми событиями в развитии космического туризма стали следующие:
22 августа 1962г. – экспериментальный Пилотируемый Орбитальный Самолет USAF X-15 установил неофициальный мировой рекорд высоты – 107 км 960 м. Спустя более 40 лет этот рекорд побьет детище Virgin Galactic, летательный аппарат SpaceShipOne (111 км 996 м)
1985г. – Гари Хадсон (компания Pacific American Launch Systems) представил общественности проект дизайна многоразового одноступенчатого воздушно-космического аппарата (МВКА) «Phoenix» (вертикальные взлет и посадка). В этом же году Pacific American Launch Systems вместе с туристической компанией Society Expeditions дали старт проекту «Project Space Voyage». За $50000 каждый желающий имел возможность в течение короткого промежутка времени побывать на низкой околоземной орбите.
1986г. – в ходе очередного Международного Конгресса Астронавтики (International Astronautical Congress, IAF Congress) представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма» (Potential Economic Implications of the Development of Space Tourism). Гибель шаттла «Челленджер» во время взлета. Все находившиеся на борту космонавты погибли, включая Кристи Маколифф. Школьная учительница должна была стать первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла. Спустя некоторое время, правительство США ввело запрет на полеты в космос непрофессионалов.
1993г. – организация Japanese Rocket Society (JRS) объявила о старте кампании по развитию космического туризма как вида предпринимательской деятельности. Основан исследовательский комитет Transportation Research Committee, задачей которого стала разработка летательного аппарата для перевозки туристов
1994г. – 19 мая в городе Йокогама прошел Международный симпозиум, посвященный технологическим и научным достижениям в сфере освоения космоса (International Symposium on Space Technology and Science, ISTS).
1997г. – учреждение Сообщества по Развитию Космического Туризма (Space Tourism Society) в Лос-Анджелесе, Калифорния. Март. В Бремене, Германия, открылся Первый Международный Симпозиум по вопросам Космического Туризма (First International Symposium on Space Tourism), организованный компанией Space Tours Gmbh. Мероприятие вызвало широкий интерес у прессы и общественности. 1998 1 января учрежден первый японский космический туроператор Spacetopia Inc. Одни из партнеров-спонсоров Первого Международного Симпозиума по вопросам Космического Туризма, компания Daimler-Benz Aerospace GmbH начала собственную программу по изучению вопросов космического туризма. Апрель - гигант пищевой промышленности Японии, компания Suntory вместе с Pepsi-Cola Japan объявили о начале акции, победители которой получат возможность стать космическими туристами. Май – собраны первые 5 миллионов долларов призового фонда X Prize.
28 апреля 2001г. – запущен космический корабль «Союз ТМ-32» с первым космическим туристом на борту Денисом Тито. 24 августа - компания MirCorp, занимающаяся эксплуатацией орбитальной станцией «Мир», объявила о заключении с правительством России, Ракетно-космической корпорацией им. Королева «Энергия» и Российским авиационно-космическим агентством (Росавиакосмос) соглашения. Условия договора предусматривали разработку и запуск первой в мире частной космической станции Mini Station 1.
15 марта 2002г. – в Жуковском ученые и инженеры продемонстрировали прототип МВКА Cosmopolis XXI для доставки на орбиту космических туристов. 25 апреля - «южноафриканский Билл Гейтс» Марк Шаттлуорт (Mark Shuttleworth) стал вторым в истории космическим туристом и первым жителем Южной Африки, побывавшим в космосе.
2003г. – 1 февраля в небе над Техасом при заходе на посадку потерпел крушение шаттл «Колумбия» (Columbia) с семью членами экипажа на борту. 28-я миссия стала для шаттла последней. Трагедия заставила общественность задуматься о продолжении развития космического туризма как вида экстремального отдыха и предпринимательской деятельности. 20 апреля – в пустыне Мохаве компания Scaled Composites представила суборбитальный космический корабль многоразового использования SpaceShipOne и самолет-носитель White Knight. 19 мая – совершил свой первый полет SpaceShipOne. 17 декабря - SpaceShipOne впервые преодолел звуковой барьер.
2004г. – 21 июня частный космический корабль многоразового использования SpaceShipOne совершил испытательный полет за пределы земной атмосферы. 17 июля – компания Constellation Services International (CSI) впервые представила инициативу организации полетов к Луне. Программа получила название Lunar Express Space Transportation System. 23 декабря - президент США Джордж Буш подписал закон, регламентирующий права на проведение частных полетов людей в космос. Согласно этому документу, граждане США имеют полное право совершать полеты в космос на частных летательных аппаратах на свой страх и риск. Общество приняло эту новость с оптимизмом. Считалось, что подписание актов такого рода повлечет за собой рост вложений в отрасль со стороны частных инвесторов.
1 октября 2005г. – ученый Грегори Олсен (Greg Olsen), работающий в сфере оптоэлектроники и возглавляющий компанию Sensors Unlimited, стал третьим в истории космическим туристом. Американец провел на МКС восемь дней. 17 октября – компания Virgin Galactic начала прием заявок желающих стать космическими туристами.
18 сентября 2006г. – американка иранского происхождения Анюше Ансари (Anousheh Ansari) стала первым космическим туристом-женщиной. Она заменила японца Дайсуке Эномото, который не смог полететь в космос из-за проблем со здоровьем.
7 апреля 2007г. – Доктор Чарльз Симони (Charles Simonyi) стал пятым по счету космическим туристом. Путешествие обошлось ему в 20 миллионов долларов. Июль - пресс-служба Bigelow Aerospace объявила о намерениях компании ближе к 2010 году построить космический отель. Примечательно, что заявление американской компании последовало сразу после того, как испанская Galactic Suite сообщила о намерениях построить отель для космических туристов до 2012 года.
В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз на Российский сегмент МКС. Организацией полетов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали шесть туристов (данные на конец 2008 года).
Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость. Хотя стоимость тура на орбиту составляет 20-23 млн долларов, число желающих увидеть космос неуклонно растёт. С июля 2007 года стоимость космического тура выросла с 20 до 30–40 миллионов долларов. В ближайших планах - предоставить космическим туристам возможность на 1,5 – 3 часа выйти в открытый космос. К стоимости обычного космического тура – 20 млн. – прибавляется еще примерно 15 млн. Сам космический полет удлиняется до 2–3 недель, потому что человеку нужен больший срок для адаптации. Увеличивается и срок подготовки к космическому полету, который будет составлять 190 дней; в подготовку будет включена тренировка навыков работы в скафандре. Наряду с этим возрастают требования к здоровью туриста, так как выход в открытый космос – это очень энергоемкая операция, во время выхода на пару часов за пределы космического корабля человек теряет 2-3 килограмма веса. Через несколько лет особо богатым туристам будет предложено совершить облет Луны [5].
В ближайшее время космический туристический продукт может формироваться из следующих услуг:
1 Полет на орбиту:
– космическая туристическая услуга: полет на Международную космическую станцию. Включает весь цикл предполетной подготовки, транспортировку на МКС и обратно и недельное пребывание на станции;
– стоимость: $20 млн.- $40 млн;
– услугой можно воспользоваться в любое время (но следует учитывать очередь космических туристов и график запусков).
2 Полет в открытый космос:
– космическая туристическая услуга – выход за пределы Международной космической станции на 2-3 часа;
– стоимость $15 млн. за выход в космос (цена предварительная) + $20 млн. за полет на МКС;
– услугой можно воспользоваться в ближайшие два-три года.
3 «Окололунная миссия» (Dеер Space Expeditions (DSE) Alpha):
– космическая туристическая услуга: облет вокруг Луны на расстоянии примерно 100 км от поверхности. Предполагается, что космический турист проведет до 14 дней на МКС и 5,5 дней в полете до Луны и вокруг нее;
– стоимость: $100 млн. (предположительная цена);
– услугой можно воспользоваться в ближайшие четыре-пять лет.
4 Суборбитальный полет:
– космическая туристическая услуга: Полет на космическом челноке на высоте примерно в 100 км. За время короткого путешествия космический турист успеет посмотреть на Землю из космоса и испытать невесомость;
– стоимость: $102 тыс. (предположительная цена);
– сроки начала суборбитальных полетов Space Аdvепtuгеs пока неизвестны.
Несмотря на особые условия организации космического туризма интерес к этому направлению будет неуклонно увеличиваться. Космический туризм имеет большие перспективы, но на сегодняшний день существуют некоторые трудности, тормозящие этот процесс, это и высокая стоимость тура и разногласия между российскими, американскими и европейскими партнёрами по поводу использования космической станции вне научных целях. Но эти вопросы решаются уже сейчас, и возможно совсем скоро космический туризм станет доступным видом отдыха для всех жителей нашей планеты [20].