Файл: 1 Туристский потенциал территории как основа для развития индустрии туризма.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Туристский потенциал территории как основа для развития
1.1 Понятие и составляющие туристического потенциала, его значение в туризме
1.2 Особенности формирования туристского потенциала как
1.3 Мировой опыт использования туристского потенциала как составной части экономики
2 Анализ использования туристского потенциала для
комплексного развития территории республики Дагестан
2.1 Рекреационные ресурсы республики Дагестан как основа для
2.2 Анализ опыта использования туристических объектов Республики Дагестан в туристской отрасли
2.3 Анализ рынка потребителей туристских услуг республики
2.4 Рекомендации по использованию туристского потенциала
республики Дагестан, перспективы развития туризма
Список использованных источников
3) по одному главному показателю (экономическим: объему продаж, прибыли, рентабельности, приведенным затратам и другие, техническим: посещаемости сайта, и тому подобное).
Методы объединения системы показателей в критерий эффективности, в том числе:
1) статистические совокупности показателей;
2) интегральные индексы;
3) функциональные комплексы показателей.
По поводу объединения показателей в оценочный комплекс предлагаются разные методы. Возможно назвать три подхода к конструированию оценочного комплекса:
1) статистический;
2) интегральный;
3) функциональный.
В условиях развития рыночных отношений ни одна туристская фирма не может существовать без эффективного планирования своей деятельности.
Планирование является ключевым элементом успеха турбизнеса. Без бизнес-плана предприятие индустрии туризма вынуждено предпринимать ответные меры в кризисных ситуациях, а не эффективно управлять.
Бизнес – план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Бизнес – план является основой бизнес – предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Если группа инициаторов нового бизнес–проекта хочет привлечь денежные средства под его реализацию, то в таком случае бизнес-план призван убедить инвесторов вложить деньги в данный проект.
Если предприятие хочет привлечь банковский кредит под реализацию нового проекта, то тогда бизнес – план должен доказать кредиторам, что выданный кредит вернется в установленный срок, а предприятие будет в состоянии погасить процентные выплаты.
Если же кредит планируется получить у государственных органов, поддерживающих развитие предпринимательства, то в бизнес-плане необходимо указать социальную значимость проекта.
Таким образом получается, что в зависимости от того, для кого предназначается бизнес–план, в нем следует делать акценты на те или иные разделы: для кредиторов – на финансовые показатели и факторы снижения рисков
, для собственных нужд – на технологический процесс производства, для государственных органов – на несоциальные параметры проекта.
Существует большое многообразие моделей разработки бизнес–планов, а конкретное их содержание различно. Это сложилось исторически и не только не усложняет процесс взаимодействия предприятий друг с другом, но и наоборот, способствует развитию и распространению идей, положенных в основу процесса разработки бизнес–планов.
В условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают.
К сожалению, в туризме маркетингу уделяется не то внимание, которого он заслуживает в условиях рыночных отношений в России. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России обусловленный огромным количественным потенциалом рынка не служил стимулом к активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма.
Насыщенность рынка туризма разнообразными туристическими услугами, острая конкурентная борьба туристических фирм за предпочтения потребителей, возможность предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии, управленческие структуры обусловили необходимость и возможность использования маркетинга в сфере туризма.
Углубление индивидуализации потребительского спроса, переход от массового стандартизованного к дифференцированному предложению туристских услуг и товаров, концентрационные процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость обращения все большего внимания на маркетинговые исследования, стратегию и планирование.
Туристские фирмы, которые ориентируют свою деятельность на развитие тесных отношений с клиентами, в процессе стратегического планирования должны определять своего клиента, свой конкретный сегмент на туристском рынке.
Под маркетинговым планированием подразумевается политика и стратегия туристского предприятия в области разработке, установления цены, реализации продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя «образом» услуги.
Маркетинговое (рыночное) планирование всегда являлось важным вопросом в развитии и успешном существовании туристской фирмы, одним из важнейших элементов управления маркетингом, без которого вся система маркетинговой деятельности фирмы представляет собой разрозненные действия, не связанные общей идеей, учитывая, что туристская услуга носит прежде всего комплексный характер такое положение дел не допустимо.
Был проведен опрос потребителей, в приложении А представлена анкета с вопросами.
Вопрос 1 Определите свой пол и возраст.
По результатам исследования, было выявлено, что большая часть составляет женщин до 35 лет.
На рисунке 5 можно видеть процентное соотношение опроса.
Рисунок 5 – процентное соотношение пола и возраста
Вопрос 2 При планировании проведения отпуска вы:
А) обратитесь в туристическую фирму
Б) самостоятельно организуете свой отдых
На рисунке 6 можно увидеть, что 78% потребителей выбирают обращаться в туристическую фирму.
Рисунок 6 – Выбор при планировании отпуска
Вопрос 3 Вы планируете провести свой отдых в компании:
А) семьи
Б) друзей
В) самостоятельно
На рисунке 7 можно определить, что 59% потребителей выбирают отдых с друзьями.
Рисунок 7– Компания для отдыха
Вопрос 4 Каким критерием вы пользуетесь при выборе места отдыха
А) отзывы и рекомендации знакомых;
Б) популярность места отдыха;
В) интенсивность рекламы;
Г) другое.
Из рисунка можно сделать вывод, что очень плохо маркетинг действует на востребованность отдыха потребителя.
Рисунок 8 – Критерии при выборе
Вопрос 5 Какой уровень проживания вы планируете выбрать:
А) отель 5 звезд;
Б) отель 4 звезды;
В) отель 3–2 звезды;
Г) съемное жилье.
На рисунке 9 можно увидеть диаграмму с ответами потребителей, 67% выбирают отель 4 звезды.
Рисунок 9 – Уровень проживания
При дальнейшем проведении социологического исследования по выявлению мотивации путешествия и факторов, оказывающих влияние на выбор турпродукта, можно будет выявлять основные тенденции, которые изменяются с течением времени, и таким образом организовывать деятельность туристической фирм для более продуктивной работы.
Вопрос 6 Какой вид туризма Вы бы предпочли для Вашего отпуска?
– Оздоровительный;
– Рекреационный;
– Культурно–познавательный;
– Культурно–гастрономический ;
Эно–исторический
Рисунок 10 – Какой вид туризма Вы бы предпочли для Вашего отпуска?
По результатам ответов на первый вопрос, было выявлено, что 20% опрошенных выбрали бы для своего отпуска эно–исторический туризм (рисунок 10). Преимущественно это были респонденты со средним уровнем достатка, высшим образованием и из большого города.
Вопрос 7 Где вы предпочитаете отдыхать?
Практически все опрошенные, а это 80% предпочитают за границей. Тем самым многие не были в Республике Дагестан (рисунок 11).
Рисунок 11 – Предпочтения туристов в отдыхе, в %.
Вопрос 8 Стоит отметить и тот факт, что многие не знают, что такое эно–исторический туризм. Лишь 15% опрошенных респондентов имеют представление о таком направлении (рисунок 12).
Рисунок 12 – Знания респондентов об эно–историческом туризме, в %.
Исходя из данных рисунка 12, можно сказать, что большинство людей не знают о таком направлении как «эно–исторический туризм» и значит, не приобретут тур с такой тематикой. Можно предположить, что такой вид туризма будет интересен иностранным туристам.
Все чаще люди при выборе места своего будущего отдыха выбирают курорт не только по многообразию достопримечательностей, но и по разнообразию кулинарных изысков.
В России на данный момент спрос на гастрономический туризм низок, как и интерес к дорогим эно–историческим турам. В последнее время наблюдается появление большого количества проектов для развития гастротуров.
Российские туроператоры редко включают такие в основную программу отдыха, а именно только эно–историческая поездка с целью познания гастрономии на сегодняшний день большая редкость. Также сейчас нет четкой системы этих туров. Эксперты полагают, что уже в недалеком будущем в России возникнут свои необычные культурно–гастрономические маршруты. Поэтому создание такого рода тура в Республику будет востребован.
В 2023 году Министерством курортов и туризма Республики Дагестан будет создан проект «История вина в Дагестане», которая станет отправной точкой к развитию культурно–исторического и эногастрономического туризма. Именно это станет шагом к развитию эно–исторического туризма и притока туристов в Республику Дагестан.
2.4 Рекомендации по использованию туристского потенциала
республики Дагестан, перспективы развития туризма
Событийный туризм, как наиболее интересная отрасль в развитии современного туристского бизнеса, набирает все большую популярность в последние годы. Суть событийного туризма заключается в принятии участия или посещения определенного мероприятия в рамках запланированного тура. Каждая страна на карте современного мира уникальна по-своему и имеет определенные богатства, будто историко-культурный потенциал, природный или рекреационный. Кроме того, практически в каждой стране происходят события, которые по своей части могут представлять определенную ценность и самое главное – интерес не только со стороны своих граждан, но и в глазах потенциальных туристов. Как правило, такими событиями могут быть спортивные мероприятия, важные исторические события, мероприятия развлекательного характера, например, известные на весь мир Венецианский и Бразильский карнавалы, которые привлекают гостей со всего мира, эмоционально захватывая каждого из них.
Говоря о событийном туризме, как о популярном тренде в современном туризме [13], стоит отметить, что не все страны эффективно используют этот механизм в экономике своего государства, не смотря на богатые культурные, природные, рекреационные ресурсы, благодаря которым можно было бы в полной степени развить этот вид туризма. Речь идет о нашей стране – государстве с огромной территорией, богатейшей историей, огромными природными богатствами. Так как в последнее время особую популярность приобрел Каспийский регион [15], то следует наиболее детально изучить его на предмет развития новой отрасли туризма – событийной. Наиболее перспективным регионом на побережье Каспия является республика Дагестан – пожалуй, самая большая по площади республика на территории Северного Кавказа, с выгодным геостратегическим положением, теплым климатом, богатыми туристскими возможностями [14]. Туризм играет немаловажную роль в экономике Дагестана. Хотя начал он развиваться не так давно, но благодаря всевозможным видам туризма, которые представлены в этом регионе, здесь будет интересно любому путешественнику. Если говорить непосредственно о событийной части туризма, то она уже начала функционировать в Дагестане последние несколько лет.