Файл: 1 Туристский потенциал территории как основа для развития индустрии туризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Туристский потенциал территории как основа для развития

индустрии туризма

1.1 Понятие и составляющие туристического потенциала, его значение в туризме

1.2 Особенности формирования туристского потенциала как

состав части экономики

1.3 Мировой опыт использования туристского потенциала как составной части экономики

2 Анализ использования туристского потенциала для

комплексного развития территории республики Дагестан

2.1 Рекреационные ресурсы республики Дагестан как основа для

развития туризма

2.2 Анализ опыта использования туристических объектов Республики Дагестан в туристской отрасли

2.3 Анализ рынка потребителей туристских услуг республики

Дагестан

2.4 Рекомендации по использованию туристского потенциала

республики Дагестан, перспективы развития туризма

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Характеристика турфирм, работающих в Дагестане

Приложение Б

Анкетирование потребителей



Туристский потенциал формируется под воздействием целого ряда факторов, таких как (рисунок 2):



Рисунок 2 – Целевой фактор туристских потенциалов

Как видно из рисунка 2, туристский потенциал как абстрактно взятое целое включает следующие составные элементы: ресурсный, материально–технический, кадровый, законодательно–правовой, информационный, организационный, научно-технический потенциалы.

Переход на качественно новый уровень развития, существенное повышение эффективности туризма требует интенсивного и сбалансированного развития ресурсного, организационного, технического, научно–методического и кадрового потенциала туризма. Преобразования такого рода не принесут желаемого результата, если одновременно не будут существенно повышены профессионализм кадров, их ответственность.

Ресурсную базу туризма составляют туристско–рекреационные ресурсы, которые представляют собой совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Туристские ресурсы состоят из различных природных, культурно–исторических, социально–экономических объектов и явлений, которые пригодны в качестве основы для предоставления туристских услуг (Таблица 2) [3].

Таблица 2 – Туристские ресурсы

Ресурсы

Краткая характеристика

Экологические ресурсы

Совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающих экологическое равновесие в биосфере и ее подразделениях

Культурные и исторические ресурсы

Объекты и комплексы объектов, которые обеспечивают общество информацией о его происхождении и развитии

Природные ресурсы

Природные объекты и явления, используемые для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человека и повышающие его качество жизни

Эстетические ресурсы

Сочетание природных факторов, положительно воздействующих на человека через органы чувств

Антропологические ресурсы

Явления, условия и факторы, необходимые для существования человека

Рекреационные ресурсы

Часть природных и культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и

здоровья человека


Основным элементом туристского потенциала, определяющим его уровень и эффективность использования, является кадровый потенциал. Кадровый потенциал управления представляет собой располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем возможности, характеризуемые количеством управленческого персонала, его профессионально–образовательным уровнем, совокупностью способностей и возможностей управленческих кадров обеспечивать эффективное функционирование туристского комплекса [3].

При достижении оптимального уровня развития кадрового потенциала численность и структура кадров соответствуют потребностям рациональной организационной структуры управления туризмом и сложности решаемых задач, уровень квалификации и профессионализма кадров позволяет обеспечивать высокое качество принятых решений и их скорейшую реализацию, физические данные и индивидуально–психологические характеристики кадров соответствуют специфике управленческой деятельности. Уровень развития кадров для туристского комплекса обеспечивает сознательное и ответственное отношение к своим функциональным обязанностям.

Таким образом, кадровый потенциал включает в себя работников аппарата управления всех уровней и предполагает постоянное повышение профессионального уровня руководящих кадров и менеджеров с целью повышения качества принимаемых ими решений [4].

Туристский потенциал и туристские ресурсы дестинации определяют основные условия туристского предложения территории.

При формировании различных видов туристского продукта в виде многообразных туристских услуг требуются соответствующие им туристские ресурсы. Одни виды туризма требуют уникальных природных ресурсов, другие природных и искусственно созданных человеком ресурсов, третьи наличия объектов культурного наследия, четвертые совокупности всех вышеперечисленных ресурсов. Другими словами, для того, чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов.

Туристские ресурсы – природно–климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить различные потребности туристов

, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы, как доступную часть туристского предложения, так и его вероятную часть, не использующуюся в настоящее время по объективным причинам, но имеющую вероятность использования в дальнейшем.

Ресурсный потенциал сферы туризма представляет собой сложное, многоаспектное явление. Ресурсный потенциал сферы туризма можно определить как обобщающую количественно–качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает сфера туризма в масштабах страны, региона, предприятия, необходимых для осуществления деятельности по предоставлению качественного обслуживания туристов.

Туристские ресурсы можно разделить на следующие основные группы (таблица 2)

Таблица 3 – Группы туристких ресурсов

Название

Характеристика

Природно–географические

Следует относить собственно туристские территории, памятники природы, водные и воздушные ресурсы, флору и фауну

Культурно–исторические

Относятся объекты культурного и исторического наследия, музеи, памятники истории и архитектуры и прочее


Продолжение таблицы 3

Название

Характеристика

Социально–экономические

Ресурсов включаются средства и условия осуществления туристской деятельности, в том числе – финансовые ресурсы

Материально–технические

Включают в себя транспортные возможности, в том числе и инфраструктуру, средства размещения, индустрию питания и развлечений, розничную торговлю и так далее.

Трудовые ресурсы являются необходимым и важнейшим условием осуществления туристской деятельности и включают в себя как кадры, работающие в туризме, так и возможности их подготовки.

Первоначальной основой развития туризма являются, бесспорно, природные и географические условия. Не случайно туризм на ранней стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности населения. Трудовые ресурсы создают возможность обеспечения туристских потребностей обслуживающим персоналом. Однако без развитой материально–технической базы туризма нормальное функционирование сферы туризма невозможно. Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально рационально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы [4].


Туристские ресурсы динамичны и способны приобретать новые качества путем преобразований, проводимых организаторами туризма с целью их обустройства и приспособления для использования в новых видах туристской деятельности. Чем большим ассортиментом различных туристских ресурсов располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и для увеличения продолжительности их пребывания.

Следует отметить, что потребление туристских ресурсов происходит в месте их непосредственного размещения, поэтому вопросы сохранения и воспроизводства туристских ресурсов, принимающих территорий играют важную роль.

1.2 Особенности формирования туристского потенциала как

состав части экономики


В современных условиях для достижения регионального экономического роста необходимо эффективное использование конкурентных преимуществ экономики регионов, на поиск и реализацию которых должна быть направлена стратегия управления региональным развитием. Одним из экономических преимуществ ряда российских регионов, в том числе Нижегородского, является наличие целого комплекса условий, благоприятных для развития туристской отрасли. При этом для реализации в регионе большей части туристских проектов не требуется значительного привлечения бюджетных средств, а необходимы в первую очередь организационные усилия власти по созданию эффективной системы управления развитием регионального туристского потенциала.

Туристский потенциал качественно и количественно характеризует региональные туристские ресурсы и их функциональные возможности. Он является частью экономического потенциала региона, представляющего собой совокупную способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

В России туристский потенциал был введен в состав регионального инвестиционного потенциала.

Важнейшей составной частью туристского потенциала местности являются туристские ресурсы, которые, благодаря своим свойствам, таким как уникальность, историческая или художественная ценность, оригинальность или лечебно-оздоровительная значимость, могут быть использованы для организации различных видов туристской деятельности.

В комплексе туристских ресурсов особое место занимают культурно исторические ресурсы, которые служат предпосылкой для организации познавательных видов туризма. Они также определяют локализацию туристских потоков и направления экскурсионных маршрутов. Культурно–исторические ресурсы подразделяются на материальные и духовные. Материальные представляют сохранившиеся уникальные орудия труда прошлых эпох и современные оригинальные, характеризующие общество на разных исторических стадиях его развития; духовные и нравственные ценности сохраняются в форме традиций и обычаев, соблюдаемых в данном обществе. Они выражены также в достижениях в области образования, науки, искусства, литературы, в своеобразии форм организации государственной и общественной жизни.