Файл: 1 Туристский потенциал территории как основа для развития индустрии туризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Туристский потенциал территории как основа для развития

индустрии туризма

1.1 Понятие и составляющие туристического потенциала, его значение в туризме

1.2 Особенности формирования туристского потенциала как

состав части экономики

1.3 Мировой опыт использования туристского потенциала как составной части экономики

2 Анализ использования туристского потенциала для

комплексного развития территории республики Дагестан

2.1 Рекреационные ресурсы республики Дагестан как основа для

развития туризма

2.2 Анализ опыта использования туристических объектов Республики Дагестан в туристской отрасли

2.3 Анализ рынка потребителей туристских услуг республики

Дагестан

2.4 Рекомендации по использованию туристского потенциала

республики Дагестан, перспективы развития туризма

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Характеристика турфирм, работающих в Дагестане

Приложение Б

Анкетирование потребителей



Туристский потенциал – это важный показатель в туристической индустрии. Мало кто задумывался, а что интересного может предложить гостям его маленький или большой город. Речь не идет о таких городах, как Москва или Санкт–Петербург, но множество малых городов России могут привлечь туристов, но не задумываются об этом.

Каждая территория наделена определенным комплексом рекреационных, человеческих и иных ресурсов. Совокупность ресурсов составляет потенциал территории в аспекте «будущее развитие». Если территория умеет адекватно использовать свой потенциал, то она может смело относится к прогрессивным территориям.

Туристский потенциал – пространственно-временное сочетание природных, общественных и природно–общественных ресурсов, резервов и возможностей для организации и осуществления туристской деятельности [8].

Туристский потенциал может быть явным и скрытым. От того насколько раскрыт потенциал территории зависит туристический успех. Однако туристический потенциал не раскрывается сам по себе. Необходимы усилия как со стороны местно самоуправления и жителей, так и со стороны государства.

Необходимо отметить, что туристские ресурсы данной местности могут быть представлены как специально организованными туристскими объектами (музеи, галереи, выставки и так далее), так и неорганизованными, служащими как бы сопутствующими основной экскурсии, создающими и поддерживающими определенную атмосферу путешествия – улицы, кварталы, набережные, парки, архитектурные ансамбли и другое.

Именно уникальность и своеобразие придают культурным объектам форму туристского ресурса. Туризм как социальное явление объективно направлен на сохранение многообразия культур, созданных разными народами. В этом заключается одна из важнейших социальных функций туризма. Другую составляющую туристского потенциала местности представляет материально–техническая база туризма, то есть, ее туристская инфраструктура, представленная основными фондами туристского центра, с помощью которых осуществляется прямое производство, продажа и предоставление туристу туристических услуг.

Одним из показателей развитости материально–технической базы туризма является коэффициент туристской плотности, то есть количество мест в средствах размещения туристов на душу населения (рисунок 3):




Рисунок 3 – Показатели развития туризма

Теперь мы можем определить основные принципы исследования, позволяющие объективно оценить туристский потенциал территориального объекта, что необходимо для принятия маркетинговых решений:

1) четкое определение самого понятия «туристский потенциал», без чего невозможно выявить туристскую емкость территориального объекта.

2) комплексность оценки туристского потенциала, то есть изучение и оценка всех возможных ресурсов территории, имеющих туристскую привлекательность, а также туристской инфраструктуры.

3) учет факторов внешней среды, способствующих или препятствующих развитию туризма в данной местности и способных оказать воздействие на количественную характеристику туристских потоков в данную местность.

4) определение туристских объектов, представляющих наибольший интерес для туристов, с целью дальнейшего использования данной информации при организации туристской деятельности: ориентации на тот или иной вид туризма, разработке туристского продукта.

5) выделение приоритетных видов туризма, способных получить развитие в данной местности, исходя из имеющихся в наличии туристских ресурсов.

6) оценка предельных величин туристских ресурсов (определение границ использования конкретных видов ресурсов).

В маркетинговых исследованиях необходимо использовать и понятие пропускного потенциала, который ограничивает уровень использования ресурсного потенциала территориального объекта в туристских целях.

Пропускной потенциал территории образует ряд взаимосвязанных явлений. В научной литературе обычно выделяют два таких явления.

Первое – это уровень посещаемости данной местности, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим или другого рода последствиям либо в результате действий самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей инфраструктуры.

Второе – это уровень посещаемости данной территории, превышение которого приводит к негативным последствиям для местного населения и, вследствие этого к ухудшению взаимоотношений с туристами.

Нам представляется, что пропускной потенциал свойствен не только природному комплексу. Необходимо выделять и третье явление – уровень посещаемости, превышение которого оказывает разрушающее воздействие на невоспроизводимые туристские объекты – произведения искусства, архитектурные комплексы и так далее.



Таким образом, во всех случаях пропускной потенциал ограничивает предельные величины ресурсного потенциала туристского объекта.

1.3 Мировой опыт использования туристского потенциала как составной части экономики


Международный туризм оказывает влияние на развитие, как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида – туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определённом уровне его дохода и определенном уровне богатства общества. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами.

За последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытия иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%. Так, если в 1950 году число туристов во всем мире составляло 25 миллионов, а оборот туриндустрии – 2,1 миллиарда долларов США, то согласно данным Всемирной Туристской Организации Объединенных Наций (ВТООН) в 2019 году в мире было зарегистрировано 976 миллионов прибытия туристов, поступления от международного туризма достигли 372 миллиардов долларов. В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2019 год выросли в 344 раза.

Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса. Сфера туризма превратилась в один из важнейших факторов создания рабочих мест в мире. Развитие туризма стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах
, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содействует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города. Межкультурные связи и личные дружеские отношения, возникающие в процессе туристского обмена, являются важным фактором улучшения международного взаимопонимания и способствуют укреплению мира между народами земного шара [18].

Всемирная туристская организация одобряет стремление правительств стран к развитию партнерских отношений с предприятиями частного сектора, представителями местных администраций и неправительственными организациями, принимая, таким образом, активное участие в развитии туризма. Будучи уверенной в том, что туризм может быть эффективно использован в борьбе с бедностью, ВТООН приняла на себя обязательство участвовать в претворении в жизнь целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, посредством внедрения новой инициативы по развитию устойчивого туризма как средства искоренения нищеты.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с влиянием туризма на экономику отдельной страны.

Международный туризм выполняет ряд важных функций:

– международный туризм;

– источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;

– международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

Международный туризм в мире неодинаков, что объясняется в первую очередь разным уровнем социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% на – Азию, Африку и Австралию, вместе взятых. Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.