Файл: Реферат человек и природа. Общество и культура студентка 2 курса Гашина Олеся Вадимовна Группа 081 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Природные условия также влияют на темпы экономического развития. В первобытном виде природа была слишком щедрая (тропическая) или слишком суровая (далекий север), что замедляло развитие общества. В первом случае это было похоже на ведение человека на шпоры, тем самым замедляя его улучшение.

Во втором случае очень тяжелые условия жизни заставляли людей посвящать почти все свое время и силы обеспечению себя основными средствами к существованию. Наибольшего успеха человек добился там, где естественные условия общественного производства были разнообразны, а климат был не слишком мягким и не очень твердым[8].

На ранних стадиях социального развития в первую очередь использовались природные богатства средств существования, позже к ним добавлялись природные источники труда. В результате косвенная зависимость общества от природных условий усилилась. Запасы таких полезных ископаемых, которые раньше не эксплуатировались, как нефть, урановая руда, руды редких металлов, сегодня имеют огромное значение для каждой страны. И сегодня природные условия могут влиять только на географическое расположение производства, в том числе и сельскохозяйственного.

В-третьих, человек зависит от природных изменений в природе. Эти изменения могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные катастрофы (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и т.д.), долгосрочные катастрофы - это столетия изменения климата, опускания и подъема земной коры. Газеты, радио и телевидение почти еженедельно сообщают нам о разрушениях и человеческих жертвах в результате наводнений, ураганов и других стихийных бедствий[8].

Общество и культура

Общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов, культура же - оформлением этого содержания в процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей. Характер организационных форм культуры приобретает в последнее время особенно большое значение. Неправомерна постановка вопроса, являются ли те или иные институты формами общества или культуры, ибо тут они объединяют свои усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений. Отношения общества и культуры являются их взаимной потребностью друг в друге, их всесторонним взаимодействием. Культура необходима человеческому обществу с первых шагов его существования, поскольку тип организации коллективной жизни не закодирован у человека в генофонде, как у животных. Люди научились создавать особый тип предметной реальности - разнообразные объединения, союзы, организации - от родовых, племенных, религиозных до современных экономических, политических, правовых, научных, художественных и т.п., деятельность которых обеспечивается обретаемыми индивидом прижизненно представлениями, убеждениями, знаниями, умениями. Культура как сверхприродная сила имеет в своей основе сознательные действия, поэтому мера сознательности есть показатель уровня культуры. Развитие культуры - процесс, детерминированный меняющимся состоянием общественных отношений - государства, правовой системы, школы и т.д.[3].


При единстве технической культуры человечества, его социокультурная жизнь (политическая, юридическая, педагогическая, коммуникативная, художественная) оказывается многоликой для различных общественных групп. Так в культуре средневековой Европы различаются 4 культурных слоя: крестьянский, религиозный, светский, бюргерский. Идеологическое и социально-психологическое расслоение культуры отражает структуру общества на каждом этапе его развития. Отношения между обществом и культурой представляют собой взаимодействие, в котором сила каждой стороны может меняться, но обе являются активными участницами исторического процесса. Культура необходима обществу для восполнения отмершей биологической формы регуляции совместной жизни и деятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения её потребности самоосуществления и развития[3].

Поздние люди (habilis), как и ранние предчеловеки (австралопитеки), были хищниками, которые охотились с инструментами на довольно крупных животных и ели их мясо. Но из-за доминирования системы доминирования большая часть мяса досталась доминирующим животным. Остальные получили мало или совсем ничего. И, как правило, обходились стороной те члены дочеловеческой ассоциации, которые были более способны создавать инструменты, чем другие. Производственная деятельность могла развиваться и улучшаться только в таких условиях, когда она обеспечивала бы всем членам ассоциации равный доступ к охотничьей добыче. А это означало появление коллективной, коммунистической собственности на мясо, которая могла проявляться только в коммунистическом, общинном раздаче, то есть раздаче по принципу: от каждого по способностям, каждому по потребностям.      

Таким образом, возникла необходимость в установлении совершенно новых отношений, неизвестных животному миру - производственных, социально-экономических. Другими словами, возникновение общества стало необходимым. Но возникновение общинного распределения было немыслимо без ликвидации системы господства, без обуздания пищевого инстинкта его самых могущественных членов возникающим обществом. Только воля первобытного общества, воля всех членов коллектива, вместе взятых, могла обуздать зоологический индивидуализм. Но возникновение социальной воли было невозможно без способности продуцирующих существ подавлять свои инстинкты, обуздывать свой зоологический индивидуализм, держать себя под контролем, то есть без рождения индивидуальной воли. И эта индивидуальная воля сформировалась как частица и проявление социального. Имея корни в производственной деятельности, объективная потребность в возникновении производства, социально-экономические отношения не могли быть реализованы без преобразования существ, которые были всего лишь биологическими организмами, в те, которые представляли единство тела и духа, причем последние играли роль ведущая роль. Таким образом, производственная деятельность со всех сторон привела к рождению человеческого духа[5].         



Культура — это опыт человеческой деятельности, который в конечном итоге имеет жизненно важное значение для всего их данного конкретного сообщества в целом. Этот социально значимый или в целом значимый жизненный опыт людей фиксируется в лексике, грамматике и языковой системе в целом, в структурах и способах мышления, литературных произведениях (пословицах, поговорках, сказках, рассказах, романах и т. д.), различные приемы и методы. действия, нормы поведения, наконец, в различных материальных вещах, созданных человеком (орудия труда, конструкции и т. д.). Нормы поведения, приемы и способы действия, правила мыслительной деятельности, правила грамматики — все это разные формы практограмм.  

Все явления, в которых воплощен опыт общего значения, называются феноменами культуры. В связи с тем, что культура как опыт всегда воплощается в культурных феноменах, существует в них, совокупность последних также может быть охарактеризована и обычно характеризуется как культура[3]. 

Культура — это, прежде всего, программа деятельности, поведения. Основное значение общественно значимого опыта состоит в том, что он действует для каждого конкретного человека, овладевшего им, как руководство к действию, как программа его поведения.   

Время жизни социально-исторического организма всегда превышает время жизни любого из его членов. Поэтому постоянное обновление его человеческого состава неизбежно. В обществе происходит смена поколений. Одно сменяется другим.   

И каждое новое поколение, чтобы существовать, должно усвоить опыт, которым обладало уходящее. Таким образом, в обществе происходит смена поколений и одновременно передача культуры от одного поколения к другому. Понятие преемственности неразрывно связано с понятием культуры. Культура - это опыт человеческого сообщества, который передается из поколения в поколение[6]. 

Культура — это действительный опыт. Следовательно, это всегда опыт определенных групп людей. Различные человеческие сообщества жили в разных условиях. Поэтому у каждого из них был свой опыт, отличный от опыта других ассоциаций. Подобно тому, как человеческое общество в целом всегда было множеством социально-исторических организмов, человеческая культура всегда существовала как множество различных культур. Такими культурами были, например, древнеегипетская, шумерская, хеттская, римская, русская и др. их обычно называют местными культурами[8].


Человек - естественное, социальное и в то же время духовное существо, обладающее сложным внутренним миром с его сознательными и бессознательными процессами, памятью, волей, верой, знанием, чувствами, существом, думающим и переживающим, любящим и страдающим.

В ходе исторического развития создавались культурные ценности, разнообразные по форме и содержанию. Переходя из поколения в поколение, они накапливались и переосмыслялись человечеством. Культурные ценности и духовное богатство, воплощенные в произведениях искусства, науки и творчества, могут вызывать живой прямой отклик в душах людей. Все эти плоды развития человеческой цивилизации включены в сложную систему, объединенную общим понятием культура[8].   

В центре культуры находится человек, который находится в тесной связи с внешним миром, природой, в которой он живет, с обществом, в котором он действует и осознает себя как личность, и с духовной средой, которая его кормит и которой он в очередь, создает...

Формирование основ гуманистического постиндустриального общества выдвигает на первый план весь спектр гуманитарных наук, включая исследования в области психологии, социальной и культурной антропологии, а также человеческой философии в целом, призванные помочь человечеству развиваться. новая система глобальных и национальных приоритетов и даст достойный ответ на вызов истории[3].

Заключение

Люди, и особенно ученые, удивляются и восхищаются такими качествами природы, которые по отношению к человеку называются мудростью, изобретательностью, творческим гением. Но в то же время науки находят все более яркие свидетельства "бессмысленности", "расточительности" природы.

Сочетание этих противоречивых качеств доказывает спонтанное существование и развитие природы и получает свои разумные "решения" методом проб и ошибок. Однако, человек может чему-то научиться у природы.

Человек — это универсальная сила природы. Однако он больше не является чистой силой природы, так как признает и развивает свою универсальную природу как социальное существо.

В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного, биологического существования. Человек как природное, биологическое существо подобно любому живому организму двигается по кругу: рождение — жизнь — смерть. Благодаря культуре, человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным. С получением бессмертия через культурные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое развитие. В этом плане культура выполняет по отношению к человеческому бытию конструктивную функцию объективации не только сиюминутных целей и стремлений человека, но и его фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное.


Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2010.

  2. Гуревич П.С. Основы философии - М., Гардарика, 2015.

  3. Гуревич П.С. Философия культуры М., 2014.

  4. Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М., 2008.

  5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2004.

  6. Ойзерман Т. Проблемы историко-философской науки. - М., 1969.

  7. Радугин А.А., Радугин П.А. Философия: курс лекций. – М., 2005.

  8. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 2008.

  9. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарика, 2006.