Файл: Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям) зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1114

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Некоторые пытаются решить данный вопрос следующим образом: наши опасения на самом деле выражают наши скрытые желания, следовательно, выполнение в мечтах того, чего боишься, означает выполнение желания (Фрейд).


Другие авторы, например Штерн, указывают на то, что в жизни встречается множество таких случаев, когда человек не в состоянии выносить неопределенность положения. Поэтому постоянному опасению, что нечто случится, он в конце концов предпочитает, чтобы то, чего он так боится, действительно произошло, прекратив тем самым его мучения. Иногда страх выносить труднее, чем то, чего боишься (Штерн). Это наблюдение совершенно правильно. Однако оно все равно не объясняет, каким образом выполнение в мечтах того, чего боишься, может оказаться хоть как-то полезным, освобождая, пусть даже незначительно, от страха.


Представляется правильнее усматривать смысл грез, как и фантазии в целом, не в том, что они непременно предназначены для выполнения определенных целей субъекта, а иначе: у субъекта под воздействием определенных условий появляется отрицательная установка относительно определенного явления, эмоционально проявляющаяся в виде переживания страха. Естественно, что если бы данная установка реализовалась, страха, что может произойти то-то и то-то, быть не могло. Следовательно, данная установка нуждается в реализации, а поскольку в реальности это не удается, она перемещается в мир мечтаний.


То, что это так, хорошо видно и из того, что не все люди в своих мечтах одинаково часто обращаются к картинам осуществления своих опасений. Твердый и сильный, уверенный в себе человек, в целом оптимистически настроенный, о страшном не грезит. Зато в мечтах нерешительных, боязливых и пессимистично настроенных субъектов преобладают именно опасения.


Картины грез обычно реалистичны. Они касаются нашей судьбы, повествуют о наших приключениях, и понятно, что в них вообще невозможное и фантастическое для человека не фигурирует. Правда, вышеупомянутые заключенные мечтают о выходе на свободу такими путями, о которых в их условиях говорить серьезно не приходится. Однако в принципе обретение свободы таким образом все же не является совершенно невозможным, хотя в тех условиях, в которых находятся эти заключенные, они кажутся фантастическими, совершенно невозможными, но в надлежащих условиях это вполне осуществимо.



Одним словом, грезы касаются того, что хотя бы умозрительно осуществимо, ведь в мечтах мы не встречаемся ни с кентаврами, ни с химерами, ни с иными нереальными существами. Как бы то ни было, мечта все-таки имеет дело с действительностью. Исследования Смита, опирающиеся на большой материал, показывали, что мечты нормального взрослого человека чаще всего касаются его будущих планов. Поэтому понятно, что в грезах полностью игнорировать действительность невозможно.


Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь воображения и творчества.


Этапы творчества по Г. Уоллесу

В 1926 году английский психолог Грэм Уоллес в книге «Искусство мыслить» выделил четыре этапа (стадии) любого творческого процесса:

- подготовка,


- инкубация,


- озарение,


- проверка.


Подготовка

Человек начинает расширять свой кругозор. Здесь предмет его интересов может быть и очень широк, и довольно узок. Как правило, на этапе подготовки субъект творчества идет от более широкого предмета изучения к более узкому. Постепенно формулируется проблема. Иногда просто для корректной формулировки проблемы требуется продолжительное время, на протяжении которого предмет продолжает интенсивно исследоваться.


Так накапливаются интеллектуальные ресурсы, многие из которые лягут в основу решения. Но большинство, обычно, пропадет зря.

Для фазы подготовки важно:


- не стесняться проявлять интерес в какой бы то ни было сфере,


- осознавать свою исследовательскую деятельность, планировать ее,


- управлять своим настроением (иногда может потребоваться изучать скучнейший материал для понимания интересного),


- управлять вниманием (иногда полезна именно длительная концентрация на предмете для глубокого, полного его понимания).



Инкубация

Слово происходит от латинского incubatio - высиживание. Имеются в виду птицы, высиживающие яйца до вылупления из них птенцов.

На периоде инкубации творческая мысль производит бессознательную (в основном) переработку имеющихся данных. К этим данным относятся знания, умения, навыки человека, его разного рода идеи, образы и т.д.

На этапе инкубации человек не совершает прямых усилий по решению проблемы. Внешне это может напоминать что-то вроде свободного полета фантазии, смешения впечатлений, разных образов, эмоций и т.д.

Для этого периода в творческом процессе важно:


- добровольно воздерживаться от сознательных размышлений по данному предмету (можно работать над другой проблематикой или же просто отдыхать, пассивно или активно),


- иногда можно поддаваться внутреннему соблазну немного пофантазировать по данной проблематике, но ни в коему случае нельзя себя заставлять, как-то побуждать, мучиться поисками решения.


Здесь еще можно добавить, что творчество бывает разным. Бывает и такое творчество, которое внешне очень похоже на рутину. Типичный пример - работа руководителя довольно большой организации. Внешнему наблюдателю может показаться, что руководитель просто «функционирует». Но на самом деле он, возможно, постоянно находится в творческом поиске: как здесь улучшить, как тут организовать, как там предотвратить и т.д. В такого рода работе очень сложно выделить этапы творческого процесса, потому что слишком много пересекающихся линий, тут одновременно и подготовка, и инкубация и т.д. Такого рода ответственным работникам можно порекомендовать дисциплинировать себя и окружающих: выделять определенное время для анализа проблемы, для вынашивания идей, для реализации их. Где-то просто следует заставлять себя: «Об этом я пока не буду думать... Про это я подумаю послезавтра...»


Озарение

Рано или поздно возникает момент, когда (обычно) в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к решаемой задаче, все идеи и мысли, проработанные на стадии подготовки, вдруг преображаются в сознании. В итоге появляется на свет нечто новое, что и предоставляет человеку ключ к решению проблемы.



Здесь важно:


- не побуждать себя к озарению (считается, что важное озарение не может быть форсировано и искусственно вызвано);


- не упустить момент и «зацепиться мыслью» за возникшую идею

Проверка

Иногда наша интуиция и мышление могут нас подвести. Нам кажется, что мы чего-то добились, а на деле это оказывается совсем не тем. Часто это бывает просто потому, что нам хочется, очень хочется, чтобы озарение нас наконец посетило, и даже плохая идея нам на время может показаться гениальной.


Поэтому очень важен этап проверки. Здесь важно направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к оформлению их.

Практическое задание (решение задач).

1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков. 


а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры. 

Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам (К. Паустовский. «Золотая роза»).

Ответ: Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который им никогда раньше не воспринимался. Так, глядя на географическую карту, изучая её как книгу, герой отрывка произведения представляет себе то,что никогда не видел. "Изучал течения неведомых рек..."
б) …Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тот час же, точно в мальчике… закипели мстительные мысли… 


… И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды… 

…Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.

Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры… (А. Куприн. «Поединок»).

Ответ: Произвольное творческое воображение, т.е. воображение в ходе которого самостоятельно создаются образы, имеющие личную ценность. Образы возникающие в сознании связаны с сильным эмоциональным переживанием, в представленной ситуации участвуют реальные люди, но у них противоположный статус. Ромашов таким образом компенсирует нанесенную ему начальником обиду, хотя бы в воображении, потому, что в действительности сделать этого не может.