Файл: Организация работ участка по технологии диагностирования электропневматических контакторов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.1 Назначение и технические данные

Контакторы электропневматические (ПК-14—ПК-19; ПК-21 - ПК-26; ПК-31 - ПК-36; ПК-41-ПК-46) предназначены для замыкания и размыкания силовых цепей электровоза под током. Конструкция контакторов всех типов аналогична. Различаются они наличием или отсутствием системы дугогашения, конструктивным исполнением дугогасительных камер, блокировок и включающих вентилей.

Технические данные

Номинальное напряжение силовой цепи………………………………3000В

Номинальное напряжение цепи управления………………………..50 В

ПК-21 - ПК-26, ПК-31-ПК-36, ПК-41 - ПК-46, ПК-053Т………..500 А

ПК14 – ПК19 ……………………………………………………………..350 А

Разрыв контактов………………………………………………………24—27мм

Провал контактов …………………………………………………10—12 мм

Начальное нажатие, контактов …………………………………….3,5—5 кгс

Конечное нажатие контактов, не менее…………………………..27 кгс

Нажатие блокировочных пальцев …………………………………1,5—2,5кгс

Номинальное давление сжатого воздуха…………………………5 кгс/см2

Наименьшее давление сжатого воздуха для нормальной работы ПК ……………………………………………………………………….. 3,5 кгс/см2

Начальное давление сжатого воздуха для провер­ки пневматического привода на герметичность………………. 6,75 кгс/см2

Суммарный вертикальный люфт шарнирных соединений, приведенных к подвижному контакту не более……………………………………….1,5мм

Напряжение переменного тока частотой………………………….50 Гц

для испытания изоляции в течение 1 мин:

силовой цепи ……………9500 В

цепи управления……………………………………………..1500 В

Масса контакторов:

ПК-14 —ПК-19………………………………………………….12,5—14,3 кг

ПК-21 —. ПК-26……………………………………………………..25—28 кг

ПК-31—ПК-36………………………………………………………28—31 кг

Т1М1 —-ПК-46…………………………………………………….31—38 кг

ПК-053Т…………………………………………………………………….11 кг


Все включения, пере­ключения и отключения в силовой цепи при пуске, разгоне и тор­можении, а также подключения и отклю­чения шунтирующих резисторов при ос­лаблении возбуждения тяговых двигате­лей на электровозах осу­ществляют электропневматическими кон­такторами. В нормаль­ных условиях работы при последователь­ном соединении двух контакторов на один из них приходится половина мощности разрываемой дуги, при трех — одна треть и т. д. Однако равномерное распределе­ние мощности между контакторами наб­людается лишь при одновременном вы­ключении последовательно соединенных контакторов; незначительная разность во времени при выключении контакторов создает большую разницу в разрываемой мощности.

Электропневматический контактор сос­тоит: из изолированного металлического стержня (рисунок 1.1.1, а), на котором закреплены кронштейн (2) подвижного кон­такта с рычагом (3), притирающей пружи­ной (13), гибким шунтом (14), кронштейн( 5) неподвижного контакта с сердечником(6) дугогасительной катушки (7), хомутов( 9) для крепления контактора к раме, дуго­гасительной камеры (10 )с дугогасительными рогами (8 и 11)

Привод контактора состоит из цилиндра (16), штока (17), порш­ня (19) с уплотнительной резиновой ман­жетой, выключающей пружины (20) и элек­тромагнитного вентиля, с помощью ко­торого дистанционно управляют контак­тором. Корпус(31) вентиля открытого исполнения прикрепляют к со­ответствующему аппарату. Корпус имеет следующие отверстия, ведущие: Р — к резервуару сжатого воздуха, Ц — к ци­линдру аппарата и А — к атмосфере.

Отверстие А снабжено нарезкой, в ко­торую ввертывается специальный винт. Этим винтом можно регулировать разме­ры выпускного канала. Корпус жестко соединен с сердечником (29), на котором помещена катушка (23).

Магнитопровод вентиля состоит из ярма (24), якоря (25) и сердечника (29).

Якорь имеет плоскую форму; один его край опирается на верхнюю заостренную грань ярма (24), а другой -на ствол выпускного клапана (22). Якорь имеет воз­можность несколько качаться относи­тельно острой грани ярма. Сердечник и якорь защищены от грязи крышкой (28), в которую вмонтирована кнопка ( 26) для ручного включения вентиля.

Внутри корпуса (31) запрессована брон­зовая втулка (седло) с двумя притироч­ными поверхностями для двух клапанов вентиля. Один из них — впускной клапан (21) — расположен под седлом; он отжи­мается кверху бронзовой пружиной (32) так, что его притирочная поверхность, прижимаясь к нижней поверхности седла, разобщает верхнюю часть корпуса и ре­зервуар сжатого воздуха. Пружину и впускной клапан предохраняет от выпадения из корпуса нижняя пробка.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

При возбуждении катушки якорь под воздействием магнитного потока повер­нется относительно острой грани ярма и нажмет на ствол выпускного кла­пана. Последний притирочной поверх­ностью прижмется к седлу и разъеди­нит цилиндр привода и отверстие А. Од­новременно с этим выпускной клапан (22) надавит на ствол впускного (21), преодо­леет сопротивление пружины (32) и сжатый воздух поступит через отверстие Р в прост­ранство между притирочными поверхнос­тями впускного клапана и седла, отверс­тие Ц в цилиндр привода (16) аппарата. Когда прекратится питание катушки, пружина (32), преодолев массу обоих кла­панов и якоря, отожмет их кверху, вслед­ствие чего поступление сжатого воздуха в цилиндр аппарата прекратится. Отверс­тие Ц соединится с отверстием А, и сжатый воздух из цилиндра (16) через канал (18) выйдет в атмосферу. В сер­дечнике (29) вентиля имеются две медные шпильки (27), предотвращающие прилипа­ние к нему якоря под действием оста­точного магнетизма.

Контакторы типов ПК-14 — ПК-19(рисунок1.1.2), ПК-21 — ПК-26 (рисунок 1.1.3), ПК-63, ПК-96 по конструкции аналогичны; различаются они лишь на­личием системы дугогашения, дугогасительными камерами (трехщелевые 10, лабиринтно-щелевые 41, однощелевые 36,(рис. 1.1.1, а, г и д.), блокировками, а контакторы ПК-63, ПК-96 — ПК-101,кроме разрывных кон­тактов, имеют еще главные (силовые).

Диаметр и ход поршня привода выби­рают в зависимости от значения сил соп­ротивления, при заданном давлении сжа­того воздуха и времени срабатывания привода. Для правильной работы приво­да необходимо, чтобы давление сжатого воздуха, при перемещении поршня было больше суммы сил сопротивления на величину, обес­печивающую необходимое ускорение при­вода.

Натяжение выключающей пружи­ны выбирают исходя из необходи­мого времени размыкания силовых кон­тактов (обычно 0,03—0,06 с) с учетом инерции подвижных частей. Обычно при­нимают Q„ > (1,5 -ь 2,0) QT (где QT — сила трения поршня).

При возбуждении катушки (23) вентиля сжатый воздух поступает в цилиндр и перемещает поршень, который, воздейст­вуя на изоляционную тягу (15), приводит в действие подвижную систему контак­тора. При этом замыкаются силовые кон­такты (4 и 12) и переключаются блоки­ровочные на рычаге (33).

В контакторах с главными контактами (ПК-63, ПК-96 и др.) первыми замыкаются разрывные контакты (37 и 38) (рис. 1.1, г), а затем - главные (34 и 35). Размыкаются глав­ные контакты раньше, чем разрывные. Через главные контакты проходит рабо­чий ток, и их выполняют с напайками из металлокерамики (обычно марки СОК-15) на основе серебра.

На локомотиве ВЛ80С применяют контакторы с однощелевыми дугогасительными камерами (ПК-63 и др.). Ширина щели обычно равна 4 мм, на выходе ее размещена деионная ре­шетка (39). Отдельные секции решетки шунтированы резисторами (40).

Омическое сопротивление подбирают опытным путем так, чтобы дуга по­гасала вначале на шунтированных сек­циях решетки, а затем на нешунтированых. Такие дугогасительные камеры позволяют значительно снизить коммутационные перенапряжения.

Дугогаситель­ные катушки выполняют из шинной меди, намотанной на ребро.

Все детали контакторов собирают на пластмассовых стержнях.

Контакторы без дугогасительного устройства (рисунок.1.1.1., в) применяют в цепях ослабления воз­буждения на низших позициях, где они замыкают небольшие секции шунтирую­щих резисторов. Кронштейны подвиж­ных контактов укорочены. Для исклю­чения возможности одновременной рабо­ты одной части тяговых двигателей с ослабленным возбуждением, а другой части - с полным возбуждением сжатый воздух подают в цилиндры контактов через один общий вентиль.

Индивидуальные электропневматиче­ские контакторы выполняют на номи­нальное напряжение 1500, 3000 и мак­симальное 4000 В, длительный ток 500 и 1000 А при ширине контактов 25 мм, 350 А при ширине 20 мм, нажатие кон­тактов, создаваемое пневматическим приводом, — 270—320 Н (27—32 кгс), нажа­тие, создаваемое притирающей пружи­ной,— начальное 40—50 Н (4—5 кгс) и конечное 130—150 Н (13—15 кгс). Раст­вор силовых контактов 21—24 мм у кон­такторов ПК-350В, ПК-306Ф и 24—27 мм у всех остальных, провал 9—12 мм.






Рисунок 1.1.2 «Электропневматические контакторы ПК-14-19 »



1.2. Технология диагнострования электропневматических контакторов

Основные неисправности и причины ремонта:

Основными причинами являются частые разрывы контактов, сопровождающихся возникновением между ними электрической дуги. Это приводит к выгоранию и оплавлению рабочих поверхностей контактов, обгоранию изоляции изоляционных стержней и изоляторов, стоек дугогасительных рогов, перегородок дугогасительных камер и к уменьшению толщины их стенок.

Обрываются жилы гибких шунтов и проводов, слабнут и ломаются пружины, нарушается работа пневматического привода и регулировка основных параметров контактора.

Текущий ремонт

Проверяется крепление аппаратов и их деталей, отсутствие трещин. Снимаются дугогасительные камеры. Аппараты очищаются от пыли, грязи и подгаров. Дугогасительные камеры осматриваются, проверяется прочность болтовых соединений, камеры очищаются от металлического налета и копоти.

Изношенные детали камер из асбоцемента разрешается ремонтировать с применением специальной смазки или вставок из термодугостойких материалов.

Проверяется состояние разъемных силовых и вспомогательных контактов. Обожженные, оплавленные или окислившиеся контактные поверхности контактов обрабатываются при помощи напильников с мелкой насечкой и шлифовальной шкуркой с сохранением профиля контактов. Мелкие оплавления деталей зачищаются с использованием стеклянного полотна, крупные - при помощи личного напильника. Толщина, раствор, провал, смещение и нажатие силовых и вспомогательных контактов должны соответствовать техническим требованиям чертежей и нормам допусков и износов. Проверяется четкость срабатывания, отсутствие заеданий в подвижных частях аппаратов и прочность их крепления.

Разборка электропневматического контактора

Снимаются: металлический стержень, накладки дугогасительных контакторов, кронштейн, дугогасительный контакт неподвижный, главный контакт неподвижный, дугогасительная катушка, накладки главных контактов, кронштейн подвижного контакта, дугогасительный контакт, подвижный главный контакт ,подвижный рычаг, пневматический привод, изоляционная тяга, изоляционная тяга блокировки, электропневматический вентиль, электрическая блокировка, дугогасительная камера, гибкий шунт и валики.



Необходимое оборудование и приспособления: Стол верстак, набор ключей 10 - 17, отвёртка, плоскогубцы.

Контактор ставится на верстак для разборки. Слесарь снимает дугогасительную камеру, расшплинтовывает и выбивает валик, соединяющий изоляционную тягу с тягой блокировки. Далее расшплинтовывает и выбивает валик, соединяющий изоляционную тягу с пневматическим приводом, отворачивает болты, крепящие привод пневматический к изолированному стержню, снимает пневматический привод. Затем слесарь отворачивает болт крепления гибкого шунта и снимает его, отворачивает болты, крепящие подвижный контакт к изолированному стержню, снимает запорные шайбы, снимает подвижный контакт, отворачивает болты, крепящие контакт неподвижный к стержню изолированному, снимает запорные шайбы, снимает контакт неподвижный.

Далее слесарь производит разборку пневматического привода, очищает и протирает все детали контактора от загрязнения, копоти и складывает по группам для осмотра и ремонта. Осматривает болты, винты, шайбы, валики на наличие дефектов в резьбе, трещин, изломов, износов. Болты и винты с сорванной и забитой, с сорванными головками и шлицами, с трещинами - заменяются. Валики, втулки с трещинами, изломами, износами также подлежат замене, их разрешается вытачивать по чертежам завода – изготовителя.

Разрешается кронштейны подвижного и неподвижного контактов не снимать, если не требуется производить смену изоляции стержня изолированного, наплавочные работы у кронштейнов и перепайку контактных соединений.

Осмотр и ремонт пневматического привода с резиновой манжетой

Необходимое оборудование и приспособления: Керосин, ванна, салфетка

Технология ремонта: Промыть металлические детали в керосине и удалить старую смазку из цилиндра. Осмотреть резьбу болтов и гаек, проверить состояние штока, проверить резьбовые отверстия цилиндра и крышки, осмотреть цилиндр на наличие трещин и замерить износ, крышку цилиндра с трещинами заменить, Осмотреть и проверить пружину, проверить состояние резиновой манжеты, проверить состояние войлочного кольца.

Внутреннюю поверхность цилиндра протереть технической салфеткой.

Болты, гайки с сорванной или забитой резьбой заменить.

Шток, имеющий задиры, погнутость, сорванную резьбу, заменить. Ослабленную скобу приварить к штоку электросваркой, отверстия с сорванной или изношенной резьбой заплавить газовой сваркой, рассверлить и нарезать резьбу по чертежным размерам.


Цилиндр должен иметь полированную рабочую поверхность. Цилиндр, имеющий на рабочей поверхности риски, отшлифовать. Допускаются на рабочей поверхности небольшие риски, при условии отсутствия утечки воздуха через поршень при проверке на герметичность давлением 6,75 атм. Цилиндр с износом по внутреннему диаметру более 0,55 мм и с трещинами, заменить новым. Внутренний диаметр цилиндра должен быть в пределах 45-45,55 мм.

Наружный диаметр поршня должен быть не менее 43,66 мм. Зазор между штоком поршня и отверстием для него в цилиндре должен быть в пределах 0,1-0,6 мм. Поршень, несоответствующий нормами допусков - заменить.

При изломе, потери упругости, несоответствия чертежным размерам – заменить. Допускается отклонение характеристики пружины не более чем на 8 %. Разрешается восстанавливать стальные пружины с последующей термической обработкой. Годную старую или восстановленную пружину оцинковать.

Резиновую манжету, имеющую износ, потерю эластичности, надрывы – заменить новой. К эксплуатации допускаются резиновые манжеты по ТУ 38.005.295-77 или по ГОСТ 6678-72(приложение 1) группы 1 со сроком службы не более 4-х лет после изготовления. При посадке резиновой манжеты на поршень рекомендуется пользоваться коническим приспособлением. Внутренняя поверхность цилиндров, кромки манжет пневмоприводов должны быть заправлены и смазаны тонким слоем смазки ЖТ-79Л или ЖТ-72, которые являются в настоящее время единственными смазками, сохраняющими морозостойкость резины. Запрещается введение в пневмоприводы с резиновыми уплотнителями и смазками ЖТ-79Л масел АМГ-10, МВП, АУ, трансформаторного ИПМ и смесь его с другими добавками, а также других жидкостей и смазок. Срок эксплуатации в пневмоприводах смазок ЖТ-79Л не должен превышать 2-х лет.

Кольцо не должно иметь расслоений, надрывов, рваных мест. Годное кольцо промыть керосином, высушить на воздухе в течении 2-х часов.

Кольца годные и вновь устанавливаемые пропитать в смазке ЖТ-79Л.

Внешний диаметр кольца - 46+-0,7 мм

Внутренний диаметр кольца – 36+-0,7 мм

Толщина кольца – 3 мм

Сборка пневматического привода с резиновой манжетой

а) Установить корпус цилиндра в приспособление для сборки пневмоприводов.

б) Вставить шток в цилиндр. Шток, внутреннюю поверхность цилиндра, поршень и манжету смазать смазкой ЖТ-79Л.

в) Установить пружину в цилиндр, поставить поршень с резиновой манжетой и войлочным кольцом


г) Надавив на педаль, опустить рычаг приспособления до сжатия стаканом пружины

д) Поставить пружинную шайбу и завернуть гайку, крепящую поршень

е) Отпустить педаль, рычаг приспособления поднимется, стакан выйдет из отверстия цилиндра пневматического привода.

ж) Поставить прокладку, крышку и завернуть болты с шайбами

Осмотр и ремонт электромагнитных вентилей.

Необходимое оборудование и приспособления: Техническая салфетка, бензин. Стенд. Набор ключей 10 – 17 мм, отвёртка, плоскогубцы, мост постоянного тока Р 333 или РЗ009 ,деревянная палочка, ткань льняная, паста ГОИ, приспособление ПР-503, коловорот, отвертка, коническая фреза, винтовой пресс, молоток, прокладки, фибровая или деревянная палочка, калибр микрометрический, глубомер, стенд А 1406, мыльный раствор, мегомметр на 500 в, стенд А 1299, А 1823 или А 68.06.

Технология ремонта: Протереть от загрязнения наружную часть вентиля, кроме катушки, техническими салфетками, смоченными бензином и прочистить отверстия в корпусе вентиля, осмотреть катушку, установить вентиль на стенд для проверки его срабатывания, проверить работу электромагнитного вентиля замыканием и размыканием цепи катушки, проверить целостность электрической цепи и замерить сопротивление катушки, проверить при необходимости, катушку на межвитковое замыкание, снять коробку, якорь, вставить верхний клапан, протереть и осмотреть его. Притирку клапана производить пастой ГОИ-54П, разбавленной машинным маслом, допускается притирать коловоротом, отверткой или по местным условиям.

Фрезеровку верхней части седла включающего вентиля производить через отверстие в сердечнике фрезой, а нижнюю часть седла – через специальную направляющую втулку, изношенные клапаны и седла заменить новыми, проверить величины воздушного зазора и хода клапана, осмотреть и проверить пружину вентиля.

Покрасить проверенную и исправную катушку лаком ВТ-99 и дать ей просохнуть. Собрать вентиль в последовательности обратной разборке и провести испытания электромагнитного вентиля после ремонта.

Установить вентиль на стенд , подвести к нему сжатый воздух давлением 5 Атм. , подсоединить к катушке провода от источника постоянного тока 50В и проверить работу вентиля,

Проверить электромагнитный вентиль на герметичность и проследить за утечкой воздуха из резервуара емкостью 1 л, наполненного сжатым воздухом при давлении 6,75 кгс/см2.