Файл: Министерство просвещения рф министерство науки и высшего образования рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Грамматические упражнения в данной системе отвечали следующим основным требованиям:

  • обучали действиям с грамматическим материалом;

  • отражали психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности;

  • имели коммуникативную направленность;

  • располагались в порядке от более легких к более трудным;

  • активизировали умственную деятельность обучающихся (ставили проблемные задачи);

  • содержали разнообразные задания.

Языковые упражнения были направлены на выработку у учащегося первичных умений и навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью являлась подготовка ученика к дальнейшей речевой деятельности.

Языковые упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения иностранному языку, так как определенным навыком легче овладеть в от­дельности.

Для примера взяли упражнения из учебника “Spotlight” («Английский в фокусе») для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторами которого являются Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко,

В. Эванс.

Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой прочностью и гибкостью. Поэтому упражнения, используемые в обучении, способствовали тому, чтобы учащийся хорошо уяснил себе особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим характерной чертой языковых упраж­нений было многократное предъявление речевого образца и разно­образие типов и видов этих упражнений.

В рамках классификации «тренировка – практика» в языковых упражне­ниях, используемых на уроках, можно различать с точки зрения развития процесса становления рече­вых умений:

Первичные упражнения, которые следуют непосредственно за объяс­нением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навы­ков.

По характеру операций с речевым материалом, осуществляемых учащи­мися, можно различать:

Элементарно-рецептивные упражнения. Они состоят в опознавании бывших в опыте учащихся единиц речи при слушании и чтении.

Необходимо придерживаться следующей последовательности в методи­ческих действиях, при ознакомлении обучаемых с рецептивным грамматичес­ким материалом:

  1. Предъявление нового грамматического явления на доске (карточке, кодограмме, мультимедиа)

2. Установление значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов.


3. Формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки нового грамматического явления.

Элементарно-рецептивным упражнениям сопутствовали противопоставлению усваиваемого материала уже усвоенному, в целях различения того, что могло быть ошибочно отождествлено.

Репродуктивные упражнения состоят в устном и письменном (или только устном) воспроизведении бывших в нашем опыте единиц материала для речи или их комплексов.


  1. Примеры применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.


Диалог к теме «A visit to the vet»:

Vet:

Hi, John. What’s the matter?

John:

It’s Tom, my parrot.

Vet:

Oh, what’s wrong with him?

John:

I think he’s got a broken wing.

Vet:

Really? How?

John:

I don’t know.

Vet:

How old is he?

John:

He’s about four years old.

Vet:

Let’s have a look at him.

John:

OK.

Как видно, элементарно-рецептивные операции здесь тесно связаны с репродуктивными и наоборот.

Вторичные предречевые упражнения. Эти упражнения были предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения выра­батывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.

Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление были сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относились к области тренировки, а не рече­вой практики. Например, стр. 67 упражнение 7:

Write the third person singular.

  1. I hide – he …

  2. We hunt – she …

  3. They live – he …

  4. You eat – she …

  5. I walk – she …

  6. You use – she …

  7. They carry – he …

  8. We wash – he …

Комбинаторно-рецептивные упражнения

 состоят в соотнесении опоз­нанных элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с целью понимания высказываний.

Тренировка рецептивного грамматического материала предполагала вы­полнение ряда имитационных, подстановочных и трансформацион­ных упражнений.

Имитационные упражнения были построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров. Например:

Find verbs in Present Simple Tense in the text and underline them:

“I’ve got a cat. Her name is Stripes. She is 5 years old with big ears and bright green eyes. Stripes plays in the garden all day and at night she sleeps on my bed. Cats are great!What dо you think?”

Подстановочные упражнения использовались для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения. Например, стр. 69, упражнение7 a):

Fill in do, does, don’t or doesn’t.

  1. A: ………. you like peacocks?

B: Yes, I ………. .

  1. A: ……….. your friend eat fruits?

B: No, she …………….. .

  1. A: ………… they live in Brazil?

B: No, they ………… .

  1. A: ……….. Bob sleep a lot?

B: Yes, he ………… .

Трансформационные упражнения дали возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи. При выполнении этих упражнений учитывались две взаимосвязанные задачи: обеспечение запоминания грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открытие перед учащимися ясной речевой перспективы использования этих навыков.

Продуктивные упражнения 
состояли в воспроизведении и сочетании в соответствии с речевой ситуацией усвоенных единиц речи для устного или письменного общения.

Речевые упражнения – были направлены на выработку у учащегося нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.

Упражнения постепенно становились все более творческими и все больше приближались к естественному акту речи.

Комбинаторно-рецептивные упражнения состояли в непосредственном (без анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.

Продуктивные упражнения состояли в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.

При обучении, прежде всего, весьма динамично соотношение удельного веса тренировки и речевой практики. На среднем этапе обучения речевая практика начинает доминировать, вот почему много внимания уделяется развитию речевых и грамматических навыков, а также навыков аудирования.

Следует заметить, что деление упражнений на языковые и речевые является условным и ценным лишь в чисто методическом плане. Одни и те же упражнения могут выступать то как языковые, то как речевые, в зависимости от этапа обучения.

Теперь приведем все упражнения в систему уроков, которая будет способствовать эффективному развитию грамотной устной речи.

При обучении нового раздела (Module 5) вводилась и отрабатывалась новая грамматическая тема “Present Simple Tense”.

В начале урока “Amazing creatures” была дана необходимая лексика для усвоения грамматического материала, затем последовало объяснение темы Present Simple Tense в утвердительных предложения и правила правописания глаголов в 3 лице ед. числа.

После этого были даны упражнения на закрепление нового материала.

  1. Write the third person singular.

  1. I hide – he …

  2. We hunt – she …

  3. They live – he …

  4. You eat – she …

  5. I walk – she …

  6. You use – she …

  7. They carry – he …

  8. We wash – he …

  1. Put the verbs in brackets into the correct form.

  1. Rhinos …………….(eat) plants.

  2. The Bengal tiger ……………… (live) in India.

  3. A lion ………………….. (sleep) during the day.

  4. Crocodiles ……………………(swim) in rivers.

  5. Elephants ……………………. (like) bananas.

  6. A cobra sometimes ……………….(bite) humans.

Прежде, чем рассмотреть новую тему «A visit to the vet», была проверена домашняя работа. Затем были задания, направленные на активизацию лексики, развития фонетических навыков и навыков аудирования, разбирался диалог, отрабатывались выражения, используемые в нем, также была осуществлена работа на развитие речевых умений на основе диалога:


Домашняя работа заключалась в выполнении упражнений 4, 5 из рабочей тетради (Workbook) на странице 45, которые были направлены на развитие грамматических навыков и устной речи.

На последнем уроке (Extensive Reading. Across the curriculum: Science) перед контрольной работой, была введена и отработана новая лексика. Также была проведена работа с текстом – ученики слушали, читали, переводили текст и отвечали на поставленные вопросы. Работа над развитием речи велась через обсуждение текста. В качестве динамической паузы была использована песня, предлагаемая в учебнике.

Была осуществлена подготовка к контрольной работе, в ходе которой рассматривались подобные упражнения и повторялись необходимые правила.

Таким образом, применяя все виды грамматических упражнений, выстроенных в порядке «от простого – к сложному», от элементарно-рецептивных – до продуктивных, мы способствовали тому, чтобы учащийся хорошо уяснил особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим связано многократное предъявление речевого образца и разно­образие типов и видов упражнений, которые также способствовали развитию грамотной устной речи.

Список  использованной  литературы

  1.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М.:АРКТИ, 2004г.

  2. Алферов, А.Д. Психология развития школьника : учеб. пособие / А.Д. Алферов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 384 с. - ISBN 5-222-01226-3.

  3. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. – 560 с. – ISBN 5-7695-0530-3.

  4. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. – ISBN 985-470255-3.

  5. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языка //ИЯШ - 2001. - №2 - с.61-64.

  6. Бородулина, М.К. Обучение иностранному языку как специальности : учеб. пособие / М.К. Бородулина, А.А. Карлин, А.С. Лурье. - М: Просвещение, 1970. - 256 с.

  7. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб пособие / М.В. Буланова-Торопкова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д.:Феникс, 2002.- 312 с. - ISBN 5-241-00145-7.

  8. Ваулина, Ю.Е. Английский язык. Английский в фокусе : учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2006. – 164 с. : ил. – ISBN 5-09-015040-0.