Файл: Право оперативного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
Итак, на сегодняшний день содержание права оперативного управления составляют правомочия владения и пользования имуществом, в то время как реализация правомочия распоряжения предполагает необходимость получения согласия собственника, если иное не предусмотрено законом.
Особенности распоряжения имуществом учреждений определяются в соответствии с категорией учреждения и источником доходов. В случае, если учреждение вправе осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли, оно вправе самостоятельно распоряжаться полученным доходом и приобретенным за его счет имуществом.
Самостоятельность распоряжения учреждением доходами и имуществом вызывает дискуссии на доктринальном уровне, поскольку соответствующее правомочие выходит за пределы права оперативного управления и является тождественным содержанию права хозяйственного ведения. Л.В. Щенниковой в связи с этим высказывалось мнение о необходимости признания права распоряжения самостоятельным и независимым от прав хозяйственного ведения и оперативного управления вещным правом [88; с.92]. Однако данная позиция видится необоснованной по следующим основаниям.
Конструкция права оперативного управления как вещного права, по аналогии с правом собственности, содержат права на владение, пользование и распоряжение имуществом, потому что юридическое лицо, если учитывать его нормативное определение – это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает этим имуществом по текущим обязательствам, может осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав, а также имеет право выступать в суде как истец и как ответчик. Юридическое лицо принимает участие в гражданском обороте, что неотделимо от правомочия распоряжения, однако ограниченное вещное право носит производный от права собственности характер, в силу чего соответствующие правомочия могут быть ограничены законом с учетом

23 назначения имущества и целей деятельности организации. Объем же правомочия распоряжения, которое входит в структуру права на обособленное имущество, определяется в соответствии с категорией субъекта права и источника имущества.
В.А. Савельев полагает, что опосредованная правом оперативного управления конструкция разделенной собственности способна сыграть роль эффективного средства регулирования сложных и многоаспектных экономических отношений, возникающих в современных условиях. К признакам права разделенной собственности автор относит наличие не менее, чем двух субъектов соответствующего права в отношении одной и той же вещи, разделение правомочий между ними и наличие у соответствующих субъектов возможности защиты права посредством вещных исков [72; с.113].
Однако разделение правомочий между обладателем собственности и тем, кто обладает ограниченным вещным правом, свойственно для любого из соответствующих прав, равно как и защита посредством предъявления вещно-правового иска допускается для любого вещного права, имеющего ограниченный характер. В связи с этим, сохранение за собственником права собственности и делегирование его отдельных правомочий третьим лицам предполагает определение объема прав третьих лиц на соответствующую вещь.

1.2 Приобретение и прекращение права оперативного управления
В соответствии с первым пунктом статьи 299 Гражданского Кодекса, а также в соответствии с законом, регламентирующим деятельность государственных и муниципальных предприятий, право оперативного управления возникает в тот момент, когда собственник имущества передает имущество учреждению в том случае, если иное законом не оговаривается
[43]. Также в соответствии со вторым пунктом восьмой статьи Гражданского
Кодекса, право, если оно подлежит государственной регистрации, возникает с

24 того момента, как его зарегистрировали.
В практике, однако, неоднократно возникают вопросы относительно определения момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество [7; с.140]. Общепринятой является позиция, в соответствии с которой пунктом 1 статьи 299 ГК РФ закрепляется специальная норма об определении момента возникновения права оперативного управления на недвижимость.
Соответственно, факт государственной регистрации передачи недвижимости сам по себе не подтверждает наделение учреждения правом оперативного управления. Иными словами, возникновение соответствующего права связывается судами с фактической передачей недвижимости [60]. В то же время в ряде случаев суды указывают, что статьей 131Гражданского
Кодекса предусмотрено право, в соответствии с которым право оперативного управления недвижимостью возникает в тот момент, когда оно было зарегистрировано государством [61]. В соответствии с первым пунктом статьи 131 Гражданского кодекса, необходимо регистрировать права на недвижимость.
Если недвижимость передается на основании оперативного управления, по решению собственника или до того, как закон о государственной регистрации вступил в силу соответствующее право признается возникшим в момент фактической передачи недвижимости [42]. Если же фактическая передача недвижимости состоялась после вступления закона о государственной регистрации недвижимости в силу, моментом возникновения соответствующего права признается момент его государственной регистрации.
Отсутствие единой позиции по поводу определения момента возникновения права оперативного управления обуславливает возникновение для государственных и муниципальных учреждений; так, судом был сформулирован вывод о том, что в отсутствие зарегистрированного права


25 оперативного управления обязанность учреждения по оплате содержания помещения, а также общего имущества возникает в момент фактической передачи помещения и начала его использования [65]. В 2013 г. был разработан проект закона «О внесении изменений в части 1, 2, 3 и 4
Гражданского Кодекса и отдельные законодательные акты», согласно которой статья 209 ГК РФ должна была предусматривать нормативное определение владения как фактического господства над вещью, причем категория владения отграничивалась от прочих прав на объект владения, однако соответствующие положения не нашли своей реализации.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса, право собственности на объект недвижимости, который был вновь создан, в том числе если это объект строительства, которое не было завершено, возникает с того момента, как это имущество было зарегистрировано в государстве. При определении того, когда возникло право оперативного управления данным имуществом, судебными органами применяются положения об аналогии закона, поскольку непосредственно соответствующий вопрос действующим законодательством не урегулирован.
Отметим, что соответствующая позиция получила свое закрепление в постановлении, которое было издано Пленумом Верховного и Высшего российских арбитражных судов от 29 апреля 2010 г. №10/22 [45]. Тем не менее, на практике не всегда представляется возможным определить то, когда может возникнуть право оперативного управления имуществом, включенное в реестр государственной либо муниципальной собственности или поставленное на баланс юридического лица.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2007 г.
№447 объектами учета федеральной собственности выступает движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности Российской
Федерации и находящееся как на ее территории, так и за рубежом [47]. Учет государственного имущества предполагает присвоение последнему

26 реестрового номера.
Согласно пункту 36 вышеупомянутого Постановления №10/22, доказательством права собственности является выписка
Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН). При этом регистрация права собственности является приоритетной по отношению к фактической передаче владения недвижимостью. Соблюдение нормативных требований в отношении возникновения вещных прав на объект недвижимости предполагает распространение в отношении последнего правового режима законно созданного.
Итак, если недвижимость была включена в государственную или муниципальную собственность, или же если недвижимость была поставлена на баланс компании, это не является доказательством того, что в отношении данной недвижимости уже возникло право оперативного управления.
Прекращение права оперативного управления может прекратиться в соответствии с рядом оснований, эти основания могут быть общими, которые действуют применительно к любым вещным правам, и специальные.
Например, в качестве специального основания для прекращения права оперативного управления может рассматриваться решение собственника о том, чтобы изъять имущество, в соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ, которое может быть осуществлено как с согласия субъекта права оперативного управления, так и в его отсутствие.
Перечень оснований для изъятия имущества, которое находится в собственности организации на праве оперативного управления, а также имущества, которое было приобретено за счет доходов от коммерческой деятельности, включает имущественные излишки, фактическое неиспользование имущества, фактическое использование имущества не по назначению, и это список носит исчерпывающий характер [78; с.19].
Также право оперативного управления может прекращаться в том случае, если организация отказалась от соответствующего права, если


27 имущество погибло или было уничтожено. Тем не менее, следует отметить, что, если организация отказалась от права оперативного управления, эту ситуацию можно рассматривать как частный случае возврата имущества собственнику, потому что организация может отказаться от этого права только в пользу ограниченного круга определенных лиц. При этом вопрос о том, как можно добровольно отказаться от права оперативного управления, по-прежнему остается дискуссионным.
Так, согласно пункту 2 статьи 9 ГК РФ принцип свободного осуществления гражданских прав может быть ограничен в рамках предоставления целевой правосубъектности. При этом ряд авторов полагает, что, если организация отказывается от права оперативного управления, нарушаются права собственника имущества, также сам факт прекращения права на оперативное управление предполагает совершение собственником направленных на принятие переданного имущества действий [34; с.19].
По мнению В.А. Болдырева, понимание безвозмездной передачи имущества, закрепленного на праве оперативного управления, унитарным предприятием собственнику имущества противоречит положениям гражданского законодательства в силу безусловности отказа от права, который не может быть совершен в пользу определенного лица и фактически представляет собой одностороннюю сделку [5; с.15].
В практике сложилась позиция, связанная с тем, что организация может отказаться от права оперативного управления и передать это право собственнику, но при этом необходимо учитывать то, с какими целями была создана организация, и необходимо учитывать ее публичный характер. При этом собственник должен обязательно дать свое согласие [63]. Также, если организация отказывается о права оперативного управления, никаких правовых последствий не будет в том случае, если учреждение больше не может продолжать свою деятельность [61].
Для того, чтобы определить, когда именно прекращается право

28 оперативного управления, необходимо также учитывать специальное правило, которое содержится в первом пункте статьи 131 Гражданского кодекса, в этом пункте говорится о том, что право собственности и прочие вещные права на недвижимость, а также их ограничение, переход и возникновение должны регистрироваться государством.
В качестве особых оснований прекращения права оперативного управления законодатель выделяет гибель имущества, его уничтожение либо порчу, повлекшую его непригодность для дальнейшего использования.
Решение о том, что государственное имущество должно быть списано, принимается в соответствии с Постановлением российского правительства
2010 года, в котором списание трактуется как действия, в ходе которых государственная собственность признается непригодной для пользования по назначению или непригодной для распоряжения из-за того, что она частично или полностью утратила свои потребительские свойства, включая износ или тот факт, что имущество выбыло из владения, погибло или было уничтожено, или же в том случае, если не удается установить фактическое местонахождение имущества. Нельзя осуществить списание до того, как был утвержден соответствующий акт, но право оперативного управления на конкретном основании прекращается в том случае, если имущество погибло, если оно было уничтожено или выбыло из владения.
Таким образом, право оперативного управления – это ограниченное вещное право, на этом праве имущество может быть закреплено за юридическими лицами, которые находятся в подчинении у государства, и за казенными предприятиями. Это право представляет собой вид ограниченного вещного права, оно производное от права собственности ис вязано с такими правомочиями, как владение имуществом, пользование имуществом и распоряжением им.
Это право предполагает установление собственником имущества определенных ограничений в реализации создаваемым юридическим лицом


29 соответствующих правомочий. Институт права оперативного управления возник в социалистической правовой системе в связи с необходимостью обеспечения участия в гражданском обороте юридических лиц в условиях государственной собственности и административно-командной экономической системы, в связи с чем в процессе реформирования государственного и общественного строя РФ и перехода к рыночной экономике высказывалось мнение о целесообразности упразднения данного института.
Однако в процессе реформирования гражданского законодательства в
2014 г. положения о праве оперативного управления с рядом изменений были сохранены как в гражданском законодательстве, так и в законодательстве о предприятиях и учреждениях. Вместе с тем вплоть до настоящего времени сохраняется неопределенность в части понимания правовой сути права оперативного управления и того, насколько целесообразным представляется ограничивать права собственности государственной корпорации как самостоятельной формы существования организаций.

30
2 Защита права оперативного управления в соответствии с
гражданским законодательством РФ
2.1 Общие положения о способах защиты права оперативного
управления
Право оперативного управления – это тип ограниченного вещного права, общим признаком которых следует признать предоставление субъекту соответствующего права правомочия владения, в связи с чем, определение способов защиты права оперативного управления предполагает необходимость определения способов защиты владения в целом. Как указывал К.И.Скловский, владение представляет собой по большей части вопрос факта, нежели вопрос права, что отражается в проблематике определения способов его защиты [76; с.312]. Внимание на необходимость определения способов защиты владения обращается также в Концепции, направленной на реформирование гражданского правосудия Российской
Федерации.
В список методов защиты вещных прав традиционно входят способы, которые регламентированы главой 20 Гражданского Кодекса, включая статьи
301 — 305. Назначение правового регулирования способов защиты вещных прав заключается в обеспечении ими защиты права на имущество в натуре, а также правомочий по пользованию им в отсутствие договорных либо деликтных обязательственных отношений.
Вещно-правовые методы защиты вещных прав – это абсолютные иски, предъявление которых допускается в отношении любого нарушающего соответствующее право лица, включая титульного владельца имущества. К числу данных способов следует отнести виндикационный и негаторный иски.
Под виндикационным иском следует понимать требование об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Виндикационный иск наиболее полно урегулирован нормами действующего гражданского законодательства,