Файл: Исследование эмоционального выгорания работников на.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование показало, что у большинства врачей и медсестер с высокой уровнем ситуативной тревожности сформированы как фаза резистенции, так и фаза истощения, фаза напряжения у половины врачей не сформирована, у других 40% сформирована и у 10% врачей находится в стадии формирования

При низкой ситуативной тревожности у врачей и медсестер фазы СЭВ не сформированы, либо формируются.

При высокой личностной тревожности фаза напряжения сформирована у большинства врачей, в то время как у большинства медсестер она не сформирована. Низкого уровня личностной тревожности не выявлено не одного врача. У медсестер с низкой личностной тревожностью фазы напряжения и истощения не сформированы, а фаза резистенции находится в стадии формирования.

Таким образом, чем выше уровень тревожности у врачей и медсестер, тем более выражен СЭВ.

И так, на основании проведенного анализа мы можем отметить наличие связи между личностными особенностями и выраженностью СЭВ.

И так, в ходе данного исследования мы подтвердили, что выраженность синдрома эмоционального выгорания взаимосвязана с личностными особенностями врачей и медсестер.

Высокая тревожность обуславливает нервное напряжение, на большее количество ситуаций врачи и медсестры реагируют состоянием тревоги, следовательно, большее стрессоров и меньшая способность нервной системы им сопротивляться.


При экстернальном локусе контроля врачи и медсестры ориентированы на внешнюю оценку и в большей степени стремятся ей соответствовать, все это в свою очередь обуславливает высокую тревожность и выгорание.

Эмпатия как способность индивида проникать в состояние другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия - это ключ к успеху во всех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и понимания его переживаний. В нашем исследовании мы подтвердили данные, полученные другими исследователями [17], о том, что высокая эмпатия препятствует возникновению СЭВ, однако данную закономерность мы выявили лишь по фазе напряжения, однако на качественном уровне данная тенденция отмечена.

Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Локус контроля как общий, так и в сфере профессиональной деятельности является внешним у 64% врачей и 82% медсестер, то есть для большинства медицинских работников свойственно внешне направленное защитное поведение. Любая ситуация для них желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация своих способностей и возможностей. Они убеждены, что их неудача является результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей.

  2. Большинство медицинского персонала (80,5% врачей и 89% медсестер) имеет средний уровень эмпатии. Уровень чувствительности у таких медицинских работников находится на среднем уровне, при межличностных отношениях они склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не присуща раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

  3. Большинство медицинского персонала имеют умеренный уровень, как реактивной (57% врачей и 64% медсестер), так и личностной тревожности (68% врачей и 61% медсестер), это свидетельствует об адекватном реагировании на стрессовые ситуации.

  4. У большинства медицинского персонала (46% врачей и 72% медсестер) сформирована фаза резистенции, что говорит о наличии у данных специалистов развитых психологических защит, механизмов сопротивления. Фазы напряжения и истощения у большинства не сформирована. Наиболее выраженными у медицинских работников являются такие симптомы эмоционального выгорания как переживание психотравмирующих обстоятельств неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей;

  5. Значимые различия между врачами и медсестрами существуют только по выраженности синдромов фазы истощения эмоциональная и личностная отстраненность. На основании этого мы можем говорить о том, что гипотеза о наличии различий в выраженности СЭВ у врачей и медсестер подтвердилась.




  1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Разработка мероприятия по профилактике эмоционального выгорания


В качестве рекомендаций, для профилактики профессиональной деформации у медицинского персонала, как основной метод мы можем предложить балинтовские группы.

Этот метод групповой тренинговой исследовательской работы получил название по имени своего создателя – Балинта (Balint M.), проводившего с 1949 г. в клинике Тависток в Лондоне дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами. Опыт, обобщенный Балинтом в его книге «Врач, его пациент и его болезнь», лег в основу метода проведения исследовательско-обучающих семинаров. Центральный объект исследования

в классической балинтовской группе – отношения «врач – больной». Они являются объективными, поскольку пациент переносит на врача определенные отношения, эмоциональные и поведенческие стереотипы, которые сходны с его отношением к объектам своей реальной жизни (значимые лица ближайшего окружения). Анализ этих отношений дает возможность более полно понять пациента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром, что способствует повышению эффективности терапии. В то же время врач в своей практике нередко сталкивается с ситуациями, являющимися для него фрустрирующими (например, если пациент не готов, не может или не хочет говорить о своих проблемах врачу, который ориентирован на быстрое оказание помощи). Поэтому необходима проработка указанных феноменов в кругу коллег под руководством квалифицированного специалиста, что также дает возможность пройти обучение и приобрести новый опыт. В балинтовской группе врач может прояснить свои чувства и отношение к пациенту и то, как он на самом деле воспринимает больного.

Обычно 8–12 участников встречаются с психоаналитиком – руководителем группы, один раз в неделю для полуторачасовых занятий на протяжении 2–3 лет. Дискуссия развивается из описания 1–2 случаев, которые свободно всплывают в памяти. Дополнительные сведения об уже известном группе по предшествующим занятиям пациенте, как правило, сообщаются вначале. Как случай, может быть квалифицирована даже короткая встреча с больным, если она, по мнению врача, представляет интерес. Однако обсуждают и небалинтовские случаи, если есть предварительная договоренность (Trenkel A., 1984). Группа и докладчик пытаются определить суть отношений «врач–больной» посредством комментариев и свободных ассоциаций (идей) по поводу обсуждаемого случая. Эти свободные ассоциации разбивают сообщение, подобно призме, на, возможно, бессознательные (неосознанные) детерминанты. Психоаналитик
как руководитель группы изучает этот процесс, направляет и

стимулирует его, делает выводы и дает интерпретации. Он объясняет структуру отношения «врач – больной»: формально – как она описывается, по мнению группы; содержательно – по способу ведения дискуссии, поведению группы (16, с. 69). При этом пронизываются различные уровни отношений: как пациент спонтанно сообщает о себе и своей болезни, так врач спонтанно делится со своими коллегами переживаниями отношений с пациентом; как врач пытается особым способом слушания понять скрытый смысл представлений своего пациента в контексте ситуативного момента, так стараются его коллеги добиться понимания отношений «врач–больной» в контексте своих реакций-отношений к спонтанным феноменам, которые обнаруживают в докладе своего коллеги. Неосознанные аспекты отношений, возникающих из «переноса», проявляются врачом, как на уровне пациента, так и на уровне коллег. Этот актуальный «поперечно-рассеченный» феномен можно выявить в условиях долгосрочного группового процесса, протекающего в течение нескольких лет одновременно и как учебный процесс, и как процесс отношений.

Балинтовская группа имеет ряд принципиальных отличий от родственных ей форм групповой работы. Так, она не является в строгом смысле «психоаналитическим семинаром случаев»: акцент на практическом использовании способа работы, центрированной на отношениях, модифицирует классические психоаналитические принципы. Балинтовская группа не является также «самообучающейся» группой: в фокусе стоят не эмоциональные потребности участников, а проблемы их отношений с пациентами. Балинтовская группа, нацеленная