Файл: Исследование эмоционального выгорания работников на.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прежде всего, обратимся к определениям, на которые мы опираемся.
Синдром эмоционального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [23, с.9.].
Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного
исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия . «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Выгорание — это не научный конструкт, а общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. Отметим, что настоящее время он удостоен диагностического статуса (МКБ -10:273 - проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).
Со времени появления данного понятия исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария
данный феномен нельзя было детально описать эмпирически [13, с.31].
Ученые К. Маслач и С. Джексон систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки (Maslach and Jackson, 1986). Это снабдило исследователей психометрическими инструментами, что позволило использовать более стандартизированный подход.
В работах ряда отечественных и зарубежных авторов: Б.Д. Карвасарского, Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Тихомировой, Г.И. Куценко, Е.И. Сошникова, Б.Н. Минчина, В.П. Рубана, И. Харди, Р. Калимо и др. [1,2,14,16,20,27,29,32] уделяется повышенное внимание социально- психологическим особенностям профессиональной адаптации медицинских работников к условиям деятельности. В работах Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Тихомировой, Р. Конечного, Г.К. Ушакова, М. Боухала, Э.В. Боллза и
др. [1,2,15,17,29] исследуется социально–психологические факторы профессиональной деятельности медицинских работников, провоцирующие стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы. В данных исследованиях, таким образом, изучаются преимущественно факторы, способствующие профессиональной деформации медицинских работников.
В научных исследованиях установлен факт влияния особенностей профессиональной деятельности медицинского работника на личность, в частности – широко известен феномен эмоционального выгорания личности медицинского работника.
Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации.
«Синдром эмоционального выгорания – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [15, с. 13].
Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи [15, с. 14].
Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является В.В. Бойко. По его мнению, эмоциональное выгорание приобретается в ходе жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами – свойствами
нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.
Эмоциональное выгорание В.В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.
Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным,
а дисфункциональными – его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Составляющие синдрома эмоционального выгорания
Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех составляющих:
-
Чувство эмоционального истощения или изнеможения, невозможность работать с полной отдачей сил. По мере исчерпания эмоциональных ресурсов профессионалы чувствуют, что не могут больше отдавать себя клиентам так, как они делали это раньше. -
Дегуманизация, деперсонализация как тенденция к циничности и негативизму по отношению к зависимым лицам (пациентам, клиентам, подчиненным, учащимся). -
Развитие негативного отношения к себе и своей работе - «потеря ощущения личных достижений».
В результате проведенного контент-анализа описанных в литературе симптомов выгорания, Б. Перлман и Е. Хартман предложили следующее определение выгорания:
Выгорание - это ответ на хронический, эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; деперсонализацию или дегуманизацию межличностных отношений; снижение рабочей продуктивности.
Прежде чем перейти к дальнейшему обзору исследований синдрома выгорания, рассмотрим компоненты и некоторые проявления выгорания в деятельности педагогов[16, с.43].
Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживании кризисного состояния: чувствах беспомощности, безнадежности. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. В физическом отношении специалист постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность, и появляются различные симптомы физических недомоганий. Соблюдение дистанции при наступлении выгорания помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься от излишних напряжений. Но незаметно такая «броня» становится настолько толстой, что ни одно чувство не проникает сквозь нее.
Эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, учеников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Постепенно нарастает недовольство собой, уменьшается