Файл: Исследование эмоционального выгорания работников на.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прежде всего, обратимся к определениям, на которые мы опираемся.

Синдром эмоционального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [23, с.9.].

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного

исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия . «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Выгорание это не научный конструкт, а общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. Отметим, что настоящее время он удостоен диагностического статуса (МКБ -10:273 - проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).

Со времени появления данного понятия исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария
данный феномен нельзя было детально описать эмпирически [13, с.31].

Ученые К. Маслач и С. Джексон систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки (Maslach and Jackson, 1986). Это снабдило исследователей психометрическими инструментами, что позволило использовать более стандартизированный подход.

В работах ряда отечественных и зарубежных авторов: Б.Д. Карвасарского, Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Тихомировой, Г.И. Куценко, Е.И. Сошникова, Б.Н. Минчина, В.П. Рубана, И. Харди, Р. Калимо и др. [1,2,14,16,20,27,29,32] уделяется повышенное внимание социально- психологическим особенностям профессиональной адаптации медицинских работников к условиям деятельности. В работах Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Тихомировой, Р. Конечного, Г.К. Ушакова, М. Боухала, Э.В. Боллза и

др. [1,2,15,17,29] исследуется социально–психологические факторы профессиональной деятельности медицинских работников, провоцирующие стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы. В данных исследованиях, таким образом, изучаются преимущественно факторы, способствующие профессиональной деформации медицинских работников.



В научных исследованиях установлен факт влияния особенностей профессиональной деятельности медицинского работника на личность, в частности – широко известен феномен эмоционального выгорания личности медицинского работника.

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации.

«Синдром эмоционального выгорания – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [15, с. 13].

Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи [15, с. 14].

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является В.В. Бойко. По его мнению, эмоциональное выгорание приобретается в ходе жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами свойствами

нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание В.В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным,
а дисфункциональными – его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.


    1.   1   2   3   4   5   6   7   8

Составляющие синдрома эмоционального выгорания



Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех составляющих:

  1. Чувство эмоционального истощения или изнеможения, невозможность работать с полной отдачей сил. По мере исчерпания эмоциональных ресурсов профессионалы чувствуют, что не могут больше отдавать себя клиентам так, как они делали это раньше.

  2. Дегуманизация, деперсонализация как тенденция к циничности и негативизму по отношению к зависимым лицам (пациентам, клиентам, подчиненным, учащимся).

  3. Развитие негативного отношения к себе и своей работе - «потеря ощущения личных достижений».

В результате проведенного контент-анализа описанных в литературе симптомов выгорания, Б. Перлман и Е. Хартман предложили следующее определение выгорания:

Выгорание - это ответ на хронический, эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; деперсонализацию или дегуманизацию межличностных отношений; снижение рабочей продуктивности.

Прежде чем перейти к дальнейшему обзору исследований синдрома выгорания, рассмотрим компоненты и некоторые проявления выгорания в деятельности педагогов[16, с.43].

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживании кризисного состояния: чувствах беспомощности, безнадежности. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. В физическом отношении специалист постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность, и появляются различные симптомы физических недомоганий. Соблюдение дистанции при наступлении выгорания помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься от излишних напряжений. Но незаметно такая «броня» становится настолько толстой, что ни одно чувство не проникает сквозь нее.

Эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, учеников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Постепенно нарастает недовольство собой, уменьшается