Файл: Практическое задание 5 Ильина Н. В. Дайте характеристику основному рабочему инструменту психокоррекции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) Коленные суставы - пассивность, блокирование инициативы, когда боль в суставах «не дает шагу шагнуть». Вторичная (психологическая) выгода болей в суставах в целом связана с самооправданием человеком своей пассивности - подобная боль «сковывает по рукам и ногам». Отчасти в происхождении подобных болей играют роль вытесненные «детские» формы проявления агрессивности, что особенно относится к проблемам с коленными суставами (желание по-детски «топнуть ногой», чтобы настоять на своем).
в) Голени. Здесь также скрыта подавленная агрессивность, часто проявляющаяся в болезненных судорогах икроножных мышц. Последние также нередко встречаются при депрессивных состояниях, возникая во сне и являясь причиной дискомфортного пробуждения (синдром «беспокойных ног», желание «убежать» от болезеннных воспоминаний, повторного переживания во сне психотравмирующих событий). Сошлемся также на К.Кастанеду (1997), по образному выражению которого «мы храним все, что пережили, в виде ощущений с задней стороны ног».
г) Стопы - проблемы с опорой, как в физическом, так и в метафорическом смысле, соответствующем лоуэновскому заземлению (в частности, упомянем такую телесную маску психосоматических проблем, как «пяточные шпоры»)
В целом нужно сказать о важности и широкой распространенности психосоматических проблем с позвоночником, являющихся символическим выражением того, что человек своим телом ощущает как бы физическую тяжесть жизненных трудностей. Проблемы человек «взваливает» на себя, а если под их тяжестью он сгибается, становится неспособным отстаивать свою позицию, то окружающие именуют его «бесхребетным». В отечественной традиции, соответственно, жизнь - «тяжкая ноша», в которой нужно «нести свой крест», под тяжким бременем которой человек «горбатится», потому что у него «висит камень на шее» и проч. Именно подобные расстройства составляют телесную основу популярности так называемой «мануальной терапии» (на самом же деле, своего рода психолого-мануальных процедур. Здесь уместно вспомнить введенный В.Ю.Завьяловым термин «необъявленная психотерапия», так как на наш взгляд т.н. мануальная медицина в основном представляет собой не что иное, как необъявленную телесно-ориентированную психотерапию.)
-
Дайте определение термину «изменённые состояния сознания (ИСС)». Важно ли погружать клиента в ИСС в процессе ТОП? Почему?
Необходимо подчеркнуть, что любое подобное дискомфортное состояние представляет собой спонтанно возникающее измененное состояние сознания (ИСС), в котором возникает своеобразная «смена власти»: контроль текущего психоэмоционального состояния человека (а нередко и его поведения) переходит от сознательно-логических к иррационально-подсознательным механизмам. Происходит «всплывание» на уровень осознавания ранее вытесненных подсознательных комплексов, дисфункциональных паттернов, или физиологически - активация соответствующих им УПС. Поэтому и устранение дисфункциональных паттернов может осуществляться только через прохождение психокоррекционного ИСС, целенаправленно создаваемого с помощью механизмов физиологической возрастной регрессии.
Иными словами, очень важно погружать клиента в ИСС, ведь любая психокорекционная личностная трансформация - это в первую очередь ТРАНСформация, то есть формирование соответствующего трансового состояния, ИСС. В ряде психотерапевтических методов (суггестивные техники, как классические, так и современные, особенно эриксоновский гипноз, где трансовые техники разработаны наиболее тонко и элегантно; смешанные рационально-суггестивные методы, примером которых является НЛП; трансперсональные психотехники - холотропная терапия и др.; методы релаксации и медитативные практики) создание ИСС описывается в явном виде, в других (классический психоанализ, рациональная психотерапия, психодрама) - присутствует скрыто, подразумевается неявно, «по умолчанию». Но вне зависимости от того, декларируется ли создание ИСС в качестве основополагающего принципа психокоррекционной методики, или же о нем умалчивается, в тех или иных формах этот универсальный рабочий механизм присутствует во всех без исключения методах психокоррекции. ИСС создает своего рода незыблемый фундамент психотерапии, ибо в общем смысле все, что происходит во время психокоррекционных процедур - это разрешение существующих у человека внутренних противоречий, неразрешимых в обыденном состоянии сознания (в терминологии НЛП или психосинтеза - конфликтов между отдельными «субличностями»; в рамках психоаналитического подхода - конфликтов между «Я», «Сверх-Я» и «Оно»; применительно к когнитивным моделям - мотивационных конфликтов между желаемым и действительным
, следствием которых является переживаемая индивидом фрустрация и т.д.), за счет пребывания в состоянии измененном.
Соответственно на механизмах создания и психокоррекционного использования ИСС необходимо остановиться подробнее. Как уже упоминалось, в основе формирования ИСС лежит феномен физиологической возрастной регрессии (Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., 1998), связанный с регрессией эволюционно-физиологической (Сандомирский М.Е., 2001). Эта регрессия представляет собой психофизиологический аналог клинических представлений о диссолюции по Х.Джексону, то есть высвобождения эволюционно более древних, первичных стереотипов реагирования нервной системы из-под сдерживающего влияния эволюционно (и онтогенетически) более «молодых».
На физиологическом уровне возрастная регрессия связана с динамической перестройкой функциональной асимметрии полушарий - сглаживанием межполушарных различий и синхронизацией активности левого и правого полушарий, на фоне общей тенденции замедления биоэлектрической активности мозга (уменьшение представленности в частотном спектре энцефалограммы быстрых колебаний бета-диапазона и соответствующее возрастание удельной мощности альфа-волн с некоторым их замедлением, а при углублении ИСС - появление медленных волн тета-диапазона). Именно эти физиологические сдвиги, приближающие состояние мозга к «младенческому», или же эволюционно-древнему, то есть невербальному, и составляют основу измененных состояний сознания.
Используемые в методе Ретри техники мышечной релаксации, брюшного дыхания и фиксации внимания на телесных ощущениях направлены на постепенное погружение пациента в ИСС. При описании этого процесса можно использовать метафору лестницы, ступенями которой служат отдельные компоненты состояния сознания, или классические патопсихологические критерии его описания (В.М.Бехтерев; К.Ясперс). По мере углубления ИСС, перехода с одной его ступени на другую, феномены измененного сознания как бы наслаиваются друг на друга в следующей последовательности:
1) изменение ощущения собственного тела (от парестезий до изменения схемы тела);
2) изменение восприятия окружающего пространства (от расширения до сужения, связанного с сенсорной аутизацией);
3) изменение восприятия времени, чаще в форме замедления «психологического времени» (с двумя прдыдущими пунктами тесно связан такой феномен, как дереализация);
4) изменение ориентации в собственной личности (лежащее в основе деперсо
нализации и диссоциации).
В основе этой последовательности развития ИСС лежит постепенное прогрессирование процесса сглаживания межполушарных различий мозговой активности, ее синхронизация, охватывающая все большую площадь коры мозга, все большее число соответствующих проекционных зон. На первом этапе - изменение восприятия собственного тела - этот процесс начинается с теменной области коры, охватывая вначале постцентральную извилину (первичная соматосенсорная зона), затем нижнюю теменную извилину (двумерно-пространственное чувство) и верхнюю теменную извилину (стереогноз и схема тела). Изменение восприятия окружающего пространства связано с дальнейшим распространением процесса синхронизации, выходящего за границы теменной доли, на стыке ее с височной и затылочной корой. Охвату синхронизацией височной области коры сопутствует изменение восприятия времени. Изменение же ориентации в собственной личности, стирание граней между «Я» и «не-Я» связано с вовлечением в этот процесс лобных долей полушарий.
Еще один важный психологический регрессионный механизм, лежащий в основе формирования ИСС - «остранение», под которым понимается разрыв привычных когнитивных связей, в результате чего знакомые явления, предметы кажутся странными, непривычными (Стрижак Л.Н., 2001), воспринимаемыми как бы впервые - такими, какими они по-видимому представляются ребенку раннего возраста. (В отечественной телесно-ориентированной психотерапии первым о практической значимости остранения упомянул А.Пшеничнер (2001), использовавший данный феномен как психокоррекционную технику на основе более общего подхода, описанного Ж.-Л.Нанси в работе «Corpus»).
Здесь можно провести параллели с известным в патопсихологии особым состоянием сознания - jamais vu, или ощущением никогда ранее не пережитого. С точки зрения психофизиологии, при этом возникает динамическое изменение корково-подкорковых отношений (вероятно, активация такой структуры, как гиппокамп). Происходит также временная перестройка функциональной асимметрии полушарий, как в межполушарном аспекте (усиление роли субдоминантного, правого полушария), так и во внутриполушарном - разрыв привычных, сложившихся функциональных связей между подсистемами мозга, обеспечивающими восприятие информации (задние отделы полушарий мозга) и ее сравнение с прошлым опытом (передние, лобные отделы коры). Применительно к моделям когнитивной психологии (использующим математический аппарат теории распознавания образов), можно представить, что тем самым осуществляется перестройка топологии семантического пространства, изменение меры близости между образами-представлениями объектов (левополушарное, логико-аналитическое описание информации, ее иерархическое структурирование), изменение информационных «весов» отдельных признаков, входящих в структуру описания объекта (правополушарная функция отражения вероятностной структуры среды). Подобный внутриличностный «сдвиг парадигмы» (Кови С., 1996), отход от привычных стереотипов мышления и делает возможным выход из психологического тупика. Так же, как в более широком смысле смена парадигмы приводит к разрешению противоречий, сдвиг парадигмы на психологическом уровне обеспечивает снятие противоречий внутренних, разрешение внутрипсихических (сознательно-подсознательных) конфликтов, глубинную подсознательную перестройку, приносящую избавление от дисфункциональных паттернов.
Остранение, в первую очередь телесное - изменение восприятия схемы тела, приближающее ее к детско-регрессионной - является одним из первых этапов вхождения в ИСС. С помощью остранения производится первый шаг по отходу от прежней парадигмы, а в дальнейшем осуществляется еще и отстранение, или дистанцирование (термин А.Бека), от эмоций. Но дистанцирование не интеллектуально-критическое, как в когнитивной психотерапии, а дистанцирование телесно-диссоциативное, отстранение от телесного выражения эмоций. Подобное дистанцирование от эмоций является как основой психокоррекции при эмоциональных расстройствах, так и важным навыком психологической саморегуляции, так как позволяет преодолеть эмоциональную вовлеченность, перейти от переживаний эмоций к психокоррекционной трансформации связанных с ними образов.
- 1 2 3