Файл: Практическое задание 5 Ильина Н. В. Дайте характеристику основному рабочему инструменту психокоррекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Какой на Ваш взгляд канал восприятия приоритетен для психокоррекционных процедур? Обоснуйте свою позицию.


В методах психокоррекции любая работа с образами , даже «чистыми» аудиальными или визуальными, если эти образы вызывают эмоциональный отклик, через цепочку визуально-кинестетических или аудиально-кинестетических ассоциаций приводит к телесным ощущениям, к формированию  комплексных образов, в которых ведущую роль играет кинестетическая модальность. Выбор для психокоррекционных процедур в качестве основного именно кинестетического канала восприятия, приоритетность его использования для этой цели, на чем собственно и основана телесно-ориентированная (и не только) психотерапия, не случаен.
Считаю, что о кинестетическая модальность восприятия особенно важна для психокоррекции, так как именно здесь, в наших телесных ощущениях, наиболее явственно проявляются «сигналы подсознания». 
В некоторых методах психокоррекции, напротив, приоритет отдается использованию образов, связанных с одной модальностью (по сравнению с «объемными», комплексными аудиально-визуально-кинестетическими образами, можно приравнять их к «линейным» или «плоскостным»). Так например, одним из базовых представлений НЛП является утверждение о том, что люди различаются по сенсорным предпочтениям (Г.Алдер, 2002), то есть по предпочитаемым ими модальностям восприятия. Поэтому психотерапевт должен подстраиваться под пациента, использовать для коммуникации главным образом ту же модальность, что и последний. Это в самом деле справедливо для краткосрочного подхода в психокоррекции, когда пациента и терапевта связывают всего лишь несколько сеансов или даже одна-единственная «незабываемая» встреча. 

Метод Ретри, как и большинство методов телесной психокоррекции, строится на основе  более постоянных, стабильных терапевтических отношений, в процессе которых каждый пациент должен НАУЧИТЬСЯ (с помощью психотерапевта) в равной степени пользоваться всеми системами репрезентации. Что же касается психотехнологий  личностного роста, то здесь также вполне естественно  использовать самую реалистичную в плане саморегуляции и самую эмоционально-насыщенную из модальностей - кинестетическую.
Нужно подчеркнуть, что кинестетический образ изначально представляет собой не просто некоторый набор элементарных, самостоятельных телесных ощущений, но совокупность ощущений, неразрывно связанных друг с другом. Именно их единство и создает главную характеристику образа - целостность, а также придает ему ряд дополнительных, системных свойств, отсутствующих у отдельных ощущений. Это в первую очередь некоторое смысловое содержание (принципиально доступное  для сознательной интерпретации), эмоциональное содержание, являющееся облигатным, как неотъемлемая образная характеристика, а также связь с другими модальностями восприятия, благодаря чему телесные ощущения и могут быть представлены в форме комплексного образа, включающего визуальные и аудиальные компоненты.  

Еще одним плюсом опоры в процессе психотерапии именно на телесные ощущения является то, что они гораздо более инертны и гораздо менее доступны для сознательных влияний, чем визуальные и аудиальные. Соответственно в процессе психокоррекционной работы с образами не происходит смешивания произвольного и непроизвольного, сознательного и подсознательного компонентов. А это важно, во-первых, потому, что предоставляет для проработки подсознательный материал в его первозданной свежести и чистоте, свободным от малозначащего псевдоинформационно-ассоциативного «мусора», от информационно-биографической избыточности и вносимых сознательной цензурой информационных «шумов», искажений и иллюзий. И это не менее важно еще и потому, что четкое разделение сознательного и подсознательного материала создает основу для их последующей полноценной интеграции (вспомним известный исторический афоризм: «Прежде чем объединяться, надо размежеваться»).

Кроме того, именно с кинестетическими ощущениями связан, если можно так выразиться, физиологически обоснованный критерий истинности прорабатываемого подсознательного материала и динамики протекания психокоррекционного процесса. В его основе лежат нейрофизиологические особенности функционирования правого полушария, которые на личностном  уровне проявляются как «детская» открытость и правдивость. Это хорошо известно также практическим психологам. Так, по выражению Р.Хоффа (1996),   «человек может лгать, но его тело не лжет никогда».



 

5. Выполните задание по работе с негативными убеждениями.

Возьмём к примеру тему здоровья (но Вы можете взять и свою тему). Поделите альбомный лист на 2 столбика. Запишите в левый столбик все Ваши негативные убеждения, связанные со здоровьем или болезнью (постарайтесь вспомнить минимум 20 убеждений). В правый столбик напротив каждого убеждения запишите аффирмацию или корректирующее убеждение. Сфотографируйте выполненное задание и отправьте на проверку преподавателю.


Негативные убеждения

Корректирующее убеждение

Здоровый и счастливый человек бесит окружающих людей. Вызывает зависть и раздражение. Его могут сглазить или проклясть.

Здоровые и счастливые люди радуют мир. Здоровые и счастливые люди привлекательны и приятны.

Здоровые и счастливые люди притягивают в свою жизнь радостные и счастливые события.

На здоровых людей взваливают много работы.

Здоровым людям труд приносит радость и удовольствие

Здоровье это дорогое удовольствие

У нас есть все для того чтобы быть здоровым. (любовь, движение, природа, чистая вода, режим, инфоэкология)

Старые люди все болеют

До глубокой старости можно вести активный образ жизни

Болезнь помогает ощутить любовь близких

Любовь близких есть и это не требует доказательств

Болезнь оправдывает бездействие

Я умею отдыхать и бездействовать. Я делаю это с большим удовольствием. Я достаточно отдыхаю. Времени для отдыха в моей жизни достаточно.

Больному человеку можно не следить за собой и выглядеть некрасивым. Его никто за это не осудит.

Следить за собой доставляет мне огромное удовольствие. Это как акт любви к себе и к миру. Суждение людей по поводу моей внешности имеют место быть, но они где то в параллельной реальности.

Здоровые люди питаются невкусной, полезной едой и лишены радостей и удовольствий от застолий и праздников.

В ПП есть много вкусных разнообразных блюд, которые приносят радость и удовольствие и восторг и хорошее настроение.

Болезнь помогает почувствовать ценность.

Ценность жизни можно чувствовать постоянно, стоит лишь осознать себя. Вспомнить себя.

Здоровый человек обязан помогать больным.

У здорового человека достаточно энергии для того чтобы оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Больному можно ничего не делать, другие люди ему все подадут и принесут..

У меня достаточно времени для ничегонеделания. Я могу отдыхать столько, сколько хочется.

От больного ничего не ждут. Нет в отношении него ожиданий.

Ожидания других людей это их зона ответственности. Мои действия и поступки продиктованы истинной мотивацией, целями и мечтами.

Быть здоровым это нужно много работать над собой.

Быть здоровым это легко и естественно, еще и радостно.

Болезнь переключает фокус внимания с невыносимых эмоциональных страданий на физические.

Эмоциональные страдания это то, куда нужно смотреть. Работать с собой и своими эмоциями это всегда интересно. Решив эту задачу, всегда получаешь подарок. Чем «больше» проблема, тем больше «подарок» от ее разрешения.

Больной человек может не общаться с кем ему не хочется и всегда сослаться на свою болезнь.

Я легко выстраиваю личные границы. Я близко и душевно общаюсь только с теми людьми, которые мне близки, интересны и общение, с которыми меня вдохновляет и радует. С остальными людьми я легко выстраиваю личные границы.

Здоровье дается от рождения

Здоровым можно стать в любом возрасте

Тяжелая болезнь дается для познания себя и своей глубины и духа.

Жизнь дает много возможностей для познания своего духа.

Больных людей не обижают и не бьют.

Моя жизнь безопасна. Я всегда могу постоять за себя, спасти себя если попаду в сложную ситуацию.

Болезнь приходит как расплата за грехи

Работу над жизненными ошибками можно всегда исправить. Сгладить. Если у меня возникнет чувство вины или стыда, то я знаю что с этим делать.