Файл: Практическое задание 5 Ильина Н. В. Дайте характеристику основному рабочему инструменту психокоррекции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какой на Ваш взгляд канал восприятия приоритетен для психокоррекционных процедур? Обоснуйте свою позицию.
В методах психокоррекции любая работа с образами , даже «чистыми» аудиальными или визуальными, если эти образы вызывают эмоциональный отклик, через цепочку визуально-кинестетических или аудиально-кинестетических ассоциаций приводит к телесным ощущениям, к формированию комплексных образов, в которых ведущую роль играет кинестетическая модальность. Выбор для психокоррекционных процедур в качестве основного именно кинестетического канала восприятия, приоритетность его использования для этой цели, на чем собственно и основана телесно-ориентированная (и не только) психотерапия, не случаен.
Считаю, что о кинестетическая модальность восприятия особенно важна для психокоррекции, так как именно здесь, в наших телесных ощущениях, наиболее явственно проявляются «сигналы подсознания».
В некоторых методах психокоррекции, напротив, приоритет отдается использованию образов, связанных с одной модальностью (по сравнению с «объемными», комплексными аудиально-визуально-кинестетическими образами, можно приравнять их к «линейным» или «плоскостным»). Так например, одним из базовых представлений НЛП является утверждение о том, что люди различаются по сенсорным предпочтениям (Г.Алдер, 2002), то есть по предпочитаемым ими модальностям восприятия. Поэтому психотерапевт должен подстраиваться под пациента, использовать для коммуникации главным образом ту же модальность, что и последний. Это в самом деле справедливо для краткосрочного подхода в психокоррекции, когда пациента и терапевта связывают всего лишь несколько сеансов или даже одна-единственная «незабываемая» встреча.
Метод Ретри, как и большинство методов телесной психокоррекции, строится на основе более постоянных, стабильных терапевтических отношений, в процессе которых каждый пациент должен НАУЧИТЬСЯ (с помощью психотерапевта) в равной степени пользоваться всеми системами репрезентации. Что же касается психотехнологий личностного роста, то здесь также вполне естественно использовать самую реалистичную в плане саморегуляции и самую эмоционально-насыщенную из модальностей - кинестетическую.
Нужно подчеркнуть, что кинестетический образ изначально представляет собой не просто некоторый набор элементарных, самостоятельных телесных ощущений, но совокупность ощущений, неразрывно связанных друг с другом. Именно их единство и создает главную характеристику образа - целостность, а также придает ему ряд дополнительных, системных свойств, отсутствующих у отдельных ощущений. Это в первую очередь некоторое смысловое содержание (принципиально доступное для сознательной интерпретации), эмоциональное содержание, являющееся облигатным, как неотъемлемая образная характеристика, а также связь с другими модальностями восприятия, благодаря чему телесные ощущения и могут быть представлены в форме комплексного образа, включающего визуальные и аудиальные компоненты.
Еще одним плюсом опоры в процессе психотерапии именно на телесные ощущения является то, что они гораздо более инертны и гораздо менее доступны для сознательных влияний, чем визуальные и аудиальные. Соответственно в процессе психокоррекционной работы с образами не происходит смешивания произвольного и непроизвольного, сознательного и подсознательного компонентов. А это важно, во-первых, потому, что предоставляет для проработки подсознательный материал в его первозданной свежести и чистоте, свободным от малозначащего псевдоинформационно-ассоциативного «мусора», от информационно-биографической избыточности и вносимых сознательной цензурой информационных «шумов», искажений и иллюзий. И это не менее важно еще и потому, что четкое разделение сознательного и подсознательного материала создает основу для их последующей полноценной интеграции (вспомним известный исторический афоризм: «Прежде чем объединяться, надо размежеваться»).
Кроме того, именно с кинестетическими ощущениями связан, если можно так выразиться, физиологически обоснованный критерий истинности прорабатываемого подсознательного материала и динамики протекания психокоррекционного процесса. В его основе лежат нейрофизиологические особенности функционирования правого полушария, которые на личностном уровне проявляются как «детская» открытость и правдивость. Это хорошо известно также практическим психологам. Так, по выражению Р.Хоффа (1996), «человек может лгать, но его тело не лжет никогда».
5. Выполните задание по работе с негативными убеждениями.
Возьмём к примеру тему здоровья (но Вы можете взять и свою тему). Поделите альбомный лист на 2 столбика. Запишите в левый столбик все Ваши негативные убеждения, связанные со здоровьем или болезнью (постарайтесь вспомнить минимум 20 убеждений). В правый столбик напротив каждого убеждения запишите аффирмацию или корректирующее убеждение. Сфотографируйте выполненное задание и отправьте на проверку преподавателю.
Негативные убеждения | Корректирующее убеждение |
Здоровый и счастливый человек бесит окружающих людей. Вызывает зависть и раздражение. Его могут сглазить или проклясть. | Здоровые и счастливые люди радуют мир. Здоровые и счастливые люди привлекательны и приятны. Здоровые и счастливые люди притягивают в свою жизнь радостные и счастливые события. |
На здоровых людей взваливают много работы. | Здоровым людям труд приносит радость и удовольствие |
Здоровье это дорогое удовольствие | У нас есть все для того чтобы быть здоровым. (любовь, движение, природа, чистая вода, режим, инфоэкология) |
Старые люди все болеют | До глубокой старости можно вести активный образ жизни |
Болезнь помогает ощутить любовь близких | Любовь близких есть и это не требует доказательств |
Болезнь оправдывает бездействие | Я умею отдыхать и бездействовать. Я делаю это с большим удовольствием. Я достаточно отдыхаю. Времени для отдыха в моей жизни достаточно. |
Больному человеку можно не следить за собой и выглядеть некрасивым. Его никто за это не осудит. | Следить за собой доставляет мне огромное удовольствие. Это как акт любви к себе и к миру. Суждение людей по поводу моей внешности имеют место быть, но они где то в параллельной реальности. |
Здоровые люди питаются невкусной, полезной едой и лишены радостей и удовольствий от застолий и праздников. | В ПП есть много вкусных разнообразных блюд, которые приносят радость и удовольствие и восторг и хорошее настроение. |
Болезнь помогает почувствовать ценность. | Ценность жизни можно чувствовать постоянно, стоит лишь осознать себя. Вспомнить себя. |
Здоровый человек обязан помогать больным. | У здорового человека достаточно энергии для того чтобы оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. |
Больному можно ничего не делать, другие люди ему все подадут и принесут.. | У меня достаточно времени для ничегонеделания. Я могу отдыхать столько, сколько хочется. |
От больного ничего не ждут. Нет в отношении него ожиданий. | Ожидания других людей это их зона ответственности. Мои действия и поступки продиктованы истинной мотивацией, целями и мечтами. |
Быть здоровым это нужно много работать над собой. | Быть здоровым это легко и естественно, еще и радостно. |
Болезнь переключает фокус внимания с невыносимых эмоциональных страданий на физические. | Эмоциональные страдания это то, куда нужно смотреть. Работать с собой и своими эмоциями это всегда интересно. Решив эту задачу, всегда получаешь подарок. Чем «больше» проблема, тем больше «подарок» от ее разрешения. |
Больной человек может не общаться с кем ему не хочется и всегда сослаться на свою болезнь. | Я легко выстраиваю личные границы. Я близко и душевно общаюсь только с теми людьми, которые мне близки, интересны и общение, с которыми меня вдохновляет и радует. С остальными людьми я легко выстраиваю личные границы. |
Здоровье дается от рождения | Здоровым можно стать в любом возрасте |
Тяжелая болезнь дается для познания себя и своей глубины и духа. | Жизнь дает много возможностей для познания своего духа. |
Больных людей не обижают и не бьют. | Моя жизнь безопасна. Я всегда могу постоять за себя, спасти себя если попаду в сложную ситуацию. |
Болезнь приходит как расплата за грехи | Работу над жизненными ошибками можно всегда исправить. Сгладить. Если у меня возникнет чувство вины или стыда, то я знаю что с этим делать. |