Файл: Еждународная з ащита прав человека в период вооруженных конфликтов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Право вооруженных конфликтов и права человека
1.1. Понятие, источники, правовое регулирование
1.2. Виды вооруженных конфликтов
Глава 2. Обеспечение защиты прав человека на международном уровне
2.1. Международные организации по защите прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов
2.2. Судебное преследование за нарушения прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов
13 Castren, Е. Civil War.- Helsinki: Suómalainen Tiedeakatemia, 1966. – 244 р. – Р.85.
20. Судебная коллегия сделала это, поскольку в промежуточной апелляции апелляционная коллегия постановила, что если обвинение желает сослаться на МВК, даже если только в качестве альтернативы, в нем должно быть указано в качестве существенного факта, что вооруженный конфликт носил международный характер, и указано основание, на котором делается такое утверждение21. Апелляционная коллегия пришла к выводу, что обвинительное заключение следует рассматривать как заявление о признании вины. Судебная коллегия недвусмысленно сочла вооруженный конфликт немеждународным, носящим по умолчанию внутренний характер22.
Трибунал также значительно расширил сферу применения именно этого типа конфликта. Помимо кажущегося снижения порога НВК, апелляционная коллегия МТБЮ внесла новшество в типологию МВК, обосновав, что вооруженный конфликт возникает всякий раз, когда организованные вооруженные группы внутри государства прибегают к вооруженной силе, без участия каких-либо правительственных вооруженных сил в боевых действиях23. Хотя текст общей статьи 3, в которой говорится о сторонах конфликта, не исключает применения только к боевым действиям между вооруженными группами, это не предусматривалось составителями Женевских конвенций 1949 г.
Напротив, официальный отчет показывает, что делегации, обсуждавшие этот вопрос, сочли, что понятие «конфликт немеждународного характера» обязательно требует, чтобы государство было одной из сторон24. Соединенное Королевство, например, поняло проект текста Общей статьи 3 Женевских конвенций как ситуацию, в которой одним из комбатантов было законное правительство25.
К настоящему времени, в результате решения МТБЮ, стало общепризнанным, что как МВК, так и НВК применяются к боевым действиям, которые достигают определенного уровня интенсивности и происходят между двумя организованными вооруженными группами. Иллюстрацией может служить Правило 23 второго руководства по кибервойне, подготовленного группой международных экспертов по приглашению Организации Североатлантического договора
26. Увеличение числа вооруженных групп в современном конфликте показывает важность этого расширения. В Сирии, например, в определенный момент, по сообщениям, действовали сотни вооруженных групп и ополченцев. Большинство дел МУС касаются боевых действий между вооруженными группами, в которых, как утверждается, не участвовали государственные силы.
Международное право в области прав человека отражено, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, а также в ряде международных договоров по правам человека и в международном обычном праве. В частности, основными универсальными договорами по правам человека являются:
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Факультативный протокол к нему;
- Международный пакт о гражданских и политических правах и два факультативных протокола к нему;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Факультативный протокол к ней;
- Конвенция о правах ребенка и два факультативных протокола к ней;
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей;
- Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений;
- Конвенция о правах инвалидов и факультативный протокол к ней.
Растет число договоров и протоколов по конкретным вопросам, а также различных региональных договоров о защите прав человека и основных свобод. Более того, резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и Советом по правам человека, прецедентное право договорных органов и доклады специальных процедур по правам человека, декларации, руководящие принципы и другие инструменты права способствуют прояснению норм и стандартов в области прав человека, даже если они не содержат юридически обязательных обязательств как таковых, за исключением тех, которые представляют собой нормы международного обычая. Например, в резолюции 60/147 Генассамблеи ООН приняты принципы и положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права. Данная резолюция не влечет за собой новых международных или внутренних юридических обязательств, но определяет механизмы, условия, процедуры и методы для выполнения существующих юридических обязательств по международному праву прав человека и международному гуманитарному праву.
Международное право в области прав человека не ограничивается правами, перечисленными в договорах, но также включает права и свободы, которые стали частью обычного международного права, обязательного для всех государств. Многие из прав, изложенных во Всеобщей декларации прав человека, широко рассматриваются как имеющие такой характер. Кроме того, некоторые права признаются имеющими особый статус в качестве императивных норм международного обычного права (ius cogens), что означает, что никакие отступления не допустимы ни при каких обстоятельствах и что они имеют преимущественную силу, в частности, над другими международными обязательствами. Запреты пыток, рабства, геноцида, расовой дискриминации и преступлений против человечности, а также право на самоопределение широко признаны в качестве императивных норм, что отражено в проектах статей Комиссии международного права об ответственности государств27.
Аналогично, Комитет по правам человека указал, что положения Международного пакта о гражданских и политических правах, которые представляют собой обычное международное право (и тем более, когда они носят характер императивных норм), не могут быть предметом оговорок28. Комитет добавил, что государство не может оставлять за собой право прибегать к рабству, пыткам, подвергать людей жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, произвольно лишать людей жизни, произвольно арестовывать и содержать под стражей лиц, отказывать в свободе мысли, совести и религии, считать человека виновным, если он не докажет свою невиновность, казнить беременных женщин или детей, разрешать пропаганду национальной, расовой или религиозной ненависти, отказывать лицам брачного возраста в праве вступать в брак или отказывать меньшинствам в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, или использовать их собственный язык.
Комитет, в соответствии со статьей 4 Пакта, также подтвердил, что определенные права, содержащиеся в Пакте, не могут быть предметом отступления, включая статью 6 (право на жизнь), статью 7 (запрещение пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство наказания, а также медицинских или научных экспериментов без согласия), пункты 1 и 2 статьи 8 (запрещение рабства, работорговли и подневольного состояния), статью 11 (запрещение тюремного заключения из-за неспособности выполнить договорное обязательство), статью 15 (принцип законности в области уголовного права, т.е. требование о том, чтобы как уголовная ответственность, так и наказание ограничивались четкими положениями закона, который действовал и применялся на момент имевшего место место действия или бездействия, за исключением случаев, когда более поздний закон предусматривает более мягкое наказание), статью 16 (признание равенства каждого человеком перед законом) и статью 18 (признание свободы мысли, совести и религии)
29.
Комитет по ликвидации расовой дискриминации в своем заявлении о расовой дискриминации и мерах по борьбе с терроризмом (Дополнение № 18 (A/57/187), глава I. XI, раздел. C, п. 4. Официального отчета 57 сессии Генассамблеи) подтвердил, что запрещение расовой дискриминации является нормой ius cogens30.
Судебная практика Международного суда, которая признается в качестве вспомогательного средства для определения норм права, все чаще ссылается на обязательства государств в области прав человека в ситуациях вооруженного конфликта31. Эти решения предоставили дополнительные разъяснения по таким вопросам, как непрерывное применение международного права в области прав человека в ситуациях вооруженного конфликта.
МГП находит свои источники в договорах и в обычном международном праве. Нормы МГП изложены в ряде конвенций и протоколов. Следующие документы составляют ядро современного международного гуманитарного права:
- Гаагские правила, касающиеся законов и обычаев сухопутной войны;
- Женевская конвенция (I) об улучшении положения раненых и больных в Вооруженных силах на местах;
- Женевская конвенция (II) об улучшении положения раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих на море;
- Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными;
- Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны;
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).
Гаагские правила, как правило, рассматриваются как соответствующие международному обычному праву, обязательные для всех государств независимо от их принятия.
МККК удалось убедить швейцарское правительство созвать в 1864 году международную дипломатическую конференцию, на которой были представлены двенадцать государств, результатом которой стало подписание Женевской конвенции 1864 года об улучшении положения раненых в полевых войсках. Согласно договору, машины скорой помощи и военные госпитали были признаны нейтральными и, как таковые, защищены и уважаемы воюющими сторонами до тех пор, пока они принимают раненых и больных. Персонал больниц и машин скорой помощи имел преимущество нейтралитета при исполнении служебных обязанностей.
Трибунал также значительно расширил сферу применения именно этого типа конфликта. Помимо кажущегося снижения порога НВК, апелляционная коллегия МТБЮ внесла новшество в типологию МВК, обосновав, что вооруженный конфликт возникает всякий раз, когда организованные вооруженные группы внутри государства прибегают к вооруженной силе, без участия каких-либо правительственных вооруженных сил в боевых действиях23. Хотя текст общей статьи 3, в которой говорится о сторонах конфликта, не исключает применения только к боевым действиям между вооруженными группами, это не предусматривалось составителями Женевских конвенций 1949 г.
Напротив, официальный отчет показывает, что делегации, обсуждавшие этот вопрос, сочли, что понятие «конфликт немеждународного характера» обязательно требует, чтобы государство было одной из сторон24. Соединенное Королевство, например, поняло проект текста Общей статьи 3 Женевских конвенций как ситуацию, в которой одним из комбатантов было законное правительство25.
К настоящему времени, в результате решения МТБЮ, стало общепризнанным, что как МВК, так и НВК применяются к боевым действиям, которые достигают определенного уровня интенсивности и происходят между двумя организованными вооруженными группами. Иллюстрацией может служить Правило 23 второго руководства по кибервойне, подготовленного группой международных экспертов по приглашению Организации Североатлантического договора
26. Увеличение числа вооруженных групп в современном конфликте показывает важность этого расширения. В Сирии, например, в определенный момент, по сообщениям, действовали сотни вооруженных групп и ополченцев. Большинство дел МУС касаются боевых действий между вооруженными группами, в которых, как утверждается, не участвовали государственные силы.
1.3. Международные нормативные акты, регулирующие вопросы защиты прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов
Международное право в области прав человека отражено, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, а также в ряде международных договоров по правам человека и в международном обычном праве. В частности, основными универсальными договорами по правам человека являются:
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Факультативный протокол к нему;
- Международный пакт о гражданских и политических правах и два факультативных протокола к нему;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Факультативный протокол к ней;
- Конвенция о правах ребенка и два факультативных протокола к ней;
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей;
- Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений;
- Конвенция о правах инвалидов и факультативный протокол к ней.
Растет число договоров и протоколов по конкретным вопросам, а также различных региональных договоров о защите прав человека и основных свобод. Более того, резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и Советом по правам человека, прецедентное право договорных органов и доклады специальных процедур по правам человека, декларации, руководящие принципы и другие инструменты права способствуют прояснению норм и стандартов в области прав человека, даже если они не содержат юридически обязательных обязательств как таковых, за исключением тех, которые представляют собой нормы международного обычая. Например, в резолюции 60/147 Генассамблеи ООН приняты принципы и положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права. Данная резолюция не влечет за собой новых международных или внутренних юридических обязательств, но определяет механизмы, условия, процедуры и методы для выполнения существующих юридических обязательств по международному праву прав человека и международному гуманитарному праву.
Международное право в области прав человека не ограничивается правами, перечисленными в договорах, но также включает права и свободы, которые стали частью обычного международного права, обязательного для всех государств. Многие из прав, изложенных во Всеобщей декларации прав человека, широко рассматриваются как имеющие такой характер. Кроме того, некоторые права признаются имеющими особый статус в качестве императивных норм международного обычного права (ius cogens), что означает, что никакие отступления не допустимы ни при каких обстоятельствах и что они имеют преимущественную силу, в частности, над другими международными обязательствами. Запреты пыток, рабства, геноцида, расовой дискриминации и преступлений против человечности, а также право на самоопределение широко признаны в качестве императивных норм, что отражено в проектах статей Комиссии международного права об ответственности государств27.
Аналогично, Комитет по правам человека указал, что положения Международного пакта о гражданских и политических правах, которые представляют собой обычное международное право (и тем более, когда они носят характер императивных норм), не могут быть предметом оговорок28. Комитет добавил, что государство не может оставлять за собой право прибегать к рабству, пыткам, подвергать людей жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, произвольно лишать людей жизни, произвольно арестовывать и содержать под стражей лиц, отказывать в свободе мысли, совести и религии, считать человека виновным, если он не докажет свою невиновность, казнить беременных женщин или детей, разрешать пропаганду национальной, расовой или религиозной ненависти, отказывать лицам брачного возраста в праве вступать в брак или отказывать меньшинствам в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, или использовать их собственный язык.
Комитет, в соответствии со статьей 4 Пакта, также подтвердил, что определенные права, содержащиеся в Пакте, не могут быть предметом отступления, включая статью 6 (право на жизнь), статью 7 (запрещение пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство наказания, а также медицинских или научных экспериментов без согласия), пункты 1 и 2 статьи 8 (запрещение рабства, работорговли и подневольного состояния), статью 11 (запрещение тюремного заключения из-за неспособности выполнить договорное обязательство), статью 15 (принцип законности в области уголовного права, т.е. требование о том, чтобы как уголовная ответственность, так и наказание ограничивались четкими положениями закона, который действовал и применялся на момент имевшего место место действия или бездействия, за исключением случаев, когда более поздний закон предусматривает более мягкое наказание), статью 16 (признание равенства каждого человеком перед законом) и статью 18 (признание свободы мысли, совести и религии)
29.
Комитет по ликвидации расовой дискриминации в своем заявлении о расовой дискриминации и мерах по борьбе с терроризмом (Дополнение № 18 (A/57/187), глава I. XI, раздел. C, п. 4. Официального отчета 57 сессии Генассамблеи) подтвердил, что запрещение расовой дискриминации является нормой ius cogens30.
Судебная практика Международного суда, которая признается в качестве вспомогательного средства для определения норм права, все чаще ссылается на обязательства государств в области прав человека в ситуациях вооруженного конфликта31. Эти решения предоставили дополнительные разъяснения по таким вопросам, как непрерывное применение международного права в области прав человека в ситуациях вооруженного конфликта.
МГП находит свои источники в договорах и в обычном международном праве. Нормы МГП изложены в ряде конвенций и протоколов. Следующие документы составляют ядро современного международного гуманитарного права:
- Гаагские правила, касающиеся законов и обычаев сухопутной войны;
- Женевская конвенция (I) об улучшении положения раненых и больных в Вооруженных силах на местах;
- Женевская конвенция (II) об улучшении положения раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих на море;
- Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными;
- Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны;
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).
Гаагские правила, как правило, рассматриваются как соответствующие международному обычному праву, обязательные для всех государств независимо от их принятия.
МККК удалось убедить швейцарское правительство созвать в 1864 году международную дипломатическую конференцию, на которой были представлены двенадцать государств, результатом которой стало подписание Женевской конвенции 1864 года об улучшении положения раненых в полевых войсках. Согласно договору, машины скорой помощи и военные госпитали были признаны нейтральными и, как таковые, защищены и уважаемы воюющими сторонами до тех пор, пока они принимают раненых и больных. Персонал больниц и машин скорой помощи имел преимущество нейтралитета при исполнении служебных обязанностей.