Файл: Еждународная з ащита прав человека в период вооруженных конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Впоследствии договор, заключенный в 1899 году, применил принципы договора 1864 года к раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение в море. Договоры 1864 и 1899 годов были позже пересмотрены в 1906 и 1907 годах, соответственно.В 1920 году МККК направил Ассамблее Лиги Наций письмо, в котором настоятельно призвал к тому, чтобы удушающие газы были запрещены. В 1929 году, после опыта Первой мировой войны, оно проявило инициативу и созвало дипломатическую конференцию в Женеве по приглашению правительства Швейцарии для принятия значительно улучшенного договора об обращении с ранеными и больными на суше - Конвенции об обращении с военнопленными32.

Трагедии Гражданской войны в Испании и Второй мировой войны побудили МККК предпринять дальнейшие шаги по пересмотру и развитию ранее принятых конвенций. Швейцарское правительство созвало еще одну дипломатическую конференцию в Женеве в 1949 году. Результатом чего стали четыре Женевские конвенции 1949 года, ответственность за мониторинг и применение которых была возложена на МККК.

Основная роль МККК, связанная с Женевскими конвенциями 1949 года, заключается в оказании помощи раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение военнослужащим, а также военнопленным. Его делегаты посещают места содержания под стражей. Делегаты при необходимости обращаются к удерживающей державе и инспектируют жилые помещения, обращение и питание пленных. И они работают над улучшением условий их содержания. На оккупированных районах МККК действует от имени гражданского населения.

Женевские конвенции получили всеобщую ратификацию. Многие положения, содержащиеся в Женевских конвенциях и протоколах к ним, считаются частью обычного международного права и применимы в любом вооруженном конфликте33 .

19 декабря 1968 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой Генеральному секретарю предлагается провести пересмотр ранее принятых конвенций о международном гуманитарном праве в консультации с МККК. Эта резолюция была принята в ответ на резолюцию, принятую на Международной Конференции по правам человека в Тегеране в апреле-мае 1968 года с просьбой к ГенАссамблее предложить Генеральному секретарю изучить шаги по обеспечению более эффективного применения существующих международных конвенций и правил в области гуманитарной деятельности во всех вооруженных конфликтах и изучить необходимость дополнительных международных гуманитарных конвенций или возможного пересмотра существующих конвенций, обеспечивающих лучшую защиту гражданских лиц, военнопленных и комбатантов во всех вооруженных конфликтах, а также запрещение и ограничение применения определенных методов и средств ведения войны.


В 1969 году участники 21-й Международной конференции Красного Креста в официально обратились к организации с просьбой взять на себя задачу пересмотра и обновления Женевских конвенций 1949 года. В феврале 1974 года были обсуждены проекты протоколов, подготовленных МККК. 8 июня 1977 года, делегаты 102 государств приняли Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов34 и Протокол II, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов35.

Другие международные договоры, касающиеся производства, применения и накопления запасов определенных видов оружия, также считаются частью международного гуманитарного права, поскольку они регулируют ведение вооруженных действий и налагают ограничения на применение определенных видов оружия. К ним относятся:

- Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении;

- Конвенция по кассетным боеприпасам;

- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении;

- Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления запасов и применения химического оружия и об их уничтожении;

- Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие;

- Договор о нераспространении ядерного оружия.

Эти договоры применяются не только ко всем случаям объявленной войны, но и к любому другому вооруженному конфликту, который может возникнуть между двумя или более государствами–участниками, даже если состояние войны не признано ни одним из них. Женевские конвенции также применяются ко всем случаям частичной или полной оккупации территории государства-участника, даже если оккупация не встречает вооруженного сопротивления. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, применяется, в дополнение к тем же ситуациям, что и Женевские конвенции I–IV к вооруженным конфликтам, в которых народы борются против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.



Международному комитету Красного Креста (МККК) отведена особая роль в соответствии с международным гуманитарным правом. Женевские конвенции предусматривают, что он имеет право посещать заключенных, организовывать операции по оказанию помощи, вносить вклад в проведение гуманитарных мероприятий во время МВК. Они также позволяют МККК предлагать эти услуги в НВК. МККК играет признанную роль в толковании международного гуманитарного права, и ему поручено добиваться его добросовестного применения в вооруженных конфликтах, принимать во внимание нарушения этого права и способствовать пониманию, распространению и развитию МГП36,37.

10 октября 1980 года под эгидой ООН была принята Конвенция о запрещении или ограничении использования определенных видов оружия38. Протоколы конвенции запрещают применение любого оружия, поражающего осколками, не обнаруживаемых посредством рентгеновских излучений (Протокол I «Неразличимые фрагменты»), ограничивает и полностью запрещает мины-ловушки, ассоциирующиеся с медицинским оборудованием, продуктами, игрушками, памятниками и т.п. (Протокол II «О минах»); запрещает зажигательное оружие против гражданского населения и объектов, ограничивает его использование против растительного покрова и военных объектов (Протокол III «О зажигательных боеприпасах»); запрещает использование ослепляющего лазерного оружия (протокол IV)39.

Статья 1 Протокола IV запрещает применение лазерного оружия, специально разработанного, в качестве его единственной боевой функции или в качестве одной из его боевых функций, для того, чтобы вызывать постоянную слепоту при неупорядоченном зрении, то есть невооруженным глазом или глазом с корректирующими устройствами для зрения. В соответствии с этой статьей передача любого такого оружия любому государству или группировке запрещена40.

Лазерное оружие, разработанное специально для того, чтобы вызвать у противника постоянную слепоту, не может быть использовано против отдельного вражеского комбатанта41.

Согласно статье 2, стороны обязаны принимать все возможные меры предосторожности, чтобы избежать случаев постоянной слепоты из-за ухудшения зрения при использовании лазерных систем, отличных от тех, которые описаны в статье 1. Статья 3 предусматривает, что на использование в качестве законного применения лазерных систем в военных целях, включая используемые
лазерные системы на оптическое оборудование, не распространяется запрет настоящего Протокола.

Оттавский договор или Конвенция о запрете противопехотных мин была подписана в Канаде в декабре 1997 года и вступила после ратификации сорока государствами. В соответствии с Конвенцией государства-участники обязуются никогда, ни при каких обстоятельствах: разрабатывать, производить, иным образом приобретать, накапливать, сохранять или передавать кому бы то ни было, прямо или косвенно, противопехотные мины; оказывать помощь, поощрять или побуждать каким-либо образом кого-либо заниматься любой деятельностью, запрещенной государству-участнику в соответствии с этой Конвенцией42.

Стороны обязуются в течение четырех лет уничтожить или обеспечить уничтожение всех накопленных противопехотных мин, которыми они владеют или обладательницы которых находятся под их юрисдикцией, обязуются уничтожить все противопехотных мины в заминированных районах, находящихся под их юрисдикцией или контролем, в течение десяти лет, приложить все усилия для выявления, маркировки и обеспечения безопасности минных зон и добиваться продления срока завершения уничтожения противопехотных мин на период до десяти лет. Решение о продлении должно приниматься в соответствии с установленными критериями и процедурами. Это соответствует более ранним определениям наземных мин в Протоколе II. Согласно протоколу II, противопехотная мина определяется как мина, предназначенная для взрыва присутствием, близостью или контактом с человеком, что выведет из строя, покалечит или убьет одного или нескольких человек.

Государства-участники обязуются участвовать в максимально возможном обмене оборудованием, материалами и научно-технической информацией, касающейся осуществления настоящей Конвенции. Государства-участники не налагают неоправданных ограничений на предоставление оборудования для разминирования и связанных с ним технологическая информация для гуманитарных целей. Они также должны предоставлять помощь жертвам мин и программу информирования о минной опасности, а также разминирование и связанные с этим мероприятия через систему ООН, международные или региональные организации, неправительственные организации (НПО) или на двусторонней основе, или путем внесения взносов в Целевой фонд добровольных взносов ООН для содействия разминированию или другие региональные фонды, созданные для разминирования.


20-я Международная конференция Красного Креста, состоявшейся в Вене в 1965, приняла резолюцию XXXVIII, в которой перечислялись следующие принципы:

а) право сторон в конфликте применять средства нанесения ущерба врагу не является неограниченным;

б) запрещено наносить удары по гражданскому населению как таковому;

в) необходимо постоянно проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях и представителями гражданского населения, с тем чтобы последнее было пощажено в максимально возможной степени;

г) общие принципы права войны применимы к ядерному и аналогичному оружию.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций попросила Международный суд вынести консультативное заключение по следующему вопросу: «Допускает ли международное право при каких)либо обстоятель) ствах угрозу ядерным оружием или его применение?»43. В ответ на это Международный суд, не оставляя сомнений в применимости норм гуманитарного права к ядерному оружию, счел, с учетом нынешнего состояния международного права, спорным законность или незаконность применения такового в чрезвычайном случае самообороны44. Таким образом, неоднозначность выводов Международного суда привела к различиям в позициях государств. Некоторые их них полагают допустимость применения ядерного оружия в определенных обстоятельствах, что не противоречит нарушению норм международного гуманитарного права. Другой лагерь государств принимает противоположную точку зрения, полагая любое применение ядерного оружия нарушением положений этого международного гуманитарного права.