Файл: Еждународная з ащита прав человека в период вооруженных конфликтов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Право вооруженных конфликтов и права человека
1.1. Понятие, источники, правовое регулирование
1.2. Виды вооруженных конфликтов
Глава 2. Обеспечение защиты прав человека на международном уровне
2.1. Международные организации по защите прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов
2.2. Судебное преследование за нарушения прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов
13 Castren, Е. Civil War.- Helsinki: Suómalainen Tiedeakatemia, 1966. – 244 р. – Р.85.
Глава 2. Обеспечение защиты прав человека на международном уровне
2.1. Международные организации по защите прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов
К числу международных организаций по защите прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов можно отнести:
I. Международный Комитет Красного Креста (МККК). Основные функции МККК в этой области включают:
1) Мониторинг соблюдения прав человека в зонах конфликта. МККК ведет наблюдение за соблюдением прав человека в зонах конфликта, в том числе за условиями содержания заключенных и защитой гражданских лиц от насилия.
2) Предоставление помощи жертвам конфликтов. МККК оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов, включая поставку гуманитарной помощи, медицинскую помощь и консультации по правам человека.
3) Поддержка международного гуманитарного права. МККК работает на международном уровне для поддержки международного гуманитарного права.
Движение Красного Креста началось в 1860-х годах как ответ на публикацию книги Анри Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино»45, в которой рассказывалось об ужасном опыте тысяч раненых солдат после июньской битвы при Сольферино в северной Италии в 1859 году во время войны за независимость Италии. Вместе с четырьмя гражданами Женевы А. Дюнан основал Международный постоянный комитет по оказанию помощи раненым солдатам, который впоследствии стал МККК. Сегодня движение состоит из обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, основанных МККК, которые сотрудничают с МККК, но являются независимыми организациями:
а) Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца. Она включает работу представителей государств-участников Женевских конвенций в целях принятия обязательств по содействовию гуманитарной деятельности;
б) Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца - добровольная гуманитарная организация, федерация национальных обществ Красного Креста, оказывающих помощь пострадавшим во всем мире;
в) научно-образовательный центр Международного Красного Креста
, известный как Институт Анри Дюнана.
Центральное агентство МККК по розыску разыскивает пропавших без вести лиц и обменивается семейными посланиями между людьми, разлученными в результате вооруженного конфликта. Кроме того, к МККК могут обратиться с просьбой предоставить такую помощь, как продовольствие, медикаменты и одежду гражданскому населению, страдающему от войны.
Первоначальная цель МККК - оказание помощи больным и раненым солдатам на войне - осталась неизменной. Однако спектр и сфера охвата функций МККК значительно расширились. Для иллюстрации, в соответствии с Женевским соглашением 1949 года.
Женевские конвенции возложили на МККК задачу по надзору за судебными процессами над военнопленными в случае, если держава-покровительница, нейтральное государство, которое защищает военнопленных, не может выполнять эти функции. Как предусматривает статья 10 Конвенции о военнопленных, если воюющие державы не могут договориться о том, чтобы нейтральное государство выступало в качестве посредника, удерживающая держава должна запросить или принять предложение услуг гуманитарной организации, такой как МККК, для выполнения гуманитарных функций46.
Четвертая Женевская конвенция «О защите гражданского населения во время войны» от 12 августа 1949 г., в частности, требует, чтобы подписавшие их стороны всегда признавали и уважали особое положение МККК в его гуманитарной деятельности по доставке гуманитарной помощи интернированным гражданским лицам и жителям оккупированных территорий.
II. Организация Объединенных Наций (ООН). ООН имеет несколько функций по защите прав и свобод человека в период вооруженных конфликтов:
1) Мониторинг: ООН следит за соблюдением прав человека в странах, где происходят вооруженные конфликты. Она отправляет миссии наблюдателей, которые следят за ситуацией на местах и докладывают о нарушениях прав человека.
2) Предотвращение нарушений: ООН работает на предотвращение нарушений прав человека во время вооруженных конфликтов. Она проводит миротворческие миссии, которые помогают предотвратить насилие и защищать мирных жителей.
3) Защита жертв: ООН защищает права жертв вооруженных конфликтов. Она предоставляет помощь пострадавшим, оказывает гуманитарную помощь и защищает права беженцев и переселенцев.
III. Международная организация по миграции (МОМ) со штаб-квартирой в Женеве. Содержит 173 государства-члена и 8 государств-наблюдателей, имеет около 100 миссий по всему миру и более 400 отделений. В функции МОМ входят такие направления, как:
1) Предоставление гуманитарной помощи: МОМ оказывает помощь пострадавшим от войны, предоставляя им пищу, одежду, медицинскую помощь и жилье.
2) Защита прав беженцев: МОМ защищает права беженцев и помогает им получить статус беженца и защиту от преследований.
3) Помощь в переселении: МОМ помогает людям, вынужденным покинуть свои дома из-за войны, переселиться в другие места.
4) Мониторинг прав человека: МОМ проводит мониторинг прав человека в зонах конфликта и докладывает о нарушениях прав человека.
5) Помощь в процессе воссоединения семей: заключается в оказании поддержки и помощи гражданам, желающим воссоединиться со своими близкими, находящимися в других странах. МОМ предоставляет консультации и информацию о процедуре воссоединения семей, помогает подготовить необходимые документы и проводит мониторинг процесса воссоединения. Кроме того, МОМ может оказывать финансовую помощь в случаях, когда граждане не могут покрыть расходы на воссоединение семьи. В целом, функция МОМ по помощи в воссоединении семей направлена на обеспечение защиты прав семейного единства и укрепления связей между близкими людьми, разделенными границами.
IV. Управление верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ) – структурный элемент ООН, занимающийся оказанием помощи беженцам. УВКБ является правопреемницей Международной организации по делам беженцев. К функциям УВКБ относят:
1) Мониторинг соблюдения прав и свобод человека в зонах конфликта. МОБ осуществляют мониторинг ситуации в зонах конфликта, следят за соблюдением прав человека и докладывают о нарушениях.
2). Предоставление помощи пострадавшим. МОБ оказывают помощь пострадавшим в зонах конфликта, предоставляют медицинскую помощь, пищу, воду и другие необходимые ресурсы.
3). Поддержка правительств и гражданских организаций. МОБ также занимается координацией деятельности правительств, международных организаций и гражданских обществ для решения проблем беженцев. Она работает в тесном сотрудничестве с правительствами стран-членов, чтобы обеспечить безопасность и защиту беженцев, а также содействовать их интеграции в новое общество.
V. Совет по правам человека (СПЧ), сменивший в 2006 году Комиссию по правам человека (КПЧ). СПЧ учреждён резолюцией ООН 60/251, принятой Генассамблеей 15 марта 2006 года. К его функциям следует отнести:
1) Мониторинг ситуации: СПЧ следит за соблюдением прав человека в период вооруженных конфликтов. Он проводит независимые расследования нарушений прав человека и докладывает о них международному сообществу.
2) Поддержка жертв конфликтов: СПЧ предоставляет поддержку жертвам вооруженных конфликтов, включая помощь в получении медицинской помощи, юридической помощи и других форм помощи.
3). Пропаганда мира: СПЧ призывает к прекращению вооруженных конфликтов и пропагандирует мирное разрешение конфликтов. Он также работает над укреплением международного права и содействием мирным процессам.
VI. Амнести Интернешнл (Amnesty International, АИ) - международная неправительственная организация, основанная в 1961 году в Британии. АИ ставит целью исследования, направленные на прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека.
В 2022 году АИ разместила отчет с критикой ВСУ в размещении боевых подразделений в жилых районах, что подрывает международное гуманитарное право и подвергает опасности мирных жителей47.
VII. Хьюман Райтс Уотч (Human Rights Watch) - неправительственная организация со штаб-квартирой в США, осуществляющая мониторинг, расследование и документирование нарушений прав человека.
В период вооруженных конфликтов функции Human Rights Watch включают:
1) Мониторинг нарушений прав человека: Human Rights Watch следит за соблюдением прав человека во время вооруженных конфликтов, документируя нарушения прав человека и собирая информацию о них.
2). Предоставление информации: Организация предоставляет информацию о нарушениях прав человека в конфликтных зонах, чтобы привлечь внимание международного сообщества к этим роблемам.
3) Анализ политики: Human Rights Watch анализирует политику правительств и международных организаций в отношении вооруженных конфликтов и предлагает рекомендации по улучшению ситуации с правами человека.
4). Защита прав человека: Организация помог
VIII. Международный уголовный суд (МУС) или Гаагский трибунал
был создан для рассмотрения и наказания нарушений международного гуманитарного права, включая нарушения прав человека в период вооруженных конфликтов. Он имеет следующие функции по защите прав человека в таких конфликтах:
1). Расследование и привлечение к ответственности за нарушения прав человека: МУС может расследовать нарушения прав человека, такие как убийства, пытки, насилие и принуждение, совершенные во время вооруженных конфликтов. Он может также привлекать к ответственности тех, кто совершает эти нарушения, в том числе высших должностных лиц и командиров.
2) Предупреждение нарушений прав человека: МУС может предупреждать нарушения прав человека, например, путем выпуска предупреждающих заявлений.
МУС в общей сложности проводит расследования в Афганистане, Центральноафриканской Республике, Кот-д'Ивуаре, Дарфуре, Судане, Демократической Республике Конго, Кении, Ливии, Уганде, Бангладеш/Мьянме, Палестине и Венесуэле.[1] Кроме того, Канцелярия прокурора провела предварительные расследования ситуаций в Боливии, Колумбии, Гвинее, Ираке / Соединенном Королевстве, Нигерии, Грузии, Гондурасе, Южной Корее, Украине и Венесуэле. Предварительные расследования закрыты в Габоне; Гондурасе; зарегистрированных судах Коморских островов, Греции и Камбоджи; Южной Корее; и Колумбии. Всего предъявлены обвинения в отношении 52 человек (Рис.2).
Рис. 2. Расследования и экспертизы МУС, по состоянию на март 2022 года
Зеленый: официальные расследования (Уганда, ДР Конго, Центральноафриканская Республика I + II, Дарфур (Судан), Кения, Ливия, Кот-д'Ивуар, Мали, Грузия, Бурунди, Афганистан, Палестина, Венесуэла I, Бангладеш/Мьянма, Филиппины, Украина)
Светло-красный: продолжаются предварительные экспертизы (Нигерия, Гвинея, Венесуэла II)
Темно-красный: Закрытые предварительные экспертизы, которые не привели к расследованию (Колумбия, Ирак, Гондурас, Южная Корея, Коморские Острова (зарегистрированные суда), Габон, Боливия)
IX. Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) - структура ООН, существовавшая в 1993—2017 годах, поэтому можно говорить о ней только в историческом аспекте.
X. Международный трибунал по Руанде (МТР) – так же, как и МТБЮ,