Файл: Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) выделительная
2) дыхательная
3) иммунная
4) эндокринная
А10. Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит?
А11. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется
1) сетчаткой
2) сосудистой
3) роговицей
4) радужной
А12.При слиянии половых клеток образуется:
1) зигота
2) бластула
3) гаструла
4) нейрула
А13. Как называют потребности человека, направленные на удовлетворение чувства голода и жажды?
1) психологическими
2) физиологическими
3) в самоутверждении
4) в самореализации
Часть В. При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В1. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эритроциты
2) плазма
3) лейкоциты
4) лимфа
5) тромбоциты
6) миоциты
В2. Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
A) кровь движется к сердцу | 1) артерия |
Б) кровь движется от сердца | 2) вена |
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток | 3) капилляр |
Г) через стенки осуществляется газообмен | |
Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением | |
.В3. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
2) увеличение объёма лёгких
3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа
4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха
5) расслабление межрёберных мышц
В4. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
-
Внешняя -
Внутренняя -
Фермент -
Гормон -
Антитела -
Селезенка -
Надпочечники -
Поджелудочная железа
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С1. Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что означает понятие «форменные элементы крови»?
2) В каких жизненных ситуациях у здорового человека количество форменных элементов крови может резко измениться? Приведите не менее двух таких ситуаций.
3) Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ
Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.
На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.
При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.
Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.
Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.
Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.
С2. По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
Вариант 1.
Часть А.При выполнении заданий А1 – А13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
1) диафрагма
2) лёгочное дыхание
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
А2. На рисунке изображены бицепс и трицепс. Что произойдёт с этими мышцами, если разогнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится. 2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится. 3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится. 4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится. | |
А3. Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?
1) вакцины
2) эритроциты
3) антибиотики
4) поливитамины
А4. В плевральной полости находится
1) жидкость, уменьшающая трение
2) воздух
3) смесь кислорода и углекислого газа
4) плазма крови
А5. Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?
1) прямая кишка
2) пищевод
3) глотка
4) желудок
А6.Недостаток какого витамина вызывает «куриную слепоту»
1) А
2) Д
3) К
4) С
А7. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено стрелкой?
1) почечная артерия 2) капсула нефрона 3) извитой каналец 4) собирательная трубка | |
А8. Клетками какой ткани образован наружный слой кожи?
1) плотной волокнистой
2) рыхлой волокнистой
3) гладкой мышечной
4) эпителиальной
А9. Какая из перечисленных желёз входит в состав пищеварительной системы человека?
1) печень
2) надпочечник
3) гипофиз
4) щитовидная железа
А10. Какой цифрой на рисунке обозначен аксон?
А11. На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых ощущения: сладкое, кислое, солёное и
1) терпкое
2) горькое
3) жгучее
4) жирное
А12.Процесс слияния половых клеток называется:
1) опыление
2) оплодотворение
3) гаметогенез
4) партеногенез
А13. Какой рефлекс у человека является условным?
1) отдёргивать руку от лезвия ножа
2) проглатывать пережёванную пищу
3) ходить по определённому маршруту в школу
4) закрывать глаза, когда в лицо направляют свет
Часть В. При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом
5) под высоким давлением
6) под низким давлением
В2. Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП АВИТАМИНОЗА |
A) снижение иммунитета | 1) недостаток витамина С |
Б) выпадение зубов | 2) недостаток витамина D |
В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей | |
Г) кровоточивость дёсен | |
Д) нарушение мышечной и нервной деятельности | |
В3. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
В4. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
-
Ткань -
Часть тела -
Нервы -
Кишечник -
Желудок -
Почки -
Продукты обмена -
Непереваренные остатки