ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большое количество ассоциаций типа«Образ-символ» свидетельствует о преобладании конкретно-образного мышления. У испытуемого присутствует размышления по поводу выбора ассоциаций. Ассоциации не характеризуются оригинальностью.
Протоколы «Мышление и взаимосвязь познавательных процессов»
( Тест А.Р Лурия)
№№ п/п | Изображение понятия | Воспроизведение | ||||||
1 | | отметка о росте на стене | ||||||
2 | | обувь | ||||||
3 | | учитель | ||||||
4 | | старость | ||||||
5 | | монстр | ||||||
6 | | смерть | ||||||
7 | | кровать | ||||||
8 | | пустой планер | ||||||
9 | | прямая спина | ||||||
10 | | учебник | ||||||
11 | | анализ | ||||||
12 | | румяна | ||||||
13 | | кулак | ||||||
14 | | несправедливость | ||||||
15 | | зеркало | ||||||
16 | | магия | ||||||
17 | | молодая девушка | ||||||
18 | | подарок | ||||||
19 | | кошка шевелит ушами | ||||||
20 | | табличка ремонт | ||||||
Обработка данных: ассоциации каждого протокола необходимо проанализировать и по содержанию и разнести в таблицу «Организация ассоциаций». Таблица 3 – Организация ассоциаций | ||||||||
Понятие | Образ-предмет | Образ-символ | Образ- схема | Образ-слово | Мысль без образа | Ассоциация не возникла | ||
1.Развитие | + | | | | | | ||
2 Ритм | + | | | | | | ||
3 Тяжелая работа | | + | | | | | ||
4 Жизнь | | | | + | | | ||
5 Страшная ночь | | + | | | | | ||
6 Смелый поступок | | | | + | | | ||
7 Покой | + | | | | | | ||
8 Скучный день | | + | | | | | ||
9 Гордость | | + | | | | | ||
10.Строгая учительница | | + | | | | | ||
11 Психология | | | | + | | | ||
12 Приятный голос | + | | | | | | ||
13 Ярость | + | | | | | | ||
14 Абсурд | | | | + | | | ||
15 Ядовитый вопрос | | + | | | | | ||
16 Власть | | | | + | | | ||
17 Зависть | + | | | | | | ||
18.Яркое впечатление | | + | | | | | ||
19 Подозрительность | + | | | | | | ||
20.Ремонт часов | + | | | | | | ||
Итого: | | | | | | |
Большое количество ассоциаций типа «Образ-символ» свидетельствует о преобладании конкретно-образного мышления. Наблюдается высокая скорость возникновения ассоциаций. Ассоциации не отличаются оригинальностью, возникающие образы эмоционально окрашены.
Протоколы «Мышление и взаимосвязь познавательных процессов»
( Тест А.Р Лурия)
№№ п/п | Изображение понятия | Воспроизведение | ||||||
1 | | организм | ||||||
2 | | музыкальный термин | ||||||
3 | | рюкзак туриста | ||||||
4 | | космос | ||||||
5 | | тревожность | ||||||
6 | | доблесть | ||||||
7 | | волны | ||||||
8 | | книга | ||||||
9 | | одиночество | ||||||
10 | | страх | ||||||
11 | | здание института | ||||||
12 | | тембр | ||||||
13 | | разбитая посуда | ||||||
14 | | слово | ||||||
15 | | сарказм | ||||||
16 | | наручники | ||||||
17 | | подруга | ||||||
18 | | фотографировать | ||||||
19 | | тишина | ||||||
20 | | талант | ||||||
Обработка данных: ассоциации каждого протокола необходимо проанализировать и по содержанию и разнести в таблицу «Организация ассоциаций». Таблица 3 – Организация ассоциаций | ||||||||
Понятие | Образ-предмет | Образ-символ | Образ- схема | Образ-слово | Мысль без образа | Ассоциация не возникла | ||
1.Развитие | + | | | | | | ||
2 Ритм | | | | + | | | ||
3 Тяжелая работа | + | | | | | | ||
4 Жизнь | | + | | | | | ||
5 Страшная ночь | | | | + | | | ||
6 Смелый поступок | | | | + | | | ||
7 Покой | | + | | | | | ||
8 Скучный день | + | | | | | | ||
9 Гордость | | | | + | | | ||
10.Строгая учительница | | | | + | | | ||
11 Психология | + | | | | | | ||
12 Приятный голос | | | | + | | | ||
13 Ярость | | + | | | | | ||
14 Абсурд | | | | + | | | ||
15 Ядовитый вопрос | | | | + | | | ||
16 Власть | + | | | | | | ||
17 Зависть | + | | | | | | ||
18.Яркое впечатление | | | | + | | | ||
19 Подозрительность | | | | + | | | ||
20.Ремонт часов | | | | + | | | ||
Итого: | | | | | | |
Преобладание ассоциаций типа «Образ-слово» свидетельствует о преобладании абстрактно-логического мышления. Наблюдается высокая скорость возникновения ассоциаций. Ассоциации отличаются оригинальностью, возникающие образы эмоционально окрашены и вызывают желание обратиться к пережитому опыту.
Протоколы «Мышление и взаимосвязь познавательных процессов»
( Тест А.Р Лурия)
№№ п/п | Изображение понятия | Воспроизведение | ||||||
1 | | книга | ||||||
2 | | диско шар | ||||||
3 | | шахты | ||||||
4 | | огонь | ||||||
5 | | бессонница | ||||||
6 | | солдат | ||||||
7 | | сон | ||||||
8 | | дом | ||||||
9 | | индивидуальность | ||||||
10 | | двойка | ||||||
11 | | изучение | ||||||
12 | | разговор | ||||||
13 | | драка | ||||||
14 | | Алиса в стране чудес | ||||||
15 | | обида | ||||||
16 | | машина | ||||||
17 | | соляная кислота в лицо | ||||||
18 | | возглас | ||||||
19 | | дверной глазок | ||||||
20 | | человек | ||||||
Обработка данных: ассоциации каждого протокола необходимо проанализировать и по содержанию и разнести в таблицу «Организация ассоциаций». Таблица 3 – Организация ассоциаций | ||||||||
Понятие | Образ-предмет | Образ-символ | Образ- схема | Образ-слово | Мысль без образа | Ассоциация не возникла | ||
1.Развитие | + | | | | | | ||
2 Ритм | + | | | | | | ||
3 Тяжелая работа | | + | | | | | ||
4 Жизнь | | + | | | | | ||
5 Страшная ночь | | | | + | | | ||
6 Смелый поступок | + | | | | | | ||
7 Покой | | | | + | | | ||
8 Скучный день | + | | | | | | ||
9 Гордость | | | | + | | | ||
10.Строгая учительница | | + | | | | | ||
11 Психология | | | | + | | | ||
12 Приятный голос | | | | + | | | ||
13 Ярость | | | | + | | | ||
14 Абсурд | | + | | | | | ||
15 Ядовитый вопрос | | | | + | | | ||
16 Власть | + | | | | | | ||
17 Зависть | | + | | | | | ||
18.Яркое впечатление | | | | + | | | ||
19 Подозрительность | + | | | | | | ||
20.Ремонт часов | + | | | | | | ||
Итого: | | | | | | |
Видно преобладание ассоциаций Образ- предмет, что свидетельствует о преобладании конкретно образного мышления. Изображения конкретные. Также достаточно много изображений Образ- слово, но в данном случае у испытуемого возникали трудности с изображением ассоциаций. Относится это к словам –раздражителям, которые обозначают положительные или отрицательные эмоции. Простая и умеренная степень ассоциаций. Низкая степень эмоциональности ассоциаций. Для испытуемого требовалось больше времени, чем остальным. Все слова –раздражители воспроизведены с точностью.
Вывод: у большинства испытуемых преобладает конкретно-образный тип мышления.Конкретно-образное мышление характерно для тех людей, которые имеют высокий уровень креативности и постоянно изобретают что-нибудь новое. Процесс образного мышления, осуществляемый в форме образов, протекает быстро, достаточно свернуто. Решение наступает как бы внезапно, в виде озарения, своеобразной мысленной пространственной картины. Поэтому к отличительным признакам образного мышления, кроме симультанности (одновременности) , нужно добавить импульсивность и синтетичность. Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом.
Наглядно-образное мышление является основой для понятийного (словесно-логического) мышления. В нее уже заложены основы логического анализа, но только начальные.
Для того, чтобы развить у испытуемых абстрактно-логическое мышление целесообразно соблюдать следующие рекомендации:
-
Учитесь формулировать понятия. Как часто вы говорили: «Я знаю, что это такое, но не могу сформулировать»? Пора учиться. Выскажите свое определение для понятий: дружба, любовь, ненависть. Если с абстрактными понятиями пока сложно работать, то возьмите что-то более конкретное: стол, стул. -
Прогнозируйте и анализируйте. Обратите внимание на любой предмет рядом с вами. Какой он, из чего сделан, но главное – зачем его создали, чем он полезен человечеству. А что случится, если его и других подобных предметов не станет? Кстати, а что это за подобные предметы? -
Работайте с текстом. Откройте любую книгу, лежащую рядом с вами. Прочитайте любое предложение. А теперь объясните смысл каждого слово отдельно и в рамках контекста, а также общий смысл предложения. Если не можете объяснить значение какого-то слова, то обратитесь к словарю. -
Излагайте. Помните, как в школе было: расскажи своими словами? Такая работа способствует развитию понятийного мышления. Главное – следить за тем, чтобы не потерялась суть, ведущая мысль.