Файл: Социальное обеспечение лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской аэс.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 3098
Скачиваний: 67
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Именно политическими мотивами объясняет Ф. Сандс нежелание государств устанавливать нормы международного права, налагающие обязанность выплаты непомерных компенсаций, несмотря на наличие, по его мнению, необходимой правовой базы для этого10. Например, "позиция Великобритании осложнялась продолжающимися спорами, касающимися кислотных дождей в Скандинавии, загрязнением Ирландского моря ядерными отходами с атомной станции в Уиндскейле/Силлафилде, предполагаемым ущербом территории Австралии в результате ядерных испытаний в 1950-х годах".
После инцидента Совет управляющих МАГАТЭ обратился к государствам с просьбой представить свои комментарии относительно состояния международного права по вопросу международной материальной ответственности государств в связи с ядерными происшествиями. Опрос показал, что единого мнения по этой проблеме нет. Из 32 государств пять (например, Канада, ФРГ) посчитали, что существует принцип международного права, устанавливающий ответственность государства за ядерный ущерб, одно государство (Австрия) указало на наличие пробела в праве, два государства (Бельгия, Испания) заключили, что такая ответственность может быть регламентирована только специальной нормой договора, а 24 государства не высказали определенного мнения по вопросу (в том числе Китай, Италия, Мексика, Нидерланды, Швейцария, Турция, Великобритания, США и СССР).
Тем не менее, Чернобыль дал сильный толчок развитию международно-правовой базы по направлениям обеспечения безопасности при использовании ядерной энергии и международного сотрудничества в предотвращении и устранении последствий ядерного инцидента, а также в области гражданской ответственности за ядерный ущерб11.
1.2 Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
В науке социальную защиту населения рассматривают как систему общественных отношений по способствованию и обеспечиванию условий для достойной жизнедеятельности граждан, включающую меры социального, экономического и правового характера, санкционированные государством с целью поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите.
Социальная защита населения является базовым понятием права социального обеспечения, а также важнейшим понятием социального права, существующего наряду с частным и публичным правом.
Социальная защита населения получила конституционное закрепление в п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 4. В ст. 7 Конституции Российской Федерации в общих чертах определено содержание социальной защиты.
Из перечисленных выше положений к социальной защите можно отнести лишь предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Социальное обеспечение и благотворительность выступают блоками социальной защиты населения. Социальная помощь, социальное обслуживание входят в социальное обеспечение как его виды. Что касается
правовых (организационно-правовых) форм социальной защиты, то под ними понимаются организационно-правовые способы ее осуществления.
При этом необходимо различать понятия: "блоки социальной защиты населения" (о них речь шла выше), "правовые формы социальной защиты населения" и "виды (меры) социальной защиты населения" в рамках отдельных блоков общественных и правовых отношений.
Лицам, которые проводили работу по устранению аварии в Чернобыле и их семьям, по законодательству Российской Федерации полагаются льготы. Кто их вправе получать и в каком размере — указывается в положениях Федерального Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»12.
Видами (мерами) социальной защиты вышеуказанным гражданам являются денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, субсидии и др.), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания, одежда, обувь и т.д.), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и др.), которые мы рассмотрим более подробно в следующей главе.
1.3 Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, ведущим юридическим документом, фиксирующим льготы чернобыльцам, служит российский Закон 1991 года, касающийся социальной поддержки населения, постаравшегося от чернобыльской катастрофы. Он был сфокусирован на реализации различных форм социальной помощи людям, проживающим на момент аварии в чернобыльской зоне или тем, кто был ликвидаторами. Закон гарантировал различные выплаты и льготы этим категориям населения.
Видами (мерами) социальной защиты вышеуказанным гражданам являются денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, субсидии и др.), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания, одежда, обувь и т.д.), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и др.), которые мы рассмотрим более подробно в следующей главе.