Файл: Социальное обеспечение лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской аэс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 3102

Скачиваний: 67

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21.

Из статьи 14 Базового закона после принятия Федерального Закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ22 устранены государственные гарантии на бесплатное приобретение лекарств по рецепту врача, бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки.

Исчезнувшие из базового закона виды медицинской помощи могут быть получены по другому закону - «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ, но уже в усеченном варианте, в виде набора социальных услуг, так называемого «социального пакета», и при условии отказа от части ежемесячной денежной выплаты.

Согласно ст.6.1 и 6.7 ФЗ № 178-ФЗ23 право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и лица подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Эта медицинская помощь определена законом как дополнительная и ее представление имеет ряд ограничений.

Во-первых, обеспечение лекарственными средствами осуществляются только в рамках Приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2004 N 296 (ред. от 10.08.2005) "Об утверждении Перечня лекарственных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.12.2004 N 6169)24, в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Во-вторых, назначаются только те лекарства, которые необходимы для лечения заболевания, повлекшего инвалидность.

И в третьих, объем выписываемых лекарств ограничен суммой, предназначенной для дополнительной медицинской помощи в составе социального пакета.

В случае недостаточности лекарственной терапии при лечении отдельных заболеваний по жизненным показаниям могут применятся иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Реконструктивная хирургия как метод оперативного восстановления анатомической целостности и физиологической состоятельности организма включает в себя методики косметологии, органозамещающей и органовосстанавливающей хирургии, которые предоставляются в виде дорогостоящей высокотехнологической медицинской помощи.

При использовании высокотехнологичных видов медицинской помощи учитывается совместный приказ Минздравсоцразвития РФ и РАМН от 06.04.2005 № 259/19 «Об организации оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи за счёт средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских организациях, подведомственных федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук».
25

Предоставление санаторно-курортной путевки также оговорена рядом условий.

В частности, лечение в санатории в качестве реабилитационного мероприятия назначается только по инвалидизирующему заболеванию и только при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний.

Обеспечение инвалидов TCP осуществляется в соответствии с ИПР уполномоченным органом (Региональным отделением фонда социального страхования РФ) по месту жительства инвалида на основании заявления, поданного инвалидом или его законным представителем, путем предоставления рекомендуемого ИПР технического средства (изделия), оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного средства, оплаты проезда инвалида к месту оказания протезно-ортопедической помощи, оплаты проживания в случае изготовления технического средства в амбулаторных условиях.

После принятия Федерального Закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ обеспечение инвалидов, в т.ч. инвалидов-чернобыльцев спецавтотранспортными средствами прекращено.

Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»26 в качестве одного из направлений реабилитации определена профессиональная реабилитация.

При профессиональной реабилитации учитывается наличие ограничений жизнедеятельности (в частности в трудовой деятельности) вытекающих из функциональных нарушений организма.

Инвалиды, как и все остальные граждане, имеют право на получение образования.

Правовые основы для профессионального образования закреплены Федеральным Законом от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и принятыми в их исполнение нормативными актами.

Эти акты предусматривают ряд льгот при приеме в образовательные учреждения, а также содержат нормы, направленные на материальную поддержку инвалидов во время обучения.

Указанным категориям инвалидов предоставляется общежитие в случае нуждаемости в нем и устанавливается стипендия в повышенном на 50% размере.

Остальные мероприятия профессиональной реабилитации (профориентация, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация) предоставляются на основании рекомендации в ИПР наравне с инвалидами других категорий.

2.3 Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы



В соответствии с ФЗ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законом N 1244-1 получить пенсию по государственному пенсионному обеспечению могут:

- лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или прочие заболевания в результате катастрофы на ЧАЭС;

- инвалиды вследствие вышеуказанной катастрофы;

- ликвидировавшие последствия чернобыльской трагедии в период с 1986 по 1990 годы;

- работающие в зоне отчуждения;

- лица, которые были эвакуированы и переселены, в том числе дети, находившиеся в состоянии внутриутробного развития;

- граждане, которые живут или работают в зоне проживания с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом;

- добровольно покинувшие зону проживания с правом на отселение;

- нетрудоспособные родственники погибшего кормильца (родители, дети, супруг(а), бабушка и дедушка);

- пострадавшие в результате иных радиационных или техногенных катастроф;

- нетрудоспособные члены семей умерших пострадавших.

В Российской Федерации существует пенсия по государственному пенсионному обеспечению, которая включает в себя ряд выплат:

- за выслугу лет;

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- социальную27.

Лица, относящиеся к данной категории населения, имеют право на государственные выплаты по старости и по инвалидности. В случае смерти человека, пострадавшего от событий на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), члены его семьи имеют право на государственную пенсию по случаю потери кормильца.

Помимо этого, данным гражданам может назначаться и страховая пенсий, если имеется на нее право. Она может устанавливаться при достижении общеустановленного пенсионного возраста и наличия необходимого количества пенсионных баллов или в связи с утратой дееспособности (наступления инвалидности), если до этого момента гражданин работал официально (стаж не имеет значения).

Государственная пенсия по старости. Данный вид пенсионного обеспечения вправе получать только лица, пострадавшие в результате аварий и катастроф радиационного и техногенного характера. Пострадавшие от событий 1986 года в Чернобыле могут получать эту пенсию при условии, что их трудовой стаж составляет не менее 5 лет.

Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. Если человек из данной категории населения является инвалидом любой группы, который получил инвалидность из-за событий на ЧАЭС, ему назначается пенсия по инвалидности. В соответствии с п. 3 ст. 10 данный вид пенсионного обеспечения назначается независимо от наличия трудового стажа (он может быть и 1 день, и 1 год или не быть вовсе).


Пенсии по потере кормильца членам семей пострадавшего от ЧАЭС. В случае смерти человека, пострадавшего в результате Чернобыльской трагедии, нетрудоспособные члены его семьи имеют право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца. Это могут быть: несовершеннолетние дети; совершеннолетние дети умершего до 25 лет при определенных условиях; муж или жена, на иждивении которого есть ребенок умершего в возрасте до 14 лет; супруг(а) в возрасте 55 (50) лет, или до наступления инвалидности; нетрудоспособные родители; дедушка и бабушка, достигшие пенсионного возраста (60 лет и 55 лет) или имеющие инвалидность.

Детям, которые проходят обучение по очной форме, данная выплата назначается на весь период обучения, но максимум до 25 лет. То есть, когда студенту исполниться 25 лет, выплаты прекращаются.

Вместе с государственной пенсией по случаю потери кормильца нетрудоспособные члены семьи умершего могут одновременно получать социальную или страховую пенсию по старости или инвалидности.

Граждане, пострадавшие в результате трагедии на ЧАЭС, полагается один из следующих видов пенсионного обеспечения: государственная пенсия по старости/инвалидности или страховая пенсия по инвалидности/старости (если имеется на нее право).

Страховая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным Законом № 400 от 28 декабря 2013 года. В 2017 году страховой стаж должен составлять 8 лет, а количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) — 11,4.

Многим гражданам, относящимся к данной категории населения, пенсия была рассчитана по старой формуле до принятия вышеуказанного закона. Но согласно ему, пенсии, назначенные ранее, подлежат пересчету по новой формуле. Однако если сумма окажется ниже ранее установленной, то размер пенсии останется прежним.

Кроме этого, пострадавшим может назначаться страховая пенсия по инвалидности, которая рассчитывается идентично выплаты по старости, однако условия назначения ее — это наличие хотя бы одного дня страхового стажа. При этом размер фиксированной выплаты для различных групп инвалидности будет отличаться: для инвалидов I группы — 9117,86 рублей; для инвалидов II группы — 4558,93 рубля; для инвалидов III группы — 2279,47 рублей.

При этом, пострадавшие от техногенных и радиационных катастроф не имеют право на получение одновременно 2-х пенсий (государственной и страховой). Им необходимо выбрать более выгодный для себя вариант, при котором размер выплат будет наибольшим. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган ПФР для определения размера и выбора пенсионного обеспечения.

Таким образом, на основании вышесказанного, видно, что данной категории граждан принадлежит достаточно большой набор социального обеспечения, который включает в себя меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы, организацию медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, предоставляемые и охраняемые государственными органами, органами местного самоуправления.