Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После распада Римской империи в 395 г. н. э. Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии).
В 639 г. войска арабского халифа Омара под предводительством Амр ибн эль — Аса вторглись в Египет, который в результате религиозных распрей и недовольства египтян византийским правлением оказался настолько ослабленным, что совсем небольшого числа арабских воинов оказалось достаточно для захвата значительной части долины Нила. Египет был первой жертвой на пути экспансии арабов, легкость его завоевания фактически спровоцировало всю последующую арабскую экспансию. Войдя в исламский мир, Египет воспринимает его культуру. Коренные жители страны — копты — исповедуют христианство, но находятся в изоляции от остального христианского мира.С арабским завоеванием древний Египет окончательно уходит в небытие.
Глава 3. Культура древнего Египта
Египет периода Раннего царства жил в эпоху медно — каменного века. Но уже была создана и постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность использовать преимущества природных условий Нильской долины. Все это способствовало тому, что при низком еще техническом уровне был достигнут огромный рост производительности труда, прежде всего в земледелии, появился прибавочный продукт, следовательно, возникла и возможность его присвоения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Об уровне развития производительных сил тогдашнего общества можно судить по орудиям производства, в изобилии дошедшим до нас из раннединастических погребений. Это, прежде всего, изделия из меди — плоские рабочие топоры, ножи, тесла, гарпуны, рыболовные крючки, вилы, наконечники деревянных мотыг; кроме того, боевые топоры с закругленными лезвиями, кинжалы, чаши и сосуды различных форм. Но наряду с медными найдено много и каменных, особенно кремневых орудий и предметов обихода различного назначения. В погребениях найдены также деревянные орудия труда, изделия из слоновой кости, украшения из египетского фаянса, разнообразная керамическая посуда, изготовленная еще без применения гончарного круга. В строительстве применялись в основном необожженный кирпич, дерево; использование камня в строительстве было еще очень ограниченно и носило вспомогательный характер. Быстрому прогрессу страны способствовало также то, что почти все необходимое для себя египтяне находили или в самой долине, или же в непосредственной близости от нее. Повсюду встречались разнообразные породы камня, в том числе мягкого, легкого в обработке известняка. Рощи акаций, в это время еще обширные, давали строительный лес; некоторые сорта древесины доставлялись из Ливана морем, другие получали из Центральной Африки. Заросли папируса, который широко применялся египтянами как для производства своеобразной «бумаги», так и для плетения папирусных судов, использовавшихся при рыбной ловле и охоте на водоплавающую птицу в тихих заводях Дельты, также были неисчерпаемым источником сырья. Молодые побеги папируса шли в пищу. Для изготовления папируса использовалось одноименное растение Papyrus, принадлежащее к семейству осоковых. В древности дикорастущий папирус был распространен в долине Нила, ныне же он почти вывелся. При изготовлении писчего материала стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом еще один ряд полосок и помещали под пресс. После сушки лист папируса отбивали молотком. Затем получившиеся листы папируса склеивались в свитки, а в более позднее время соединялись в книги. Сторона, на
которой волокна шли горизонтально, была лицевой. В Египте папирусы появились еще в додинастическую эпоху, вероятно, одновременно с изобретением письма. Нил славился изобилием рыбы, основного нерастительного продукта питания простых египтян. Медь, как и в додинастические времена, египтяне добывали в копях Синайского полуострова, золото — к востоку от долины, в пустыне, а позже — на юге, в Нильской Эфиопии. Из злаковых культур, выращивавшихся в Египте в период Раннего, а также Древнего царства, основной культурой был ячмень, который со временем стал отчасти вытесняться пшеницей — двузернянкой. Широко было развито скотоводство. Памятники свидетельствуют о существовании различных пород крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, свиней. Развиваются (особенно интенсивно в Дельте) садоводство, огородничество, виноградарство. Дошедшие до нас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества. Египтяне занимались также рыболовством, разведением водоплавающей птицы, охотой.
Язык древнего Египта.
Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.
Египетский язык образует особую группу афразийской (семито-хамитской) языковой семьи. Его носители осели в долине Нила около 5 тыс. до н. э. Древнейшие египетские письменные памятники представляют собой символические изображения, которые не имеют четкого звукового значения и понимаются по принципу ребуса (надписи на таблицах и булавах царей до объединения Египта конец 4 тыс. до н. э., в т. ч. знаменитая палетка Нармера). Палетка Нармера — каменная стела из Иераконполя, датируемая временем правления царя Нармера — объединителя Египта. До Нармера не существовало единого Египта — были две независимых страны. Именно Нармер (еще одно его имя – Менес) объединил Египет, и первым надел корону Объединенного Египта, а палетка эта, как раз, зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс военного объединения Египетской земли. Изображение сокола, сидящего на шести стеблях лотоса и держащего на веревке голову человека, возможно означало, что царь захватил 6 тыс. пленных. Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется в эпоху Раннего царства. Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы). Фонограммы передавали один или несколько (максимум четыре) согласных звуков. Гласные, как и во многих других афразийских языках, не выписывались, и их чтение в настоящее время установлено лишь условно. Фонограммы представляли собой изображения предметов, звучание названий которых отрывалось от их смысла и использовалось для передачи звуков уже совершенно других слов. Большинство идеограмм было т. н. детерминативами (определителями), ставившимися после звукового написания слова и указывавшими для большей ясности, к какой категории предметов или явлений оно относится (изображение человека указывало на обозначение профессии, должности или социальной категории). Однако некоторые идеограммы могли передавать значение целого слова и без его звукового написания, в таких случаях рядом с ними ставилась вертикальная черта. Таким образом древнеегипетская письменность была развитым и для своего времени гибким и удобным словесно — слоговым письмом. Овладение им было сравнительно легко из-за отсутствия гласных и привязки каждого знака к конкретному изображению. По существу, лишь традиционализм ее создателей не дал ей развиться до стадии алфавита. В Египте на всем протяжении его древнейшей истории существовало три вида древнеегипетской письменности, соответствовавших не столько разным этапам развития языка,
сколько разным категориям текстов, для записи которых они использовались.
а) Иероглифическое письмо состояло из знаков и рисунков, предназначенных для монументальных и полудекоративных надписей на камне и металле. Оно возникло непосредственно из древнейшей пиктографии и существовало до начала н. э.
б) Иератическое письмо сложилось к началу Древнего царства из иероглифического письма, знаки которого модифицировались (стали более схематичными) для удобства письма тростниковой палочкой и чернилами на папирусе или осколках камня и керамики. Иератическое письмо использовалось в 3 тыс. до н. э. для записи литературных и религиозных текстов и деловых документов.
в) С середины 1 тыс. до н. э. иероглифика и иератика используются только для торжественных или намеренно архаизированных текстов на вышедшем из разговорной речи среднеегипетском языке. Новые надписи, литературные и тем более деловые тексты пишутся на позднеегипетском (демотическом) языке. Оно возникло из иератики, но отличается особенной курсивностью, обилием лигатур (слитных написаний знаков) и наиболее сложно для изучения.
Для поздней иероглифики и иератики характерна намеренная архаизация знаков, написания с помощью игры звуков и знаков, элементы криптографии. Последние иероглифические и иератические тексты относятся к 3 — 4 в. н. э., последняя демотическая (и соответственно вообще древнеегипетская) надпись к середине 5 в. н. э. В это время египетский язык входит в свою коптскую стадию с графикой, разработанной на основе греческого алфавита.
Литература древнего Египта.
Египетская литература, возникшая как часть египетской культуры и вместе с нею исчезнувшая, прожила более долгую жизнь, чем независимое египетское государство; начиная с 332 г. до н. э. государство это становится частью политического мира эллинизма. Однако же самобытная египетская культура продолжает жить и развиваться и в новых политических условиях даже в первые века господства римлян.
От эпохи Древнего царства сохранились так называемые “Тексты пирамид”, начертанные на стенах внутренних коридоров и камер в пирамидах некоторых фараонов V и VI династий (около 2400 г. до н. э.). “Тексты пирамид” едва ли не древнейшая в мировой истории коллекция религиозных текстов. В этом огромном собрании магических формул и изречений с большой силой запечатлено стремление смертного обрести бессмертие богов.
О литературе эпохи Древнего царства располагают весьма отрывочными данными. Однако не приходится сомневаться, что тогда существовала богатая и разнообразная литература, в основном, полностью для нас погибшая. Нам известны тексты совершенно иного типа, чем “Тексты пирамид”, хотя они тоже относятся к религиозному ритуалу. Это автобиографические надписи вельмож: на надгробной плите необходимо было увековечить имя умершего. Упоминание имени сопровождалось перечислением титулов и должностей покойного, а также списком жертвенных даров, которые ему предназначались. К этой чисто ритуальной части текста мало — помалу для прославления умершего стали прибавлять описания различных эпизодов из его жизни, свидетельствующих о его заслугах перед фараоном, благосклонности последнего к умершему. Словом, все, что могло возвеличить и приукрасить его личность. Ритуальная надгробная надпись развертывалась в автобиографию. Историческая и художественная ценность произведений этого жанра не подлежит сомнению.
Время Среднего царства не без основания считается в науке временем расцвета литературного творчества, некоторые памятники которого дошли до нас. Таковы, например, “Рассказ Синухе”, “Сказка потерпевшего кораблекрушение”, искусные тонкие обработки фольклора – сказки папируса Весткар, поучение основателя XII династии (около 1985 — 1955 до н. э.) фараона Аменемхета I, “Пророчество Неферти”. Из гимнов эпохи Среднего царства, обращенных к божествам, наибольшими литературными достоинствами отличается гимн Хапи, богу Нила. Несколько версий гимна, дошедших до нас, относятся к эпохе Нового царства, но несомненно, что они лишь поздние записи, свидетельствующие о популярности произведения.
Литература времени Нового царства в основном является развитием тех литературных традиций и жанров, которые сложились уже в эпоху Среднего царства. Главное, хотя в основном лишь внешнее, отличие литературы Нового царства от литературы Среднего царства заключается в языке, литература Среднего царства написана на среднеегипетском, так называемом классическом языке, литература Нового царства — на новоегипетском языке. Литература Нового царства представлена множеством сказок, — таковы, например, “Два брата”, “Правда и Кривда”, “Обреченный царевич” — а также множеством дидактических произведений — “поучений”. Ко времени Нового царства относится и ряд произведений, воспевающих воинскую доблесть фараонов, а также высокопоэтические гимны разным божествам, например, гимн богу Атону.