Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 7. Загробный мир Египтянина
Специфика большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространенный — камень), — ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь.
Книга мертвых — генетическое продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, которые должны были помочь покойнику преодолеть загробный путь и который клался вместе с погребенным… Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале — середине 19 века арабы прозвали «Книгами мертвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. Заглавие буквально переводится как „Изречения выхода в день“. Этот древний текст посвящен жизни после смерти и необходимой подготовке к этому переходу. Ведь жизнь для египтянина — это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все темные силы и перешел в вечную жизнь с Ра — источником света. Большая часть книги является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих ее испытаний и ее существованию в более тонких измерениях. Фактически, основной акцент в книге делается на том, что происходит с человеком после смерти, а не нашем духовном состоянии в земной жизни.
Нам привычней говорить о человеческой „душе“, египтяне же считали, что таких душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники — жрецы. Гробница рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли „Ка“ (двойник умершего человека). Поэтому цари и вельможи еще при жизни не жалели золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом своего „Ка“ красивым и приятным. К сожалению, большинство гробниц ограблено ворами и разбойниками еще в далекой древности. До нас дошли лишь отдельные, случайно сохранившиеся и наверняка не самые богатые захоронения. Широкую известность получила открытая английским археологом Картером в 1922 году гробница Тутанхамона, молодого царя, умершего в восемнадцатилетнем возрасте.
По своей структуре и оформлению — это самая скромная, но по своим огромным художественным и археологическим сокровищам — наиболее известная в долине гробница, обнаруженная в начале XX века. Она была торопливо подготовлена для фараона второстепенной важности, умершего очень молодым. Тутанхамон (1356 — 1338 до н. э.) жил в тот беспокойный период политической и религиозной борьбы, что последовал за смертью великого фараона — еретика Эхнатона. В гробнице нашли множество красивых предметов — мебель, модели лодок, драгоценности, сосуды, оружие. Огромные богатства сопровождали юного фараона в загробный мир. Мумия фараона была заключена в четыре саркофага. Наружный саркофаг был каменным. Последний, внутренний, саркофаг был сделан из чистого золота. Лицо на саркофаге изображено очень тщательно, и можно представить, как выглядел Тутанхамон при жизни. Когда последний саркофаг вскрыли, на мумии оказался маленький букетик полевых цветов. Это не входило в обычай погребения, но было знаком любви очень близкого человека, может быть, юной супруги фараона.
Короткий коридор ведет к вестибюлю, в который выходят погребальная камера и сокровищница — справа, в то время как с противоположной стороны — кладовая для приношений и утвари. Во всем комплексе только погребальная камера украшена настенными росписями. Они представляют Эйе, второго мужа Нефертити и преемника Тутанхамона, во время выполнения им в облике Осириса церемонии открытия уст и очей усопшего. Как только могила была заполнена приданным и запечатана, ее тут же посетили воры. Им, очевидно, помешали, и они в спешке захватили с собой лишь некоторые предметы. Приведенная в порядок и вновь запечатанная жрецами она, к счастью, сотней лет позже была погребена под строительными материалами при сооружении гробницы Рамсеса II. Строительные отходы скрыли все следы таким образом, что о гробнице забыли почти на три тысячи лет, пока она не была возвращена из небытия благодаря интуиции Говарда Картера. Открытие могилы в долине, уже полностью перекопанной, принесло археологу большую известность, но также и большую горечь. Найденные фантастические сокровища хранятся теперь в Каирском музее, наглядно показывая, что потеряло человечество с разграблением гробниц таких великих фараонов, как Яхмос I, Тутмос III великий, Рамсес II, Рамсес III и т.д.
Мумия — сохраненное бальзамированием тело. Мумией называется тело не только человека
, но и любого другого живого существа, подвергнутого специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.
Впервые слово мумия появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000 — го года. Происходит слово мумия от арабского битум или нечто, пропитанное битумом. Сами же древние египтяне назвали своих мумий „саху“. Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времен. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккара и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповрежденных женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завернуты в лен и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада — II (примерно 3600 г. до н.э.).
Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времен Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс. Геродот говорил, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:
Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70 — дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея).
Второй, более дешевый, представляет из себя следующее:
С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.
Еще интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что „скорлупа“ оставалась, а все, что находилось внутри ее — тлело.
III. Заключение
Вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно — историческое значение.
Изменился ли человек за столь долгую эпоху; существует ли эволюция цивилизаций или им, как и человеку, суждено возникать, достигать расцвета и неизбежно приходить в упадок? Однозначных ответов на эти вопросы, безусловно, не может дать даже история цивилизации Древнего Египта.
Древний Египет вызывал удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. За последние 200 лет археологи перекопали Египет вдоль и поперек. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом.
Египет — колыбель древнейшей цивилизации. Египет — страна, где возникло первое государство, где зародились письмо, математика, астрономия, медицина. До сих пор не разгаданы загадки таинственных пирамид — кажется, что по сей день эту тайну свято охраняют фараоны. Наследие древнего Египта, к сожалению, пока еще не стало неотъемлемой частью нашей культуры и образования. Тем не менее, лучшим доказательством интереса к древней словесности являются регулярные переиздания переводов текстов, хоть и созданных руками просвещенных писцов несколько тысячелетий тому назад, но продолжающих говорить о вечных ценностях, пробуждать в человеке тягу к прекрасному и мудрому. Можно сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства. Мир Древнего Египта продолжает привлекать к себе миллионы людей во всех странах. Колоссальные памятники и изящные статуи, богатые ювелирные украшения и шедевры литературы, — все это осталось после удивительной цивилизации фараонов как
великая хвала таланту и усердию людей, которые все это создали. Созданная в течение тысячелетий культура Древнего Египта была унаследована народами, жившими позднее, и легла в основу современной культуры.
IV. Список литературы
1. Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В., под ред. Кузищина В.И. 3-е изд., «История древнего Востока» — М, 2003.
2. Низовский А.Ю. «100 Великих чудес света» — М, 2004.
3. Ионина Н.А. «100 Великих чудес света» — М, 1999.
4. Вейс Г. «История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации» — М, 2005.
5. Солкин В.В. «Древний Египет. Энциклопедия» — М, 2005.
6. Большаков А. О. «Развитие представлений о загробных мирах в древнем Египте» — М., 1999.
7. Перепелкин Ю.Я. «История Древнего Египта» — СПб, 2001.
8. Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта» — СПб, 2000.