Файл: Методические рекомендации по написанию итоговой аттестационной работы красногорск, 2022 2 Содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Московский областной филиал
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Красногорск, 2022

2
Содержание
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................. 3
II. ВЫБОР ТЕМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ .................................................. 3
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ .................... 4
IV. ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ .................................................. 6 1. Общие требования ............................................................................................................................... 6 2. Иллюстрации ........................................................................................................................................ 7 3. Таблицы ................................................................................................................................................ 7 4. Перечисления и примечания ............................................................................................................... 8 5. Формулы и уравнения ......................................................................................................................... 8 6. Список использованных источников и литературы ......................................................................... 9 7. Приложения ........................................................................................................................................ 10
V. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-СПРАВОЧНОГО АППАРАТА......................................................... 10
VI. ЗАЩИТА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ........................................................... 11
VII. ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ................................................................................................ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ................................................................................................................................... 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ................................................................................................................................... 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ................................................................................................................................... 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ................................................................................................................................... 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ................................................................................................................................... 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ................................................................................................................................... 20

3
I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Итоговая аттестационная работа (далее — работа, аттестационная работа) является самостоятельной работой слушателя.
Целью работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практическое их применение при решении профессиональных задач.
В процессе подготовки работы слушатель обязан:
– обосновать актуальность проблемы, связанной с избранной темой;
– провести анализ фактического материала;
– сформулировать обоснованные выводы, исходя из поставленных в работе задач;
– разработать предложения, рекомендации по решению актуализированной проблемы.
II.
ВЫБОР ТЕМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Первым этапом является формирование и выбор темы работы. Тема должна быть практически полезной, отражать потребности профессиональной деятельности, стимулировать слушателя к активизации решения поставленных перед ним задач.
При выборе темы важно учесть:

ее актуальность, практическую направленность;

личный опыт практической деятельности, уже сложившийся интерес к той или иной теме, чтобы работа над ней обогащала профессиональные знания, помогала в текущей деятельности;

возможность последующего более глубокого изучения проблемы.
При выборе темы слушателям предлагается перечень тем, из которых они могут выбрать конкретную тему (или направление), или же тема определяется самостоятельно по согласованию с руководителем программы (или одним из ведущих преподавателей по соответствующей тематике). В учебной группе повторение тем итоговых аттестационных работ не допускается, объекты исследования должны отличаться.
Для специалистов работа может быть связана с:

анализом нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в той или иной сфере деятельности (результат: выявление недостатков и подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов);


4

выявлением и оценкой проблем в той или иной сфере деятельности, разработке возможных путей их решения (результат: оценка социально-экономических и правовых последствий по решению проблем, разработка механизмов (программ) решения проблем).
Для руководителей работа может быть связана с разработкой:

технологий организации процессов в той или иной сфере деятельности (результат: рекомендации по организации процесса);

целевой программы как механизма решения проблемы, проектов нормативных актов или иных документов, в т.ч. организационных.
Тема работы должна быть сформулирована лаконично, отображая проблему и предмет исследования.
После выбора темы за каждым слушателем закрепляется руководитель работы, задачами которого являются помощь в определении объекта и предмета исследования, помощь в формировании ориентировочных названий глав и параграфов, консультирование по вопросам, возникающим у слушателя во время подготовки работы, а также написание отзыва на готовую работу с содержанием рекомендации о допуске работы к защите.
Порядок выполнения итоговой аттестационной работы включает в себя следующие этапы:
1. Выбор темы.
2. Составление плана и графика работы.
3. Поиск и обработка источников информации.
4. Подготовка и оформление текста.
5. Представление работы руководителю работы.
6. Защита итоговой аттестационной работы.
Изменение или уточнение темы итоговой аттестационной работы возможно на основании личного заявления слушателя, завизированного руководителем программы, не позднее, чем за четыре недели до установленного срока итоговой аттестации.
В случае если слушатель не выбрал тему итоговой аттестационной работы в установленный срок, руководитель программы назначает ему тему работы.
Слушатель обязан представить итоговую аттестационную работу в Центр дополнительного образования руководителю программы не позднее, чем за 7 дней до установленного срока итоговой аттестации.
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Структура итоговой аттестационной работы включает в себя следующие разделы в порядке их расположения:

5 1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть (главы и параграфы).
5. Заключение.
6. Список использованных источников и литературы.
7. Приложения.
Титульный лист является первой страницей итоговой аттестационной работы и оформляется по установленной форме (Приложение 1).
Титульный лист должен содержать следующую информацию:
– наименование образовательного учреждения;
– обозначение характера работы (итоговая аттестационная работа);
– наименование темы итоговой аттестационной работы;
– Ф.И.О. слушателя, выполнившего работу;
– Ф.И.О руководителя работы;
– название города, в котором находится учебное заведение;
– год написания работы.
В содержании (Приложение 2) перечисляют: введение, основную часть (все главы и параграфы итоговой аттестационной работы), заключение и список использованных источников и литературы, приложения (если имеются).
Во введении (не менее 2 страниц) раскрывается актуальность темы, ее новизна и практическая значимость, уровень разработки, объект и предмет исследования; цели и задачи работы, источниковая база с указанием того, на каких материалах осуществлена работа.
В главах (параграфах) дается постановка того или иного вопроса, раскрываются его основные аспекты. В первой главе формулируются теоретические положения, основанные на изучении литературы по теме. Вторую главу работы составляет практическое исследование выбранной темы. Изложение и обоснование формулируемых положений и выводов работы осуществляется на конкретном материале с учетом анализа документов, статистических и социологических данных, публикаций специалистов, обобщения опыта практической деятельности. Каждая глава (параграф) завершается краткими выводами.
Заключение (не менее 2 страниц) представляет собой итоги работы в соответствии с выдвинутыми во введении целью и задачами. Здесь делаются теоретические обобщения, формулируются выводы и практические рекомендации.
Список использованных источников и литературы помещается после заключения.
Список должен включать изученную и использованную в итоговой аттестационной работе


6 литературу. Не менее 25% источников должны быть изданы в последние пять лет, а нормативные документы обязательно указываются в действующей редакции.
Приложения могут включать таблицы, схемы, положения, инструкции, методические материалы и т.д.
Объем работы: от 20 до 30 страниц машинописного текста. Список использованных источников и литературы, а также приложения не входят в этот объем.
Полностью соответствующая требованиям Методических рекомендаций итоговая аттестационная работа, включающая титульный лист с необходимыми реквизитами, текст с оглавлением, список литературы и при необходимости приложения, подлежит проверке в системе «Антиплагиат». С этой целью обучающийся самостоятельно осуществляет загрузку файла в формате «txt». через личный кабинет, доступ в который предоставляется после регистрации на сайте с использованием информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» по адресу: https://www.antiplagiat.ru/ (Приложение 5).
Проверка загруженной работы осуществляется в автоматическом режиме. После проверки система «Антиплагиат» формирует справку о результатах проверки. При условии, что степень заимствований не превышает 45%, слушатель представляет куратору программы распечатанную и подписанную справку о результатах проверки (Приложение 6) вместе с итоговой аттестационной работой, презентацией и отзывом научного руководителя согласно плану-графику подготовки, написания и защиты итоговой аттестационной работы.
После получения готовой итоговой аттестационной работы и справки о результатах проверки в системе «Антиплагиат» куратор программы в соответствии с пунктом 2.1.8 Приказа
Ректора РАНХиГС № 02-724 от 25 июля 2018 года «Об утверждении Положения о порядке проверки на объём заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований текстов работ, выполняемых в РАНХиГС» осуществляет контроль за отсутствием фальсификации результатов проверки. При положительном исходе научный руководитель составляет отзыв и принимает решение о допуске итоговой аттестационной работы к защите.
IV. ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Общие требования
Текст работы печатается на принтере (компьютерный шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал между строками – 1,5) на одной стороне стандартного листа формата А-4.
Работа открывается титульным листом (Приложение 1), второй лист — содержание работы (Приложение 2). Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной


7 нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется (нумерация страниц – автоматическая). Приложения не включаются в общую нумерацию страниц.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее, нижнее – 20 мм.
Вписывать в отпечатанный текст работы отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием корректором. Исправления наносятся машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.
Заголовки структурных элементов работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ»,
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ») и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу одним интервалом. Каждый структурный элемент работы начинается с нового листа.
Заголовки глав и параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
2. Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики и т.д.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе (например, см. рис. 1). Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией посередине страницы. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).
Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают над ней. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.» не пишут.
3. Таблицы
Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

8
На все таблицы должны быть ссылки (например, см. Таблицу 1). Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Если в отчете одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
4. Перечисления и примечания
При необходимости перечисления могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например: 1); 2); 3) и т.д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.
Примечания следует помещать в работе при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.
Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:
П р и м е ч а н и е ………………………………..
П р и м е ч а н и я:
1. ………………………………………………………………………………………………
2. ………………………………………………………………………………………………
5. Формулы и уравнения
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в определенную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-), умножения (*), деления (/) или других математических знаков.


9
Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в работе только одна формула или уравнение, их не нумеруют.
6. Список использованных источников и литературы
Библиографический список является одной из существенных частей работы, позволяющий судить о степени фундаментальности проведенного исследования. В библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы при написании работы. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания. Примеры библиографического описания источников информации представлены в Приложении 3
При использовании в подготовке работы до 20 изданий, список рекомендуется строить по алфавиту. Если изданий более 20-ти, то рекомендуется использовать построение списка по видам изданий: нормативные правовые документы; документы справочного характера, статистические сборники; материалы архивов и текущего делопроизводства; научная литература; учебная литература; материалы периодической печати и т.д.
Оформление списка источников и литературы
Список источников и литературы охватывает все источники и литературу, которые использовались при написании работы. В список обязательно входят издания, упомянутые в подстрочных примечаниях. При составлении списка источников и литературы необходимо соблюдать строгую последовательность в их перечислении. Список должен иметь следующую структуру (с обязательным заголовком для каждого раздела):
I. Источники (законодательные, нормативно-правовые акты, актовые источники, делопроизводственные документы, статистические источники, периодическая печать, публицистика).
II. Литература (монографии, научная, учебная и учебно-методическая литературы, статьи из сборников и периодических изданий, рецензии, авторефераты).
III. Справочные и информационные издания (энциклопедии, энциклопедические словари, библиографические пособия, справочники).
IV. Источники информации из сети Интернет.
Список использованных источников и литературы имеет сквозную единую нумерацию, следующую через все разделы. Разделы списка нумеруются римскими цифрами. Подразделы не