Файл: Ооо Инфоурок Проект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Инфоурок»


Проект
Применение АБИС при каталогизации фондов библиотек и ИБЦ в системе профессионального образования

по направлению подготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
слушателя

курса профессиональной переподготовки
Суанка Кирилла Валентиновича

Сегодня мы находимся на начале нового этапа развития человеческой цивилизации, одной из главных черт которого является необычайно возросшая мощь информационных и коммуникационных технологий (называемых сегодня одним термином – информационно-коммуникационные технологии, ИКТ). Стремительно вырос и продолжает расти удельный вес отраслей, имеющих отношение к созданию, использованию и передаче информации. ИКТ стали подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития. Кроме того, информация стала реальным социальным ресурсом, способным помочь человеку адаптироваться к постоянным изменениям в жизни, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам. Появление новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем открыли не только технические, но и экономические возможности объединить информационные ресурсы человеческой цивилизации и обеспечить доступ к ним любому человеку. Эти процессы приводят к глубочайшим качественным переменам во всех сферах человеческой деятельности, а реализация названных возможностей становится одной из главных задач, стоящих перед библиотечно-информационным сообществом.

Более удобное обслуживание библиотек — это не только комфорт и эффективность для посетителей. Но также значительное уменьшение рутины для сотрудников, удобство обработки фондов с помощью современных инструментов. Достигнуть этого позволит автоматизация библиотек, в результате которой традиционные технологии соединяются с новейшими.

В последние десятилетия получили распространение Автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС).

Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС) – это системы планирования ресурсов предприятий для библиотеки, которые используются для отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи посетителям библиотек.


Накоплен опыт по внедрению инновационных методов. Каталоги стали электронными, данные систематизируются, книжный фонд подлежит автоматизированному учету. Удобно организован поиск в плане доступа и предоставления информации по заказам.

Автоматизация библиотечных процессов соответствует следующему перечню задач:

  • Быстрота обслуживания посетителей.

  • Эффективное управление фондами.

  • Защита библиотек от хищений.

АБИС состоит из реляционной базы данных, программного обеспечения, которые взаимодействуют с базой данных, и двух графических пользовательских интерфейсов (один для читателей, второй для персонала).

Каждая конкретная библиотека ориентируется на свои финансовые возможности при выборе системы. Администрация может закупить оборудование или создать свою разработку. При этом всегда существуют первостепенные задачи и очередность решаемых проблем. Большинство библиотечных специалистов считают нужным начинать автоматизацию с создания электронного каталога. Но разработчики могут предложить учет читателей, систематизацию запросов.

Информатизация и автоматизация в АБИС могут быть объединены понятием «информационные технологии». Автоматизацией может быть названо развитие аппаратного и программного обеспечения на практике. Так, для предоставления посетителю библиотеки возможности ознакомления с новыми поступлениями в учреждении должен быть установлен компьютер. Но этим этапом система автоматизации библиотек не ограничивается. Возможно, сетевое соединение библиотек через интернет, что будет именно информатизацией.

Создание читательских мест, повышение комфорта сервиса, уменьшение объема ручной работы для библиотекарей систематизируется компьютерными системами. Во всех случаях автоматизация будет представлять собой часть информатизации. Она может быть представлена в виде:

  • использования телекоммуникаций;

  • работы онлайн в интернет;

  • применения штрих-кодов для идентификации книг и читательских билетов;

  • технологий для издания книг и издательств;

  • баз текстов;

  • цифровых библиотек электронных книг.

Все это может быть названо информатизацией, если добавить методики обучения для персонала и посетителей. В зависимости от того, какие внедряются технологии, будут уместны те или иные термины, описывающие процессы модернизации библиотечного дела.



Процессы в библиотеках, требующие автоматизации, может отразить следующий перечень.

  1. Заказ литературы от издательств. Информация приходит с книжных выставок, по интернет и прайс-листам. Необходимо наличие конверторов, с помощью которых автоматизированная библиотека будет преобразовывать форматы из одного в другой. Это позволит оформить заказ по интернет в стандарте, независимом от того, что применяют издательства.

  2. Обработка поступающих изданий. Каталогизаторы должны составить описание с указанием параметров: автор и название книги, издательство, число и размер страниц.

  3. Формирование электронного каталога, включающего библиографию, описание изданий. Записанные на карточках экземпляры должны быть включены в него, наряду с новыми. Поисковые возможности автоматизированной, а также информационно-библиотечной систематизации достаточно велики. Печатный каталог представлен в трех типах:

  • алфавитный;

  • систематический;

  • предметный.

Его электронная форма легка в использовании, ускоряет поиск книги, реализуется сразу в нескольких вариантах.

  1. Хранение документации в электронном виде должно быть организовано, как единое библиографическое пространство. Только при таких условиях может развиваться автоматизированная новыми технологиями библиотечная система. Все ресурсы описываются в одном классифицированном по уровням доступа каталоге.

  2. Работа с читателями включает выдачу и прием книг. Автоматизировать можно и этот процесс путем нанесения на экземпляры штрих-кодов, считываемых сканером. Автоматизированные таким способом библиотечно-информационные системы обрабатывают данные, что исключает необходимость ручного ввода. Читательский билет выполняется в виде пластиковой карточки, также снабженной кодом. Благодаря этому библиотекарь выводит на экран данные о посетителе с фотографией.

  3. Работа абонемента между библиотеками организовывается на тот случай, если в данном учреждении искомая книга отсутствует. Фонд 2 перешлет ее, но это требует финансовых платежей (почта и другие расходы). При объединении электронных каталогов читателю будет несложно определить, где следует заказывать книгу.

Библиотечная системная автоматизация зарубежного производства стоит гораздо дороже. Покупая ее, учреждение должно учитывать затраты на:


  • техническую поддержку;

  • обновление;

  • доработку под конкретные условия;

  • модификацию;

  • специальное обучение персонала.

Дополнительные поправки требуются русификации, если она выполнена не совсем качественно. Финансовые затраты, общая высокая стоимость зачастую приводит к отказу от приобретения системы.

Автоматизированные библиотечно-информационные отечественные системы разработаны с учетом запросов российских книжных фондов по тем или иным функциональным возможностям. Расходы при этом гораздо меньшие по стоимости продукта и дальнейшему обслуживанию, а служба поддержки находится в России. Многие библиотеки делают выбор в пользу отечественных разработчиков, что позволяет успешно и оптимально реализовывать задачи автоматизации.

На российском рынке имеется немногим более десятка АБИС. Описание основных из них, которых удалось найти в Интернете, содержится в таблице ниже.

п/п

Название системы

Разработчик

Сайт в Интернете

1

Абсотек

Юникод

«R.I.I. Diffusion» (Франция), ЗАО «Компания ЛИБЭР»

(Россия)

http://www.libermedia.ru/

2

АзЪ

«Инфокомм» (СанктПетербург)

http://www.infocomm.ru/

3

Академия+



«Ростехноком» (Санкт-

Петербург)

http://www.rostechnocom.ru/

4

АС

Библиотека-3



«Информационноаналитические системы»

http://www.ians.ru/

5

Библиобус

«ИКС Три», БЕН РАН

http://www.eks3.ru/

6

Буки

ООО «Рикс Хаус» (Ярославль)

http://www.buki.yar.ru/

7

Ирбис

ГПНТБ, ЭБНИТ



8

Колибри +



НМБ СПб Государственной Консерватории

http://www2.colibry.com/

9

МАРК-SQL

НПО «Информ-система»

http://www.informsystema.ru/

10

Моя библиотека

БКС – МГУ

http://www.bks-mgu.ru/

11

НЕВА



«Балтиксофт» (СанктПетербург)

http://www.balticsoft.ru/

12

OPAC-

Global(Midi,

Mini)

«ДИТ-М»

http://www.ditm.ru/

13

Руслан

ООО «Открытые библиотечные системы» (Санкт-Петербург)

http://obs.ruslan.ru/

14

Фолиант



Петрозаводский государственный университет, ООО «ЕМЕ»

http://www.eme.ru/


Опираясь на опыт некоторых пользователей АБИС, ниже будет описано применение АБИС «Библиобус», как одной из самых эффективных в использовании систем.

АБИС «Библиобус» предназначена для комплексной автоматизации технологических процессов комплектования и обработки непериодических изданий в условиях распределённой ЦБС и разработана на основе более чем десятилетнего опыта промышленной эксплуатации в БЕН РАН АИБС «SoLar».

АБИС «Библиобус» обеспечивает выполнение следующих технологических операций:

  • предварительный заказ, регистрацию и распределение по библиотекам-абонентам поступающей литературы с автоматическим формированием всех необходимых учётно-бухгалтерских документов с учётом разных условий комплектования для библиотек ЦБС;

  • научную и технологическую обработку изданий (каталогизация, систематизация, шифровка и инвентаризация) и автоматическое формирование комплектов карточек для традиционных каталогов;

  • импорт информации из центральной базы данных (ЦБД) в локальные системы библиотек и экспорт данных локальной инвентаризации обратно в ЦБД через Интернет в режиме on-line по протоколу TCP/IP.

Интерфейс сделан с заботой о библиотекаре. Особое внимание при разработке интерфейса было уделено его удобству и простоте, а также способу отображения служебной информации (данных инвентаризации, сроков обработки изданий и т.д.). Библиотекарю гораздо удобнее вводить данные в привычном для него виде библиографической карточки, а не заполнять отдельные поля, соответствующие MARC-формату, как это делается в «МАРК-SQL», тем более что потом эти отдельные поля все равно преобразуются в одно и хранятся в одном столбце в базе данных.

Дополнительным преимуществом системы «Библиобус» является возможность импорта из базы данных БЕН РАН сведений о тех изданиях, которые поступают в библиотеку через БЕН.

При пользовании АБИС одной из приоритетных возможностей также является возможность не только найти нужную литературу в каталоге, но и увидеть, доступны ли экземпляры, и сделать заказ. Электронный каталог системы «Библиобус» такой возможности, к сожалению, не предоставляет. Система заказа литературы может быть приобретена дополнительно как отдельный модуль. Однако разработчики системы «Библиобус» обещают в будущем добавить функцию заказа литературы в свой электронный каталог.

Поскольку первоочередной задачей после приобретения АБИС является заполнение каталога, считается, что на начальном этапе удобство работы библиотекаря важнее возможностей, предоставляемых читателю, и в этом выбор падает на систему «Библиобус».