Файл: Литература соо (2 семестр) Практическое задание к Разделу 4 Шулешкин Игорь Александрович Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»

Литература СОО (2 семестр)

Практическое задание к Разделу 4

Шулешкин Игорь Александрович


Задание 1. Выполните краткий обоснованный анализ творчества А. А. Ахматовой по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

Тема 1. Как в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» связаны личная судьба
и история народа?


Тема 2. Как в творчестве А.А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

Русская поэтесса с известным именем А. А. Ахматова творила в эпоху, что теперь наименована Серебряным веком. Женщина с непростой судьбой много бед повидала на жизненном пути. Лирические произведения поэтессы отражают отечественную историю и ее личные переживания.

Ахматовой было создано в 1922 году стихотворение, содержащее дух патриотизма “Не с теми я, кто бросил землю…”.

Через него Анна Андреевна озвучивает собственное признание, связанное с тем, что ее жизнь нераздельно связана с Родиной. Она озадачивается вопросом, касающимся

причин, толкающих людей на предательство и отказ от своей страны.

Ахматова выражает готовность к проживанию “в глухом чаду пожара”. Она не страшиться гонений людей, неугодных власти людей, только бы не покидать пределы своей отчизны. Когда на кону стоит ее литературная карьера, и даже жизнь, ей и в голову не приходит совершить предательство любимого Петербурга.

Поэма “Реквием” создавалась на протяжении 1935-1940 – го годов. Произведение стало олицетворением личной трагедии Ахматовой наряду с бедой всего народа, превратившегося в жертву сталинских репрессий. Поэтессой описываются все страдания,

которым подверглись люди в тюремных очередях, переживающие “смертельную тоску” на сердце. Думая о судьбах тех невинных жертв, испытываешь боль.


Ахматовой описаны очень страшные вещи: отсутствие любых чувств в душах, ожидание смерти людьми, и вынужденная обреченность матерей, которые становятся свидетелями гибели своих детей.

Великой Отечественной войны, а именно 1942 год стал периодом написания стихотворения “Мужество”. В нем озвучено обращение в адрес обездоленных и уставших людей, которые продолжали вести борьбу до последнего вздоха. “Час мужества пробил…, и мужество…не покинет” нас, – так утверждала Ахматова. Она разделила судьбу Родины, и выступила от ее лица.

Поэтессе не страшно было принять смерть за свою страну.
Тема 3. Почему в одном из своих стихотворений, размышляя о поэзии, А.А. Ахматова сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»? (По лирике А.А. Ахматовой)

Тема 4. Какими мотивами и образами представлена любовная лирика А.А. Ахматовой?

Тема 5. Какую роль в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

 

Задание 2. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

 

МУЖЕСТВО

 

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

(А.А. Ахматова, 1942)

 

План анализа.

  • Как называется созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (весах – часах; ныне – не покинет)?

Рифма

  • Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»?

Лирическая героиня осознает важность русской речи, ведь без неё не удастся передать знания будущим поколениям.



  • Кто из русских поэтов обращался к патриотической тематике и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»?

Тема патриотизма звучит в таких стихотворениях, как «Умом Россию не понять…» Ф.И. Тютчева и «Запели тесаные дроги…» С.А. Есенина.

 

Задание 3. Прочитайте фрагмент из произведения А. А. Ахматовой «Реквием», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

 

РЕКВИЕМ (фрагмент)

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат 

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжёлые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мёртвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда всё поёт вдали.

Приговор… И сразу слёзы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идёт… Шатается… Одна.

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

 

(А.А. Ахматова, 1935–1940 гг.)

 

План анализа.

  • Укажите жанр произведения А.А. Ахматовой «Реквием».

Поэма

  • Выпишите эпитеты из следующих строк:


Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат 

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет…
Свежий постылый

  • Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «нежится закат».


Олицетворение

  • Почему лирическое «я» заменяется в произведении А.А. Ахматовой лирическим «мы»?

Потому что она писала это от лица всех женщин, чьи сыновья и мужья были репрессированы в годы ежовщины. Ахматова "подслушала" это произведение в тюремных очередях

  • В каких произведениях русской классики отражены трагические события русской истории и в чём эти произведения созвучны «Реквиему» А.А. Ахматовой?

А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и "Слово о полку Игореве".