Файл: Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований
осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов РФ и
руководители органов местного самоуправления.
Ведение гражданской обороны на территории России или в отдельных ее
местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического
начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения.
2. Учебный вопрос №2 – Полномочия Президента РФ в сфере
управления Вооружёнными Силами РФ, 20 мин.
Полномочия Президента России в сфере управления Вооруженными Силами РФ делятся на два уровня их реализации и связаны с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий, в мирное и военное время. В исключительных
обстоятельствах угрожающего периода Президент РФ может принять на себя
непосредственное управление Вооруженными Силами по отражению агрессии против России (введение военного положения, объявление мобилизации,
введение в действие нормативных правовых актов военного времени,
формирование органов исполнительной власти военного времени, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России о ведении военных
действий).
В группе полномочий, реализуемых в период военного положения
Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, основными являются его полномочия по применению Вооруженных Сил РФ, так как они непосредственно предназначены для отражения агрессии, вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности территории России.
Содержание таких полномочий и порядок их реализации во многом
определяются тем, по каким основаниям глава Российского государства
применяет Вооруженные Силы России: во-первых, по их главному
предназначению; во-вторых, для выполнения задач с использованием вооружения не по их предназначению; в-третьих, для выполнения задач в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
Общим для всех указанных оснований является обязательное утверждение Советом Федерации решения Президента РФ о применении, использовании,
привлечении Вооруженных Сил РФ. В случае внезапного нападения на Россию или непосредственной угрозы такого нападения Президент России немедленно, на основе принятого им Указа о военном положении, отдает приказ о применении Вооруженных Сил РФ для отражения агрессии и нанесения ответного удара без предварительного согласия Совета Федерации. Другие войска и воинские
формирования привлекаются к совместной с Вооруженными Силами России
оперативной и мобилизационной подготовке, в соответствии с утверждаемым Президентом РФ Планом применения Вооруженных Сил РФ.
В приказе Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий определяются: обстоятельства, послужившие
основанием для боевого применения Вооруженных Сил РФ; характер и степень интенсивности военных действий, направленных против России, реальность угроз суверенитету, независимости и государственной целостности Российской
Федерации; примерный масштаб, границы территории и сроки боевых действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, основания для применения ими ядерного оружия и
других видов оружия массового поражения; порядок развертывания
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов и их перехода на организацию и штаты военного
времени, порядок призыва граждан по мобилизации, а также порядок
использования ими запасов материальных средств мобилизационного и
государственного резервов; силы и средства, привлекаемые в соответствии с
Планом применения Вооруженных Сил РФ к проведению мероприятий по
отражению агрессии и обеспечению режима военного положения; формируемые Президентом РФ на период военного времени - органы исполнительной власти и органы военного управления, осуществляющие руководство и управление
Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; время вступления приказа в силу, а также срок его действия.
С учетом особого правового режима военного положения оно может
вводиться на всей территории России или в отдельных ее местностях. В своем Указе Президент РФ определяет порядок и основания привлечения Вооруженных Сил РФ к обеспечению режима военного положения; порядок введения в
действие и отмены правовых актов военного времени; перечень мер военного
положения, связанных с организацией производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, охраны военных
объектов; установлением и обеспечением особого режима въезда на территорию,
где введено военное положение; изъятием необходимого для нужд обороны
имущества у организаций и граждан.
Привлечение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач не по их
предназначению без использования оружия осуществляется в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, значительные материальные и людские потери.
Непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия
Президента РФ определять основные направления военной политики, вести
переговоры и подписывать международные договоры о совместной обороне,
коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и
вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию
мира и международной безопасности, предоставлении военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению
международного мира и безопасности, основываясь на решении Совета
Безопасности ООН, или обязательств, вытекающих из международного договора, заключенного Россией.
Президент РФ утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, до объединения включительно, штатную
численность военнослужащих (к 1 января 2006 г. - 1 млн. единиц.), а также
предельное количество военнослужащих на прикомандирование к федеральным органам государственной власти. Он принимает решение о дислокации и
передислокации Вооруженных Сил России от соединения и выше, утверждает: План применения Вооруженных Сил; Мобилизационный план Вооруженных Сил; федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; программы ядерных и других специальных
испытаний; планы размещения на территории России объектов с ядерными
зарядами и объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.
Президент России, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает командующих войсками; видами, родами войск, утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает
военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от воинских должностей и увольняет их с воинской службы в случае достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе, определяет порядок заключения с ними
контракта о прохождении военной службы. В процессе подготовки
индивидуальных указов о присвоении высших воинских званий Президентом РФ принимают участие Управление кадровой политики Президента и Главное
государственно-правовое управление Президента. Очередное воинское звание
генерала или адмирала присваивается военнослужащему Президентом РФ по представлению министра обороны РФ.
Президент РФ утверждает общевоинские уставы, положение о знамени и эмблеме Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени и вымпелам
кораблей и судов Военно-Морского Флота, Боевом Знамени воинской части,
Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной
обязанности; издает указы о призыве граждан на военную службу, военные
сборы, а также об увольнении с военной службы граждан России, проходящих
военную службу по призыву в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской
Федерации в отношении иностранных граждан, поступивших на военную службу в Российские Вооруженные Силы по контракту. Осуществляет помилование
осужденным военнослужащим, издает обязательные для исполнения на всей
территории Российской Федерации указы и распоряжения, которые могут быть нормативными и индивидуальными. Указами Президента РФ оформляются
решения нормативного характера, решения о назначении и освобождении от должности высшего военного руководства, о гражданстве, предоставлении
политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении высших воинских званий, почетных званий, помиловании. Распоряжениями
Президента РФ оформляются решения по оперативным, кадровым и
организационным вопросам. Как Верховный Главнокомандующий Президент РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для
исполнения Вооруженными Силами РФ, органами военного управления.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ, Положение о котором утверждено Указом
Президента РФ. Министерство обороны РФ является федеральным органом
исполнительной власти и центральным органом военного управления,
призванным проводить государственную политику и осуществлять
государственное управление в области обороны, а также координировать
деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в данной области. Министр
обороны назначается на должность и освобождается от должности Президентом России по представлению Председателя Правительства. В Положении
определены задачи и функции Министерства обороны РФ, важнейшими из
которых являются разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной
защите России; организация и осуществление мероприятий по обеспечению
боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против России, вооруженной защиты целостности и
неприкосновенности ее территории, а также в целях выполнения задач в соответствии с международными договорами.
Основным органом оперативного управления Вооруженными Силами
является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Его возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, который подчиняется министру обороны РФ и является по должности его первым заместителем. В Положении определены основные задачи и функции Генерального штаба, важнейшими из которых
являются осуществление стратегического планирования применения
Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления России, проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизационной подготовки.
Президент России устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы. На территории округа могут
дислоцироваться объединения, соединения, воинские части.
Военно-административное деление Российской Федерации: Ленинградский
военный округ - в административных границах Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, г. Санкт-Петербурга и Ненецкого автономного округа;