Файл: Хамитова Нагима Мукатаевна Ибраева Айман Муратхановна Бексеитова Сауле Жаскайратовна г. Павлодар 20202021 уч г. Аннотация в сборник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, убедился, что она прошла успешно. Автор отмечает, что герой совершает все эти шаги как-то неосознанно, не раздумывая. В этот вечер он даже не вспомнил о катке. Он понимает, что человеческая жизнь важнее, чем развлечения. Нравственный закон является для героя законом жизни, по которому он живет.

Нравственный закон не позволил и герою другого произведения оставаться равнодушным к чужой беде. Саня Григорьев из романа В. Каверина «Два капитана» еще в детстве узнал о судьбе полярного исследователя капитана Татаринова, чья экспедиция бесследно исчезла. Он узнал о фактах его биографии, о которых не знали даже его родные, из писем погибшего почтальона. Позже, познакомившись с его женой и дочерью Катей, он поклялся разыскать пропавшую экспедицию. Саня стал полярным летчиком. Он сдержал свою клятву и нашел капитана Татаринова. Для Григорьева не существует других ориентиров в жизни, кроме правды и справедливости. Эти две путеводные звезды ведут его по жизни. Каверин позволяет читателю поразмышлять над характерами и поступками этих людей. Он подводит к пониманию того, что люди должны жить, руководствуясь законами человечности, правды и чести.

Нравственные законы нигде официально не записаны, за их нарушение не привлекают к ответственности. Их соблюдать людей заставляет совесть. Если человек не испытывает стыда, когда ворует, лжет, предает, если он вообще считает возможным для себя совершение подобных действий, то нравственные законы ему неведомы. Это безнравственный человек. Общество осуждает поступки таких людей.

(346 слов)

(Электронный источник: https://literoved.ru/sochineniya/itogovye-sochineniya/itogovoe-sochinenie-kak-vy-ponimaete-chto-takoe-nravstvennyj-zakon.html)
Задание 1

Найдите в тексте слова, которые соответствуют следующим определениям. Все слова находятся в первом и втором абзацах:

А) сожаление, сочувствие................................................................................ [1]

В) моральный, этический................................................................................. [1]

C) интуитивно, бессознательно........................................................................ [1]

D) изумляет, удивляет...................................................................................... [1]

E) уверился, удостоверился............................................................................. [1]


Всего (5 баллов)

Схема выставления баллов


вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

сострадание

1

За каждый правильный ответ присваивается один балл.

2.

нравственный

1

3.

неосознанно

1

4.

поражает

1

5.

убедился

1

Всего:

5


Задание 2

Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передать смысл исходных предложений, следуя образцу. Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.
Образец: Люди общаются друг с другом, соблюдая определенные правила поведения, этические нормы.

Общаясь друг с другом....................................................................................... [1]
Ответ: Общаясь друг с другом, люди соблюдают определенные правила поведения, этические нормы.
1. В общении людям помогают также их душевные качества.

Когда люди общаются......................................................................................... [1]
2. Нравственный человек делает добро, не задумываясь.

Делая добро,......................................................................................................... [1]
3.По дороге на каток мальчик встретил больного человека и помог ему.

Встретив больного человека............................................................................... [1]
4.Совершенный мальчиком поступок говорит о его духовной зрелости.

О духовной зрелости мальчика ......................................................................... [1]
5.Необычность поступка заключается в том, что по-другому он поступить не мог.

Он не мог поступить по-другому, и ................................................................

[1]
6.Он дождался, когда мужчине сделают операцию, и убедился, что она прошла успешно.

Дождавшись, когда мужчине сделают операцию, он..................................... [1]
7.Он прекрасно понимал, что человеческая жизнь важнее, чем развлечения.

То, что человеческая жизнь важнее, ............................................................ [1]
8.Нравственный закон является для героя законом жизни, по которому он живет.

Законом жизни, по которому живет герой,.................................................... [1]
9.Познакомившись с его женой и дочерью Катей, он поклялся разыскать пропавшую экспедицию.

Он дал клятву разыскать пропавшую экспедицию после................................ [1]
10.Он сдержал свою клятву и нашел капитана Татаринова.

Найдя капитана Татаринова............................................................................ [1]
Всего: 10+5=15 баллов
Конкретная схема выставления баллов


№ вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

Когда люди общаются, им также помогают их душевные качества.




Принимаются и другие верные формулировки предложений.

2.

Делая добро, нравственный человек не задумывается.




3.

Встретив больного человека по дороге на каток, мальчик помог ему




4.

О духовной зрелости мальчика говорит поступок, совершенный им.




5.

Он не мог поступить по-другому, и в этом заключается необычность поступка.




6.

Дождавшись, когда мужчине сделают операцию, он убедился, что она прошла успешно.




7.

То, что человеческая жизнь важнее, чем развлечения, он понимал прекрасно.




8.

Законом жизни, по которому живет герой, является нравственный закон.




9.

Он дал клятву разыскать пропавшую экспедицию после знакомства с его женой и дочерью.




10.

Найдя капитана Татаринова, он сдержал свою клятву




Всего:

10




Общая схема выставления баллов


Грамотность

Балл

Обучающийся свободно и эффективно применяет лексику в социальных и академических целях, безошибочно использует широкий спектр словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1 негрубой ошибки).

5

Обучающийся с небольшими ошибками применяет лексику в социальных и академических целях. Использует достаточный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает незначительные неточности в подборе слов, которые не препятствуют пониманию ответа. Соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка (возможно допущение 1-2 ошибок)

4

Обучающийся допускает ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Использует ограниченный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает неточности в подборе слов, которые не 3 9 препятствуют пониманию ответа. Допускает 3-4 пунктуационных и/или орфографических ошибок.

3

Обучающийся допускает грубые ошибки в использовании лексики в социальных и академических целях. Демонстрирует скудный объѐм словарного запаса и грамматических форм, ожидаемых на данном уровне; допускает большое количество неточностей в подборе слов, которые затрудняют понимание ответа. Допускает более 4 пунктуационных и/или орфографических ошибок.

2

У обучающегося отсутствуют базовые знания норм языка, крайне скуден словарный запас. Большое количество грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок затрудняют понимание ответа.

1



Задание 3. Ответьте на вопросы, используя информацию текста.

Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.


  1. Почему нравственный человек делает добро, не задумываясь?

________________________________________________________________

  1. Что входит в понятие «нравственные законы»? Приведите три примера.




  1. О чем заставляют задуматься эти два рассказа?

________________________________________________________________Всего:_[5+5=10_баллов]_Схема_выставления_баллов'> Всего: [5+5=10 баллов]
Схема выставления баллов


№ вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1

Потому что нравственный человек всегда сострадает и сочувствует другим, неравнодушен к чужой беде.

1

Принимаются и другие верные формулировки ответа.

2

1..Доброе отношение друг к другу.

2. Проявление сочувствия и сострадания.

3. Соблюдение этических норм поведения.

3

Принимаются и другие верные формулировки ответа. За каждое предположение даѐтся один балл.

3

Личное мнение учащихся

1




Всего:

5





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенные в сборнике образцы заданий и оценивания учащихся должны помочь педагогам в работе. Понимание педагогами структуры проверочной работы поможет им более рационально использовать предложенные варианты заданий на лексический подбор, перефразирование и заданий, требующих кратких и развернутых ответов при подготовке к итоговой аттестации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айтматов Ч. отрывок из романа «Белый пароход» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.belousenko.com/books/Aitmatov/aitmatov_white_steamboat.htm