Файл: Дипломная работа развитие системы мотивации сотрудников организации.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Рисунок 2.3 – Структура трудовых ресурсов ООО «Белагротерминал» в
2022 г., %
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Среднесписочная численность работников составила в 2020 г. 328 чел., а в 2021–2022 гг. – 330 чел. и 337 чел. соответственно, что на 2,74 % больше уровня 2020 г. Основными причинами роста численности персонала является расширение деятельности ООО «Белагротерминал».
В настоящее время на предприятии трудится 337 человек, из них руководители составляют 9,5 %, и специалисты – 21,96 %, рабочий персонал – 62,31 % от всей численности работников. По гендерному составу 75 % работников предприятия составляют мужчины, 25 % – женщины. Средний возраст работников составляет 42 лет.
Предприятие ценит в своих работниках высокий профессионализм и образовательный уровень, ориентацию на достижение результатов, инициативность, способность к обучению и практическому использованию полученных знаний, приверженность корпоративным ценностям и традициям. Образовательный уровень сотрудников ООО «Белагротерминал» один из самых высоких среди промышленных предприятий региона: 45 % имеют высшее образование, а 55 % – среднее и среднетехническое образование.
Основой системы мотивации и стимулирования к труду в ООО Белагротерминал» является кадровая политика. Кадровая политика направлена на обеспечение основополагающего принципа: профессионализм работников, достижение ими стабильно высоких результатов работы, нацеленность на развитие и внедрение инноваций, приверженность корпоративным ценностям являются необходимыми условиями повышения их материального уровня и продвижения по службе, индикатором их полезности предприятию.
Компания предъявляет серьёзные требования к кандидатам на вакантные позиции:
-
высокий образовательный и интеллектуальный уровень, глубокие профессиональные знания и опыт работы по специальности, желание постоянно учиться и развиваться; -
высокий уровень ответственности и самодисциплины, отсутствие вредных привычек и позитивное отношение к временным трудностям; -
высокий уровень эмоционального интеллекта и коммуникабельности; -
владение компьютером на уровне уверенного пользователя; честность, порядочность, открытость, уважительное отношение к труду и окружающим людям, инициативность, умение работать на результат и ценить качественный труд.
Предъявляя высокие требования к работникам, ООО «Белагротерминал», в свою очередь, берёт на себя безусловные обязательства в исполнении своих обещаний перед сотрудниками. Основным юридическим документом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работником, обеспечивающим реальную защиту прав и интересов трудящихся завода, является коллективный договор ООО «Белагротерминал». Рассмотрим ее ключевые составляющие.
1. Система вознаграждения за результаты труда ООО «Белагротерминал» направлена на привлечение кадров, мотивацию труда и удержание работников, квалификация и результативный труд которых обеспечат успешное выполнение поставленных предприятием производственных задач с минимальными затратами и максимальной эффективностью. На предприятии внедрена система оплаты труда на основе KPI и система вознаграждение за внедрение рационализаторских предложений «кайдзен».
2. Обучение и развитие. Постоянные усовершенствования и изменения в работе предприятия, реализация разнообразных проектов формируют естественную среду для развития и роста сотрудников. Успешное решение поставленных задач требует постоянного повышения профессионального уровня, развития корпоративных и управленческих компетенций. Для этого проводятся разнообразные программы обучения и развития. Сотрудники ООО «Белагротерминал» повышают свою квалификацию в ведущих учебных центрах страны и региона, посещают профессиональные конференции и семинары, обучаются по специально разработанным корпоративным программам.
3. Условия труда. Одним из приоритетов кадровой политики предприятия является создание благоприятных условий труда работников, охраны их жизни и здоровья и включает в себя такие элементы, как:
-
обеспечение работников, занятых на производстве, всеми необходимыми инструментами, спецодеждой, средствами специальной защиты; -
оборудование рабочих мест инженерно-технических работников и офисных служащих Общества на высоком техническом уровне средствами связи, необходимой компьютерной техникой; -
обеспечение качественной стационарной и мобильной телефонной связью, доступом в интернет всех участков и подразделений; -
реализация льгот и гарантий в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности и др.), установленные на государственном уровне.
Применяемая в ООО «Белагротерминал» система мотивации сформирована с учетом инновационного, западного подхода, она достигается созданием системы стимулов и реализуется с помощью различных методов мотивирования эффективного трудового поведения, которые приведены на рисунке 2.4.
Итак, в организации функционирует достаточно развитая и разнообразная система мотивации и стимулирования сотрудников.
Рисунок 2.4 – Методы мотивации и стимулирования персонала в
ООО «Белагротерминал»
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Рассмотрим материальное стимулирование, а также применение санкций в ООО «Белагротерминал». Материальное вознаграждение на заводе состоит из прямого и непрямого материального вознаграждения. Прямое материальное вознаграждение включает в себя фиксированную часть – основная зарплата, дополнительные выплаты; и переменной части – ежемесячные, ежеквартальные и единовременные премиальные выплаты. Непрямое материальное вознаграждение на предприятии состоит из различных программ социальной защиты работников – обязательных (государственных) программ и добровольных (корпоративных) программ, а также программ дополнительных льгот (доступных для всех работников, и отдельно – льгот для определенных категорий сотрудников). При оценке конкурентоспособности уровней оплаты труда своих сотрудников, предприятие берет в расчет как фиксированную, так и переменную части прямого материального вознаграждения.
Система премиальных выплат ООО «Белагротерминал» выполняет роль поощрения достижения индивидуальных целей, ответственности за достижение коллективных и корпоративных целей и задач. Это реализуется методом сбалансированного сочетания индивидуальных и общекорпоративных элементов в премиальных выплатах работникам. Для этого завод стремится использовать единый подход к системе общего вознаграждения, включая единую систему должностных разрядов и установленный набор дополнительных льгот.
Оплата труда в ООО «Белагротерминал» проводится на основе системы KPI (Key Performance Indicator) – ключевого индикатора выполнения, или показателя достижения результата той или иной должности, который можно оцифровать и измерить. Мотивационная система KPI – индикатор эффективности и успешности выполнения поставленных целей. Задача этой системы – направить действия сотрудников всех подразделений в едином направлении при помощи выполнения конкретных показателей. KPI каждого отдельного работника определяет эффективность выполнения его конкретной работы и находит финансовое отражение в его заработной плате, а в целом направлен на решение бизнес-целей ООО «Белагротерминал». Ключевые параметры KPI ООО «Белагротерминал» можно разделить на два типа:
1. Оперативные, которые полностью отражают действующую деятельность предприятия и позволяют решать задачи в связи с изменчивыми условиями.
2. Стратегические, которые отражают работу предприятия за весь период и позволяют вводить коррективы плана на следующий рабочий период.
В ООО «Белагротерминал» используется KPI производительности труда – оценивается отношение результата ко времени, потраченному на его достижение.
Рассмотрим пример расчета KPI производительности труда для начисления премии на примере менеджера по работе с ключевыми клиентами.
Ключевыми показателями эффективности менеджера по работе с ключевыми клиентами являются (приложение Ж):
-
отсутствие дебиторской задолженности со стороны ЗАО «БНБК»; -
контроль своевременности поступления денежных средств по сделкам ЗАО «БНБК»; -
качественное сопровождение сделок в полном объеме и без претензий по качеству; -
отсутствие дополнительных затрат по сделкам с ЗАО «БНБК».
Удельный вес каждого показателя составляет 0,25.
В таблице 2.9 представлен расчет результативности менеджера по работе с ключевыми клиентами за декабрь 2022 г.
Таблица 2.9 – Расчет коэффициента результативности менеджера по работе с ключевыми клиентами за декабрь 2022 г.
KPI | Удельный вес показателя | Размер премии | План (цель) по KPI | Факт достижения KPI | Индекс KPI |
KPI 1 - Отсутствие дебиторской задолженности со стороны ЗАО «БНБК» | 0,40 | 100 % | 80 % | 0,32 | 0,40 |
KPI 2 - Контроль своевременности поступления денежных средств по сделкам ЗАО «БНБК» | 0,20 | 100 % | 95 % | 0,19 | 0,20 |
KPI 3 - Качественное сопровождение сделок в полном объеме и без претензий по качеству | 0,20 | 100 % | 100 % | 0,20 | 0,20 |
KPI 4 - Отсутствие дополнительных затрат по сделкам с ЗАО «БНБК» | 0,25 | 100 % | 100 % | 0,25 | 0,25 |
Коэффициент результативности (сумма индексов KPI) | Индекс KPI = с.2 х (с.5 / с.4) | 0,96 |