Файл: Дипломная работа развитие системы мотивации сотрудников организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные составляющие материальных методов мотивации персонала организации

Примечание – Источник: [35, c. 30, рисунок 5]
Трудовой доход подразделяется на заработную плату и социальные выплаты и льготы (бенефиты). Заработная плата – основная часть трудового дохода. Заработная плата включает постоянную и переменную части. Постоянная часть заработной платы – это тарифный заработок (оплата по тарифным ставкам и должностным окладам). В условиях, когда спрос на труд по определенным должностным позициям превышает предложение, для работников, обладающих эксклюзивными компетенциями, оклад может быть установлен на более высоком уровне, чем предусмотрено в штатном расписании. Происходит индивидуализация условий найма рабочей силы, а такая «надбавка» к окладу может рассматриваться как «рыночная компонента» постоянной части заработной платы. Переменная часть заработка включает сдельный приработок, компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки, а также премии. Данные элементы заработка определяются различными факторами и по-разному влияют на доход работника.

Рассматривая структуру заработной платы, необходимо выделить основную и дополнительную заработную плату. Основная заработная плата работника начисляется за фактически отработанное время и выполненную работу и включает также выплаты и доплаты компенсационного и стимулирующего характера и премии. Дополнительная заработная плата – это выплаты за неотработанное время (оплата отпусков, выходных пособий и пр.).

Заработная плата выполняет три основные функции: воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую.

Воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи. Объективной основой реализации этой функции является принцип предельного уровня оплаты труда. Минимальный уровень оплаты труда должен соответствовать стоимости набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, включая не только физиологические потребности, но и обеспечение квалификационного роста и развития творческого потенциала работника.

Регулирующая функция оплаты труда заключается в ее воздействии на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование персонала, численность работников и уровень их занятости. Принцип сегментации предусматривает разграничение уровня оплаты по его отдельным сегментам, т.е. группам работников, различающимся приоритетностью сферы деятельности, категориями персонала, профессионально-квалификационными и социальными характеристиками. Регулирование уровня оплаты труда осуществляется на различных уровнях – в рамках генеральных и отраслевых тарифных соглашений, а также через коллективные договоры предприятий.


Стимулирующая функция имеет целью установить относительный уровень зарплаты в зависимости от количества, качества и результатов труда. Принцип дифференциации уровня оплаты труда предполагает дифференциацию по критериям производительности и эффективности. Главным инструментом дифференциации является тарифная система, а также выплаты, основанные на оценке результативности труда работников [25, c. 81].

Необходимо отметить, что реализация стимулирующей функции заработной платы невозможна без реализации воспроизводственной функции.

Мотивационный эффект системы трудовых вознаграждений очень значим благодаря разнообразию их видов – таблица А.1 приложения А.

Как важнейший элемент системы мотивации и стимулирования труда, система оплаты труда призвана обеспечить реализацию ее основных задач:

  • способствовать привлечению персонала в организацию;

  • способствовать сохранению трудового потенциала;

  • формировать производственное поведение, характеризующееся высокой результативностью, ответственностью, инновационностью;

  • способствовать экономии всех видов ресурсов [25, c. 85].

Анализ мотивирующей роли материального стимулирования в рамках основных мотивационных моделей, позволяет сделать следующие выводы.

1. Трудовое вознаграждение, в первую очередь, является средством удовлетворения базовых потребностей работника. Кроме того, трудовое вознаграждение может являться средством удовлетворения многих высших потребностей, но только в том случае, если его размер выше уровня, необходимого для физического выживания работника и его семьи. С ростом размера денежного вознаграждения его «поле мотивационного воздействия» расширяется.

2. В условиях отсутствия у работника значимых источников средств к существованию, помимо заработной платы, значимость денежного вознаграждения за труд достаточно велика. С развитием системы социального вспомоществования растет значение иных форм вознаграждения.

3. Мотивационное значение внутреннего вознаграждения для работника выше, чем любой формы внешнего вознаграждения. Несмотря на то что деньги являются важнейшей формой вознаграждения, их мотивационная роль ограничена и во многом зависит от места денег в общественной и личностной системе ценностей (что определяет валентность денег).

4. Мотивирующая роль трудового вознаграждения прямо зависит от сложившейся в организации системы оценки трудового вклада работников и принципов организации системы стимулирования. Адекватная оценка и тесная связь денежного вознаграждения с результатами труда работника (группы работников) являются важнейшими условиями повышения мотивационного значения экономических вознаграждений.



5. На мотивационное значение трудового вознаграждения (особенно в условиях рынка) оказывает значимое влияние соотношение уровней оплаты данного вида труда (а также его количества и качества) как в рамках организации, так и на внешнем рынке труда.

6. Мотивационное значение денег индивидуально, и зависит не только от системы оценки и стимулирования труда в организации, но и от восприятия этой системы работником, его самооценки, личностных качеств, особенностей ценностного сознания, отношения к труду. Практически, даже самая совершенная система стимулирования не может в полной мере учесть индивидуальные особенности всех работников.

7. Система трудовых вознаграждений должна развиваться и совершенствоваться. «Привыкание» работников к положительным денежным стимулам и необходимость расширения их спектра увеличивает затраты организации на персонал. Поэтому огромное значение (как для работников, так и для организации) имеет обеспечение реальной связи роста оплаты с результатами деятельности [25, c. 86].

Таким образом, на мотивационное значение материального стимулирования влияют различные факторы, прежде всего – сам уровень вознаграждения и способ его связи со сложностью труда, квалификацией и результатами труда работника. Структура материальных неденежных методов мотивации включает несколько групп стимулов, назначение и примерный состав которых представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Материальные неденежные методы мотивации

Стимулы

Назначение

Состав

Дополняющие условия труда


Предоставление средств труда, необходимых на рабочем месте/ должности, не предусмотренных в нормативах

  • полная или частичная оплата сотовой связи;

  • предоставление транспорта или оплата расходов на транспорт;

  • переносной персональный компьютер;

  • оплата представительских расходов;

Социальные


Высвобождение времени сотрудника для повышения эффективности использования рабочего времени


  • доставка сотрудников (на работу/ с работы);

  • негосударственное пенсионное обеспечение;

  • компенсация стоимости отдыха детей:

  • обязательная медицинская страховка;

  • оказание материальной помощи;

  • компенсация (полная или частичная) стоимости питания и организация питания;

  • компенсация (полная или частичная) стоимости занятий спортом

Имиджевые


Повышение статуса сотрудника внутри компании и вне ее

  • предоставление служебного автомобиля для поездок на деловые встречи, переговоры, командировки;

  • организация питания в отдельном зале для высшего руководства; заказ на рабочее место;

  • дополнительное медицинское страхование (стоматология, плановые операции);

  • дополнительное медицинское страхование членов семьи;

  • организация и оплата дорогостоящего отдыха;

  • полная компенсация затрат на оплату членства в фитнес-клубе

Индивидуальные


Привлечение и удержание ценных специалистов


  • предоставление потребительских кредитов / поручительство перед банком на неотложные нужды;

  • предоставление кредитов / поручительство перед банком на приобретение жилья;

  • оплата обучения;

  • предоставление путевок на курорты и в дома отдыха;

  • обеспечение служебным жильем / компенсация стоимости аренды жилья


Примечание – Источник: [14, c. 267, таблица 2.2]

В отечественной литературе нет единого подхода к определению понятий «социальный пакет» и «компенсационный пакет». На основе анализа структуры предоставляемых организациями работникам льгот и выплат можно выделить социальный пакет как выплаты и льготы, предоставляемые работодателем работнику в соответствии с действующим законодательством, и компенсационный пакет – социальные выплаты и льготы добровольного характера.

Социальный пакет – это льготы и выплаты, которые гарантированы законодательно, и которые работодатель обязан предоставить своим работникам. В данном случае главная функция социального пакета – социальное обеспечение работников, «делегированное» работодателю государством.

Трудовой кодекс достаточно четко регламентирует, какие социальные блага работодатель обязан предоставлять своим сотрудникам. Например, организация должна осуществлять обязательное медицинское страхование сотрудника; предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск; производить оплату листков временной нетрудоспособности (больничных); осуществлять отчисления в пенсионный фонд и др. Все эти социальные выплаты являются обязательными для руководителей всех организаций, независимо от форм собственности, поэтому их нельзя рассматривать как особую заботу работодателя о своем персонале. Неисполнение таких обязательств – это прямое нарушение прав работников и законодательства о труде.

Социальный пакет – это минимальный, обязательный для всего персонала набор социальных благ, обязанность любого работодателя [14, c. 268].

Компенсационный пакет представляет собой совокупность социальных льгот и выплат, предоставляемых работодателем на основе добровольно взятых на себя обязательств по отношению к работникам сверх тех, которые установлены законодательно. Компенсационные пакеты различных организаций отличаются – в зависимости от кадровой и социальной политики компаний, экономических возможностей, остроты конкурентной борьбы. Сейчас компенсационный пакет – важная составляющая HR-бренда, имиджа компании как работодателя. В странах с развитой рыночной экономикой система добровольно предоставляемых социальных льгот работникам развита широко, и дополняет систему оплаты труда, служит дополнительным фактором привлечения и удержания персонала.

Анализируя учебную литературу, необходимо отметить, что однозначного определения категории «нематериальная мотивация» нет, но методы нематериального стимулирования составляют неотъемлемую часть эффективной системы мотивации персонала, поскольку любой мотив трудовой деятельности имеет моральную, идейную основу. В качестве потенциальных нематериальных стимулов рассматривают все имеющиеся в распоряжении субъекта управления моральные, нравственно-психологические, социальные и организационные ценности, которые являются адекватными социально обусловленным потребностям личности. К нематериальным могут быть отнесены любые стимулы трудовой деятельности, за исключением денежного и неденежного вознаграждения [24, c. 198].


Основными направлениями нематериальной мотивации персонала являются моральное стимулирование, организационное стимулирование, стимулирование свободным временем. Моральное стимулирование – это регулирование поведения работника на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание, повышающих престиж работника. Методы морального стимулирования представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Методы моральной мотивации и стимулирования персонала

Группа методов

Методы

Систематическое информирование персонала

  • Расширенные совещания

  • Собрания трудового коллектива

  • Презентации успешных проектов

  • Организованный внутренний пиар

  • Целенаправленная идеологическая работа

  • Локальные корпоративные СМИ (газета, журнал, сайт, локальная информационная сеть)

  • Фирменный стиль (деловые принадлежности с фирменной символикой, фирменная одежда)

Организация корпоративных мероприятий


  • Профессиональные конкурсы

  • Мастер-классы

  • Трудовые соревнования

  • Корпоративные праздники

  • Событийные мероприятия

  • Мероприятия тимбилдинга

Официальное признание заслуг


  • Представление к государственным, профессиональным и общественным наградам

  • Награждение заслуженных сотрудников грамотами, дипломами, корпоративными наградами, ценными подарками, путевками, статусными премиями

  • Упоминание на совещаниях, публичных мероприятиях

  • Доска почета

Регулирование взаимоотношений в коллективе


  • Использование демократического стиля руководства

  • Научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация кадров

  • Комплектование первичных подразделений с учетом фактора психологической совместимости

  • Применение социально-психологических методов, способствующих выработке навыков эффективного взаимодействия

Примечание – Источник: [24, c. 205, таблица 35]
Организационные методы мотивации – это регулирование поведения работника на основе изменения чувства удовлетворенности трудом. Организационные методы мотивации персонала представлены в таблице 1.5.