Файл: Тема Философия права как область знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 234

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) естественно-правовая концепция;

в) обе указанные концепции;*

г) ни одна из указанных концепций.
38. Согласно ественно-правовому подходу …

а) право – это «то, что согласно с природой общества разумных существ»;*

б) законы права неотличимы от законов природы;

в) право противоречит естеству человека;

г) ни один ответ не верен.

39. Кто считается основателем естественно-правового направления в Новое время?

а) Г. Гроций;*

б) Г. фон Гуго;

в) Г. Ф. Пухта;

г) ни один из указанных ученых.

40. Кто из перечисленных ученых НЕ является представителем естественно-правового подхода?

а) Ж.-Ж. Руссо.

б) Ш.-Л. Монтескье.

в) П. Лабанд.*

г) Д. Дидро.
41. Мировоззренческо-методологическим основанием правового объективизма выступает:

а) ориентация на формальный идеал;

б) материалистическая установка на выведение всех идеальных смыслов из практики;*

в) оба ответа верны;

г) ни один ответ не верен.

42. Какую из указанных областей знания нельзя считать основанием юридического биологизма?

а) психоанализ (З. Фрейд и др.);

б) биологическая антропология;

в) социобиология;

г) анатомия.*

43. Какое учение лежит в основе экономического направления правового объективизма?

а) веберианство;

б) марксизм;*

в) гегельянство;

г) кантианство.

44. Какому направлению принадлежит установка – «Власть, а не истина творит закон»?

а) политическому объективизму;*

б) политическому субъективизму;

в) юридической политологии;

г) философии политики.
45. В рамках какой научной школы сформировалось мнение о том, что право возникает спонтанно из недр народного духа, будучи неотъемлемой частью целостной культуры народа?

а) реалистической школы права (К. Ллевеллин, Дж. Фрэнк;

б) исторической школы права(Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта);*

в) институциональнальной школы (Ж. Гурвич, П. Сорокин); 

г) прагматической школы (О. Холмс, Р. Паунда).

46. Сторонники какого научного направления исходят из приоритета гражданского общества над государством?

а) социологического объективизма;*

б) политического объективизма;

в) оба ответа верны;

г) ни один ответ не верен.

47. На какой вопрос может дать удовлетворительный и непротиворечивый ответ правовой объективизм?

а) о критериях справедливости;

б) о нормативной силе права;

в) о собственной природе права;

г) ни на один из указанных вопросов.*
48. Правовой субъективизм представляет собой наиболее развитую и аутентичную форму:


а) естественно-правового мышления;*

б) позитивного правового мышления;

в) оба ответа верны;

г) ни один ответ не верен.
49. Правовой субъективизм ближе всего подходит к выявлению …

а) собственной природы права;*

б) обусловленности права общественными отношениями;

в) внешних условий деятельности субъектов права;

г) ни один ответ не верен.
50. Интерсубъективность как способ обоснования права может быть представлена в качестве парадигмы (образца) современных концепций:

а) естественного права;*

б) позитивного права;

в) оба ответа верны;

г) ни один ответ не верен.
51. Принцип интерсубъективности позвооляет преодолеть характерное для классической философии права противопоставление

а) объекта и субъекта,

б) бытия и сознания,

в) условий правовой реальности и идеи права;

г) все ответы верны.*
52. В неклассических концепциях принцип интерсубъективности означает, что смысл права раскрывается …

а) во взаимодействии субъектов;

б) в коммуникации субъектов;

в) в интеракции субъектов;

г) все ответы верны.*

53. Основной конструкцией правопонимания в интерсубъективном подходе становится:

а) противоречие;

б) договор;*

в) условность;

г) ни один ответ не верен.
54. Интерсубъективный подход характерен для:

а) концепций естественного права начала Нового времени;

б) неклассических концепций естественного права;*

в) классических концепций естественного права;

г) ни один ответ не верен.
55. Принцип интерсубъективности выражает следующую особенность современного социогуманитариого познания:

а) переход от концепции моносубъекта (индивида или общества) к концепции полисубъекта, проявляющегося в дискурсе;

б) признание языка в качестве подлинной реальности, благодаря которому право дано человеку и оказываются возможными коммуникация и дискурс как способы обоснования правовых норм и принципов;

в) верно только А;

г) верны ответы А и Б.*
56. К современным теориям обоснования права, «работающим» в парадигме интерсубъективности, относятся:

а) классические концепции;

б) коммуникативные концепции;

в) верно только Б;*

г) ни один ответ не верен.
57. Онтологические интерсубъективные концепции права представлены:

а) правовым экзистенциализмом, или экзистенциальной феноменологией (М. Мюллер, Э. Фехнер, В. Майхофер);

б) правовой герменевтикой (А. Кауфман, В. Гассемер, П. Рикер).



в) верны ответы А и Б;*

г) ни один ответ не верен.
58. Коммуникативные интерсубъективные концепции права представлены:

а) кибернетикой;

б) технологиями связи;

в) коммуникативной философией;*

г) ни один ответ не верен.
59. В рамках экзистенциально-феноменологической онтологии высший критерий справедливости состоит в:

а) свободной самореализации человека;*

б) правовых свободах граждан;

в) правовых гарантиях;

г) ни один ответ не верен.
60. Коммуникативная парадигма в современной философии права акцентирует внимание на:

а) дискурсе права*

б) дуализме права

в) диалектике права

г) ни один ответ не верен.
61. Какая философско-правовая концепция представляет собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал бюрократического патерналистского государства, построенного на принципах морали и религиозном культе?

а) конфуцианство;*

б) моизм;

в) Буддизм;

г) ни один ответ не верен.
Тема 3. Правовая реальность

1. В каком разделе философии права рассматривается сущность правового бытия?

а) антропология права;

б) онтология права;*

в) гносеология права;

г) аксиология права.
2. В контексте юс-натурализма в онтологии права дуализм естественного и позитивного права мыслится как …

а) базовое свойство правового бытия;*

б) разночтения в законах и правовых актах;

в) соотношение должного и идеального в праве;

г) ни один ответ не верен.
3. Идея о том, что право коренится в конкретных жизненных ситуациях в случаях, которые во всем своем многообразии не могут быть охвачены требованиями нормы, основана на:

а) принципе казуальности;*

б) принципе нормативности;

в) принципе ненормативности;

г) ни один ответ не верен.

4. Какие из перечисленных сфер находятся вне сферы правового бытия?

а) экономика;

б) политика;

в) духовная сфера;

г) первая природа.*
5. Основной закон Германии не содержит положений, категорически предписывающих в качестве конституционного принципа определенную экономическую систему. Какой онтологический феномен иллюстрируется данным примером?

а) вариативности;

б) нейтральности;*

в) политической корректности;

г) казуальности.
6. Главными понятиями онтологии права являются категории:

а) сознания и бессознательного;

б) законного и незаконного;

в) бытия и небытия;*

г) ни один ответ не верен.
7. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это:

а) синонимы;*

б) антонимы;


в) несоотносимые понятия;

г) ни один ответ не верен.
8. Русский юрист Л. Петражицкий считал, что право рождается:

а) в условиях классовой борьбы;

б) в глубинах человеческой психики;*

в) под влиянием внешних факторов;

г) ни один ответ не верен.
9. Л. Петражицкий исходил из существования двух типов правовой реальности:

а) физической и психической;*

б) рациональной и иррациональной

в) оба ответа верны;

г) ни один ответ не верен.
10. Основаниями концепций правовой реальности являются:

а) философско-правовые теории и расовая идеология;

б) нормативные документы, принадлежащие к различным уровням правового регулирования;

в) обыденные проявления правовой жизни: правонарушения, соблюдение прав человека и тд.;

г) все ответы верны.*
11. Дуалистическая трактовка структуры права основана на:

а) комбинировании природных и общественных основ права;

б) соединении позитивно-нормативной легальности с естественно-правовой справедливостью;*

в) оба ответа верны;

г) ни один ответ не верен.

12. Кто из указанных ученых НЕ разделял дуалистическую концепцию права:

а) И. Ильин;

б) В. Соловьев;

в) Г. Кельзен;*

г) А. Кауфман.
13. В классической античности источником действительного права считали:

а) природу как универсум; *

б) божественную мудрость Творца,

в) совершенство человеческого разума.

г) ни один ответ не верен.
14. В качестве источника действительного права в христианском Средневековье понимали:

а) божественную мудрость Творца,*

б) совершенство человеческого разума;

в) природу;

г) ни один ответ не верен.
15. В период Нового времени источником действительного права полагали:

а) божественную мудрость Творца;

б) природу;

в) совершенство человеческого разума; *

г) ни один ответ не верен.
16. К формам бытия права НЕ относится:

а) мир идей;

б) мир знаковых форм;

в) мир взаимодействий;

г) мир природных явлений.*
17. Мир идей как форма бытия права основан на:

а) идее права;*

б) идее равенства;

в) оба ответа верны;

г) ни один ответ не верен.
18. Мир знаковых форм как форма бытия права включает:

а) правовые нормы и законы;*

б) условные обозначения в правовых документах;

в) оба ответа верны;

г) ни один ответ не верен.
19. Под «правовой жизнью» понимается такая форма правового бытия как:

а) мир взаимодействий между социальными субъектами права
;*

б) мир идей, господствующих в сознании субъекта правоотношения;

б) мир знаковых форм;

г) ни одни ответ не верен.
20. В структуре идеи права ОТСУТСТВУЕТ:

а) субъективная (антропологическая) компонента;

б) аксиологическая компонента,

в) стратификационная компонента;*

в) деонтологическая компонента.
21. Форма бытия правосознания может быть:

а) институциональной;

б) неинституциональной;

в) оба ответа верны;*

г) ни один ответ не верен.

22. Какая концепция исходит из отождествления права и закона при понимании сущности правового бытия?

а) социологическая;

б) психологическая;

в) позитивистская;*

г) натуралистическая.

23. Какая концепция исходит из дуализма в понимании сущности правового бытия?

а) социологическая;

б) психологическая;

в) позитивистская;

г) естественно-правовая.*

24. Какой способ обоснования права выводит сущность правовой реальности из господствующего способа производства?

а) правовой гедонизм;

б) правовой интерсубъективизм;

в) правовой субъективизм;

г) правовой объективизм.*
Тема 4. Правовые идеалы и ценности
1. Аксиология права выделяет следующие формы бытия ценностей:

а) общественные ценности и идеалы;

б) предметно-воплощенные ценности;

в) личностные ценности;

г) все ответы верны.*
2. В качестве универсальной правовой ценности выступает:

а) мир;

б) сострадание;

в) благосостояние;

г) справедливость.*
3. Какое направление в философии права фактически отвергает ценностную природу права:

а) естественно-правовой подход;

б) либертарианство;

в) легизм;*

г) ни один ответ не верен.
4. С позиций естественно-правовой аксиологии естественное право принимает форму:

а) морали;

б) должного образа, цели и критерия для оценки позитивного права;*

в) абсолютного знания о праве, не имеющего пробелов и противоречий;

г) ни один ответ не верен.

5. На какой идее основана либертарно-юридическая аксиология?

а) тождества права и закона;

б) взаимосвязи права и экономики;

в) разграничения права и закона;*

г) ни один ответ не верен.
6. Правовая аксиология – это учение о …

а) познании государства и права;

б) правовом бытии;

в) ценностях в праве;*

г) ни один ответ не верен.

7. Что послужило предпосылкой развития аксиологии права?

а) противопоставление частного и публичного права, осуществленное римскими юристами;

б) противопоставление права и морали;