ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 234
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) естественно-правовая концепция;
в) обе указанные концепции;*
г) ни одна из указанных концепций.
38. Согласно ественно-правовому подходу …
а) право – это «то, что согласно с природой общества разумных существ»;*
б) законы права неотличимы от законов природы;
в) право противоречит естеству человека;
г) ни один ответ не верен.
39. Кто считается основателем естественно-правового направления в Новое время?
а) Г. Гроций;*
б) Г. фон Гуго;
в) Г. Ф. Пухта;
г) ни один из указанных ученых.
40. Кто из перечисленных ученых НЕ является представителем естественно-правового подхода?
а) Ж.-Ж. Руссо.
б) Ш.-Л. Монтескье.
в) П. Лабанд.*
г) Д. Дидро.
41. Мировоззренческо-методологическим основанием правового объективизма выступает:
а) ориентация на формальный идеал;
б) материалистическая установка на выведение всех идеальных смыслов из практики;*
в) оба ответа верны;
г) ни один ответ не верен.
42. Какую из указанных областей знания нельзя считать основанием юридического биологизма?
а) психоанализ (З. Фрейд и др.);
б) биологическая антропология;
в) социобиология;
г) анатомия.*
43. Какое учение лежит в основе экономического направления правового объективизма?
а) веберианство;
б) марксизм;*
в) гегельянство;
г) кантианство.
44. Какому направлению принадлежит установка – «Власть, а не истина творит закон»?
а) политическому объективизму;*
б) политическому субъективизму;
в) юридической политологии;
г) философии политики.
45. В рамках какой научной школы сформировалось мнение о том, что право возникает спонтанно из недр народного духа, будучи неотъемлемой частью целостной культуры народа?
а) реалистической школы права (К. Ллевеллин, Дж. Фрэнк;
б) исторической школы права(Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта);*
в) институциональнальной школы (Ж. Гурвич, П. Сорокин);
г) прагматической школы (О. Холмс, Р. Паунда).
46. Сторонники какого научного направления исходят из приоритета гражданского общества над государством?
а) социологического объективизма;*
б) политического объективизма;
в) оба ответа верны;
г) ни один ответ не верен.
47. На какой вопрос может дать удовлетворительный и непротиворечивый ответ правовой объективизм?
а) о критериях справедливости;
б) о нормативной силе права;
в) о собственной природе права;
г) ни на один из указанных вопросов.*
48. Правовой субъективизм представляет собой наиболее развитую и аутентичную форму:
а) естественно-правового мышления;*
б) позитивного правового мышления;
в) оба ответа верны;
г) ни один ответ не верен.
49. Правовой субъективизм ближе всего подходит к выявлению …
а) собственной природы права;*
б) обусловленности права общественными отношениями;
в) внешних условий деятельности субъектов права;
г) ни один ответ не верен.
50. Интерсубъективность как способ обоснования права может быть представлена в качестве парадигмы (образца) современных концепций:
а) естественного права;*
б) позитивного права;
в) оба ответа верны;
г) ни один ответ не верен.
51. Принцип интерсубъективности позвооляет преодолеть характерное для классической философии права противопоставление
а) объекта и субъекта,
б) бытия и сознания,
в) условий правовой реальности и идеи права;
г) все ответы верны.*
52. В неклассических концепциях принцип интерсубъективности означает, что смысл права раскрывается …
а) во взаимодействии субъектов;
б) в коммуникации субъектов;
в) в интеракции субъектов;
г) все ответы верны.*
53. Основной конструкцией правопонимания в интерсубъективном подходе становится:
а) противоречие;
б) договор;*
в) условность;
г) ни один ответ не верен.
54. Интерсубъективный подход характерен для:
а) концепций естественного права начала Нового времени;
б) неклассических концепций естественного права;*
в) классических концепций естественного права;
г) ни один ответ не верен.
55. Принцип интерсубъективности выражает следующую особенность современного социогуманитариого познания:
а) переход от концепции моносубъекта (индивида или общества) к концепции полисубъекта, проявляющегося в дискурсе;
б) признание языка в качестве подлинной реальности, благодаря которому право дано человеку и оказываются возможными коммуникация и дискурс как способы обоснования правовых норм и принципов;
в) верно только А;
г) верны ответы А и Б.*
56. К современным теориям обоснования права, «работающим» в парадигме интерсубъективности, относятся:
а) классические концепции;
б) коммуникативные концепции;
в) верно только Б;*
г) ни один ответ не верен.
57. Онтологические интерсубъективные концепции права представлены:
а) правовым экзистенциализмом, или экзистенциальной феноменологией (М. Мюллер, Э. Фехнер, В. Майхофер);
б) правовой герменевтикой (А. Кауфман, В. Гассемер, П. Рикер).
в) верны ответы А и Б;*
г) ни один ответ не верен.
58. Коммуникативные интерсубъективные концепции права представлены:
а) кибернетикой;
б) технологиями связи;
в) коммуникативной философией;*
г) ни один ответ не верен.
59. В рамках экзистенциально-феноменологической онтологии высший критерий справедливости состоит в:
а) свободной самореализации человека;*
б) правовых свободах граждан;
в) правовых гарантиях;
г) ни один ответ не верен.
60. Коммуникативная парадигма в современной философии права акцентирует внимание на:
а) дискурсе права*
б) дуализме права
в) диалектике права
г) ни один ответ не верен.
61. Какая философско-правовая концепция представляет собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал бюрократического патерналистского государства, построенного на принципах морали и религиозном культе?
а) конфуцианство;*
б) моизм;
в) Буддизм;
г) ни один ответ не верен.
Тема 3. Правовая реальность
1. В каком разделе философии права рассматривается сущность правового бытия?
а) антропология права;
б) онтология права;*
в) гносеология права;
г) аксиология права.
2. В контексте юс-натурализма в онтологии права дуализм естественного и позитивного права мыслится как …
а) базовое свойство правового бытия;*
б) разночтения в законах и правовых актах;
в) соотношение должного и идеального в праве;
г) ни один ответ не верен.
3. Идея о том, что право коренится в конкретных жизненных ситуациях в случаях, которые во всем своем многообразии не могут быть охвачены требованиями нормы, основана на:
а) принципе казуальности;*
б) принципе нормативности;
в) принципе ненормативности;
г) ни один ответ не верен.
4. Какие из перечисленных сфер находятся вне сферы правового бытия?
а) экономика;
б) политика;
в) духовная сфера;
г) первая природа.*
5. Основной закон Германии не содержит положений, категорически предписывающих в качестве конституционного принципа определенную экономическую систему. Какой онтологический феномен иллюстрируется данным примером?
а) вариативности;
б) нейтральности;*
в) политической корректности;
г) казуальности.
6. Главными понятиями онтологии права являются категории:
а) сознания и бессознательного;
б) законного и незаконного;
в) бытия и небытия;*
г) ни один ответ не верен.
7. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это:
а) синонимы;*
б) антонимы;
в) несоотносимые понятия;
г) ни один ответ не верен.
8. Русский юрист Л. Петражицкий считал, что право рождается:
а) в условиях классовой борьбы;
б) в глубинах человеческой психики;*
в) под влиянием внешних факторов;
г) ни один ответ не верен.
9. Л. Петражицкий исходил из существования двух типов правовой реальности:
а) физической и психической;*
б) рациональной и иррациональной
в) оба ответа верны;
г) ни один ответ не верен.
10. Основаниями концепций правовой реальности являются:
а) философско-правовые теории и расовая идеология;
б) нормативные документы, принадлежащие к различным уровням правового регулирования;
в) обыденные проявления правовой жизни: правонарушения, соблюдение прав человека и тд.;
г) все ответы верны.*
11. Дуалистическая трактовка структуры права основана на:
а) комбинировании природных и общественных основ права;
б) соединении позитивно-нормативной легальности с естественно-правовой справедливостью;*
в) оба ответа верны;
г) ни один ответ не верен.
12. Кто из указанных ученых НЕ разделял дуалистическую концепцию права:
а) И. Ильин;
б) В. Соловьев;
в) Г. Кельзен;*
г) А. Кауфман.
13. В классической античности источником действительного права считали:
а) природу как универсум; *
б) божественную мудрость Творца,
в) совершенство человеческого разума.
г) ни один ответ не верен.
14. В качестве источника действительного права в христианском Средневековье понимали:
а) божественную мудрость Творца,*
б) совершенство человеческого разума;
в) природу;
г) ни один ответ не верен.
15. В период Нового времени источником действительного права полагали:
а) божественную мудрость Творца;
б) природу;
в) совершенство человеческого разума; *
г) ни один ответ не верен.
16. К формам бытия права НЕ относится:
а) мир идей;
б) мир знаковых форм;
в) мир взаимодействий;
г) мир природных явлений.*
17. Мир идей как форма бытия права основан на:
а) идее права;*
б) идее равенства;
в) оба ответа верны;
г) ни один ответ не верен.
18. Мир знаковых форм как форма бытия права включает:
а) правовые нормы и законы;*
б) условные обозначения в правовых документах;
в) оба ответа верны;
г) ни один ответ не верен.
19. Под «правовой жизнью» понимается такая форма правового бытия как:
а) мир взаимодействий между социальными субъектами права
;*
б) мир идей, господствующих в сознании субъекта правоотношения;
б) мир знаковых форм;
г) ни одни ответ не верен.
20. В структуре идеи права ОТСУТСТВУЕТ:
а) субъективная (антропологическая) компонента;
б) аксиологическая компонента,
в) стратификационная компонента;*
в) деонтологическая компонента.
21. Форма бытия правосознания может быть:
а) институциональной;
б) неинституциональной;
в) оба ответа верны;*
г) ни один ответ не верен.
22. Какая концепция исходит из отождествления права и закона при понимании сущности правового бытия?
а) социологическая;
б) психологическая;
в) позитивистская;*
г) натуралистическая.
23. Какая концепция исходит из дуализма в понимании сущности правового бытия?
а) социологическая;
б) психологическая;
в) позитивистская;
г) естественно-правовая.*
24. Какой способ обоснования права выводит сущность правовой реальности из господствующего способа производства?
а) правовой гедонизм;
б) правовой интерсубъективизм;
в) правовой субъективизм;
г) правовой объективизм.*
Тема 4. Правовые идеалы и ценности
1. Аксиология права выделяет следующие формы бытия ценностей:
а) общественные ценности и идеалы;
б) предметно-воплощенные ценности;
в) личностные ценности;
г) все ответы верны.*
2. В качестве универсальной правовой ценности выступает:
а) мир;
б) сострадание;
в) благосостояние;
г) справедливость.*
3. Какое направление в философии права фактически отвергает ценностную природу права:
а) естественно-правовой подход;
б) либертарианство;
в) легизм;*
г) ни один ответ не верен.
4. С позиций естественно-правовой аксиологии естественное право принимает форму:
а) морали;
б) должного образа, цели и критерия для оценки позитивного права;*
в) абсолютного знания о праве, не имеющего пробелов и противоречий;
г) ни один ответ не верен.
5. На какой идее основана либертарно-юридическая аксиология?
а) тождества права и закона;
б) взаимосвязи права и экономики;
в) разграничения права и закона;*
г) ни один ответ не верен.
6. Правовая аксиология – это учение о …
а) познании государства и права;
б) правовом бытии;
в) ценностях в праве;*
г) ни один ответ не верен.
7. Что послужило предпосылкой развития аксиологии права?
а) противопоставление частного и публичного права, осуществленное римскими юристами;
б) противопоставление права и морали;