Файл: Тема Философия права как область знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 234

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) кантовское противопоставление теоретического и практического разума;*

г) ни один ответ не верен.
8. К аксилогическим принципам относятся:

а) принцип плюрализма и демократии;

б) принцип коллективизма;

в) принцип равноправия, равнозначности и экзистенциального равенства;*

г) ни один ответ не верен.
9. Существование в Британии шариатских судов (для британцев-мусульман) наряду с обычными судами является признаком:

а) правового плюрализма;*

б) правового дуализма;

в) правового мультикультурализма;

г) ни один ответ не верен.
10. Приобщение мигрантов к правовым нормам принимающего сообщества называется:

а) правовой стандартизацией;

б) правовой аккультурацией;*

в) правовой ориентацией;

г) ни один ответ не верен.
11. В культурно-разнородном сообществе правовые ценности могут не совпадать с этическими ценностями отдельных групп:

а) да, всегда;

б) нет, никогда;

в) это возможно;*

г) на этот вопрос нет ответа.
12. Характер правовых ценностей могут приобретать:

а) материальные ценности;

б) социальные ценности;*

в) оба ответа верны;

г) ни одни ответ не верен.

13. Какой ценностью выступает право?

а) духовной ценностью;*

б) материальной ценностью;

в) оба ответа верны;

г) ни одни ответ не верен.

14. Наряду с какой системой право выполняет регулятивную функцию?

а) с религией;*

б) с экономикой;

в) оба ответа верны;

г) ни одни ответ не верен.
15. Правовые ценности составляют элемент:

а) политической жизни общества;

б) экономической жизни общества;

в) духовной жизни общества;

г) все ответы верны.*
16. Правовые ценности обладают предписывающим характером:

а) рекомендательным характером;

б) предписывающим характером;

в) ознакомительным характером;

г) ни одни ответ не верен.
17. Основу правовых обязанностей составляют:

а) религиозные идеалы;

б) правовые идеалы;*

в) оба ответа верны;

г) ни одни ответ не верен.
18. В античном праве свобода противопоставлялась:

а) ограниченности;

б) рабству;*

в) комформизму;

г) ни один ответ не верен.

19. Что в Средние века христианская теология связывает со свободой?

а) движение разума;

б) движение Духа;*

в) развитие творчества;

г) ни один ответ не верен.


20. Что в эпоху Возрождения понимали под свободой?

а) движение разума;

б) движение Духа;

в) беспрепятственное раскрытие способностей личности;*

г) безнаказанность.


21. Как в эпоху Просвещения трактовалась свобода?

а) движение Духа;

б) беспрепятственное раскрытие способностей личности;

в) абсолютная ценность и исходная предпосылка всех естественных прав человека;*

г) ни один ответ не верен.

22. Что представляет собой свобода с позиций классической немецкой философии (И.Кант, Г.В.Ф. Гегель)?

а) ответ на запросы общества;

б) то, что имеет причиной самое себя и не имеет причины вне себя;*

в) результат борьбы с эксплуатацией со стороны господствующих классов;

г) ни один ответ не верен.
23. С позиций классиков немецкой философии (И.Кант, Г.В.Ф. Гегель) право должно:

а) ограничивать свободу;

б) дополнять свободу;

в) упорядочивать свободу;*

г) ни один ответ не верен.
24. С позиций аксиологического подхода право есть нормативно закрепленная:

а) условность;

б) справедливость;*

в) обязанность;

г) ни один ответ не верен.
25. Аристотель говорил о «специальной справедливости» и различал два вида ее проявления:

а) справедливость распределяющую и справедливость уравнивающую;*

б) справедливость общую и частную;

в) ни один ответ не верен;

г) оба ответа верны.
26. Платон говорил о справедливости как «надлежащей мере» и различал два вида равенства:

а) геометрическое и арифметическое;*

б) реальное и идеальное;

в) ни один ответ не верен;

г) оба ответа верны.
27. В правосознании заложены представления людей о том, что является:

а) ложным и истинным;

б) правомерным и неправомерным;*

в) обязательным и необязательным;

г) рациональным и иррациональным.

28. Какая функция(и) относи(я)тся к функциям правосознания?

а) оценочно-критическая;

б) регулятивная;

в) ни один ответ не верен;

г) оба ответа верны.*

29. В ходе какого процесса формируется правосознание?

а) гуманизация;

б) социализация;*

в) специализация;

г) ни один ответ не верен.
30. У И. Канта мораль и право …

а) взаимно предполагают и взаимно запрашивают друг друга;*

б) постоянно противопоставляются;

в) отождествляются как идентичные феномены в культуре общества;

г) ни один ответ не верен.
30. По мнению Б. Чичерина, подчинение права нравственности…

а) необходимо;

б) допустимо;

в) недопустимо;*

г) неотвратимо.
31. Право стремится отвечать

а) абсолютным ценностям;

б) формальным ценностям;

в) всечеловеческим ценностям;



г) все ответы верны.*
32. Соотношение морали и права можно представить в виде:

а) единства;

б) противоположности;

в) взаимодополнительности;

г) диалектической формулы всех указанных позиций.*
33. С позиций универсалистско-либеральной концепции (И. Кант, Дж. Роулз) идея права:

а) соотносима с культурой того или иного народа;

б) универсальна, она едина для всех культур;*

в) развивается вне культуры;

г) в) ни один ответ не верен.
34. В своем крайнем варианте универсалистско-либеральная идея права приводит к …

а) обоснованию всеобщего равенства;

б) обоснованию идеи универсальной свободы;

в) дифференциации народов на цивилизованные, которые освоили эту идею, и нецивилизованные, которыми эта идея должна быть освоена;*

г) ни один ответ не верен.

35. На каком принципе основана партикулярно-коммунитаристская концепция права?

а) множественности и разнородности культур*

б) культурного универсализма

в) дифференциации народов на цивилизованные и нецивилизованные

г) ни один ответ не верен.

36. Какой характер носит идея права носит в партикулярно-коммунитаристской концепции?

а) универсальный;

б) неуниверсальный;*

в) иррациональный;

г) ни один ответ не верен.

37. Что характерно для российской философско-правовой мысли?

а) усвоение универсалистско-либеральной идеи права;

б) преобладание партикулярно-коммунитаристской концепции;

в) интеграция цивилизационно-универсальной и культурно-специфической сторон правосознания;*

г) ни один ответ не верен
Тема 5. Методологическая функция философии права

1. Что разрабатывает методология права?

а) только методы практического преобразования правового бытия;

б) не только логику познания правового бытия, но и его основные методы;

в) логику, диалектику и теорию познания правового бытия и его практического преобразования;*

г) ни один ответ не верен.

2. Кто считал самым достоверным источником познания правовой реальности опыт?

а) Дж. Локк;

Б) Ф. Бэкон;*

в) Д. Юм;

Г) И. Кант.
3. С позиций какого ученого самым достоверным источником познания реальности являются ощущения:

а) Дж. Локка;*

Б) Ф. Бэкона;

в) Д. Юма;

Г) И. Канта.

4. Что позволяет познавать формальная логика методологии права?

а) сущность и противоречивость права,

б) общее и единичное, необходимое и случайное,

в) причины и следствия, многообразие связей в правовой реальности и в жизненном мире:


г) все ответы верны.*
5. Диалектический метод познания правовой реальности НЕ предполагает использования принципов:

а) объективности и конкретности;

б) всесторонности и историзма;

в) структурированности и синтезирования.*

г) причинности, развития и разделения единого на противоположности.

6. Каково центральное понятие аксиологического метода правовой гносеологии?

а) норма;

б) знак;

в) символ;

г) ценность.*

7. Каково центральное понятие в герменевтическом методе правовой гносеологии?

а) идентичность;

б) интерпретация;*

в) перманентность;

г) имманентность.
8. Системный метод познания предусматривает подход к праве как к системе, обладающей рядом признаков. Укажите лишний признак:

а) целостность

б) функциональность;

в) лабильность;*

г) динамичность.

9. Что включает в себя методология права?

а) методологию познания права;

б) методологию юридической практики;

в) ни один ответ не верен;

г) оба ответа верны.*

10. Что из перечисленного относится к критериям истины правового познания?

а) доказательство;

б) практика;

в) ни один ответ не верен;

г) оба ответа верны.*

11. Каким образом соотноситься право и закон в либертарно-юридической методологии?

а) как часть и целое;

б) как причина и следствие;

в) как сущность и явление;*

г) в отношении взаимоисключения.

12. Каким образом соотносится право и закон в позитивистской методологии?

а) в отношении соподчинения – право подчиняет закон;

б) в отношении соподчинения – закон подчиняет право;*

в) как сущность и явление;

г) в отношении взаимоисключения.

13. Кто является автором приведенного отрывка?

«Это учение о праве называется "чистым" потому, что оно зани­мается одним только правом и "очищает" познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Другими словами, оно стремится освободить правоведение от всех чуждых ему элементов. Таков основной принцип его методики».

а) Гуго Гроций;

б) Ганс Кельзен;*

в) Томас Гоббс;

г) Шарль-Луи Монтескье.


14. Кто является автором приведенного отрывка?

«Однако поиск основания действительности нормы не
может продолжаться бесконечно, в отличие от поиска причины в цепи причин и следствий. Он должен закончиться нормой, кото­рая — как последняя и наивысшая — постулируется. … Такая норма, постулируемая в качестве наивысшей, называется здесь основной нормой».

а) Гуго Гроций;

б) Ганс Кельзен;*

в) Томас Гоббс;

г) Шарль-Луи Монтескье.

15. Кто является автором приведенного отрывка?

«Человеческая личность для нас и есть та безусловная ценность, которая сообщает обязательное значение и силу всем внутренним правовым велениям нашего сознания. Все те права, которые мы признаем, в конце концов покоятся на первоначальном, безусловном праве человеческой личности, которое для нас само по себе ценно, само по себе обязательно; все писаные и неписаные кодексы права могут претендовать на обязательное значение лишь во имя естественного права человеческой личности. Как только мы отвергнем это право, как только личность перестанет быть для нас ценною, весь правовой порядок тем самым падает в прах».

а) Дж. Остин ;

б) Г. Кельзен;

в) Е.Н. Трубецкой;*

г) Г. Харт.

16. Кто является автором приведенного отрывка?

«Естественное право вообще не заключает в себе никаких раз навсегда данных, неизменных юридических норм: оно не есть кодекс вечных заповедей, а совокупность нравственных и вместе с тем правовых требований, различных для каждой нации и эпохи. Как синоним нравственно должного в праве, оно не выражается в виде каких-либо общих, для всех обязательных законодательных шаблонов».

а) Дж. Остин ;

б) Г. Кельзен;

в) Е.Н. Трубецкой;*

г) Г. Харт.

17. Кто является автором приведенного отрывка?

«Как старая естественная школа, так и новейший историзм, отрицающий естественное право, суть направления односторонние; каждое из них заключает в себе долю истины, причем ошибка того и другого заключается в том, что они принимают сторону истины за всю истину, часть – за целое. Представители естественной школы правы в том, что существует право нравственное, естественное, отличное от права позитивного; с другой стороны, представители современного историзма и эволюционизма правы в том, что не существует вечного, неизменного кодекса естественного права. Конкретные требования естественного права меняются сообразно с условиями времени и места, и тот возможный максимум свободы, которого оно требует для всякой страны и для всякой эпохи, не есть величина постоянная, для всех одинаковая