Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Понятие местного самоуправления
2. Становление местного самоуправления в России
2.2. Земская и городская реформы XIX века
2.3. Реформа местного самоуправления Временного правительства
2.4. Советская модель местного самоуправления
3. Становление местного самоуправления в современной России
3.1. Современное правовое регулирование
3.2. Региональные власти и самоуправление
3.3. Современное состояние местного самоуправления: проблемы, перспективы
3.4. Опыт деятельности муниципальных образований в Удмуртской Республике: некоторые особенности
группа была снята с регистрации, хотя такая процедура должна проводиться в судебном порядке. Официальная мотивация отказа: вопросы референдума выходят за рамки полномочий районной администрации. Вторая инициативная группа решила выйти на референдум с предельно конкретной формулировкой вопроса: "Согласны ли вы с выделением земель для строительства объекта по уничтожению твердотопливных ракетных двигателей в вашем районе?" Но пока вопрос о районном референдуме повис в воздухе.
Очень широкую известность в свое время получило так называемое «Дело о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 2000 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", к настоящему моменту ставшее едва ли не хрестоматийным примером серьезного нарушения Федерального законодательства и ущемляющее права местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Президента РФ и группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, а также жалоба группы граждан, проживающих в городе Ижевске, на нарушение их конституционного права на осуществление местного самоуправления.
После рассмотрения данного дела, Конституционный Суд РФ установил, что Законом Удмуртской Республики от 17 апреля 2000 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" предусмотрено образование представительных и исполнительных органов государственной власти административно-территориальных единиц (района, города), определенных статьей 74 Конституции УР, а также районов в городах (абзац 5 части первой статьи 2); при этом сельские поселения, поселки, части городских поселений в границах жилых комплексов считаются территориями муниципальных образований, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (часть четвертая статьи 7).
Стороны, направившие запросы в КС РФ, считают, что данные положения Закона УР, а также производные от них и конкретизирующие их положения других статей закона выходят за рамки компетенции субъектов РФ, которые не вправе создавать представительные и исполнительные органы государственной власти в городах, районах, а могут создавать лишь структурные подразделения исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; нарушают право граждан на осуществление местного самоуправления.
В рассматриваемом Законе предусмотрено, что он определяет систему органов государственной власти в УР в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией УР и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти УР.
В то же время согласно Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77, часть 1).
Предусматривая изменение уровня муниципальных образований, законодатель УР должен был учесть, что ранее, в соответствии с Законом УР от 27 января 1994 года "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" районы и города республиканского подчинения уже были наделены статусом муниципального образования и в них сформированы выборные и другие органы местного самоуправления. Статус и полномочия этих органов определяются в соответствии с Конституцией РФ законом, который вправе принять Удмуртская Республика. Но реализация этого статуса и этих полномочий осуществляется посредством волеизъявления граждан, которые проживают на соответствующих самоуправляющихся территориях и которые посредством выборов сформировали выборные органы муниципальных образований на конкретный срок, тем самым реализовав гарантированное им Конституцией РФ право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32, часть 2), осуществлять местное самоуправление путем выборов, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2).
Конституционный Суд признал содержащееся в части третьей статьи 1 оспариваемого Закона УР положение о том, что Государственный Совет УР самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в Удмуртской Республике соответствующим Конституции РФ.
Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.
Для действительной способности реализации права на местное самоуправление представляется необходимым:
1) наличие механизмов осуществления права, то есть наличие органов, создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы контроля). Эти вопросы в основном решены в рамках первого, организационного этапа;
2) наличие возможности осуществления права, то есть наличие финансово-экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности населения и дееспособности создаваемых им органов (основная задача второго, экономического этапа);
3) наличие осознанной воли в осуществлении права, то есть активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результате). Решение этой задачи, видимо, будет являться в основном целью следующего этапа (назовем его условно "социальным").
4) серьезная забота МСУ – проблема управленческих кадров. Большинство ответственных должностных лиц местной администрации единолично назначает ее глава, так сказать, по своему вкусу. А вкусы бывают очень разные и не всегда служат верным критерием для назначения честных и высокопрофессиональных администраторов. Поэтому надо бы приветствовать участие постоянных депутатских комиссий в предварительной апробации кандидатов на административные должности. Не изобретая велосипеда, полезно было бы учесть и опыт западных демократий, где конкурсная система замещения должностей, контракты со служащими, механика предварительного отбора нескольких кандидатов, обладающих необходимыми качествами, для
представления их руководителю, пользующемуся правом назначений, отрабатывались и внедрялись десятилетиями.
5) стабильность – мечта нашего времени. Ее так не хватает и российскому МСУ. Министерства и ведомства, краевые и областные власти, органы управления республик вновь и вновь атакуют, проявляя централистские устремления. Еще кое-где маячит признак демократического централизма. МСУ предстоит овладеть средствами судебной защиты от таких посягательств, научиться проявлять характер в отстаивании своих положенных по закону прав, интересов местного населения.
6) чем демократичнее способ формирования власти в самом низу, тем легче ей подключить к решению местных задач творческий потенциал разнообразных социальных и профессиональных групп населения.
7) Считаю возможным вспомнить старые добрые доперестроечные времена, когда органами МСУ (Советами) был задействован общественный потенциал и энтузиазм населения – то, что мы сегодня называем неэкономическими методами принуждения: уборка территории, охрана общественного порядка и т.д.
8) уметь сохранять контакт с населением не только в предвыборное время, а на весь срок полномочий. МСУ в большей степени, нежели государственные структуры восприимчиво интересам и инициативам общественных групп, более мобильно.
Делая вывод из всего сказанного, мы можем причислить местное самоуправление к тем ресурсам, на которые нужно делать ставку, решая задачу создания новых механизмов внутренней интеграции и социально-экономического развития России. Особая ценность этого ресурса состоит в том, что он является чрезвычайно динамичным и обладает тенденцией к ускоренному саморазвитию. Представляется, что положительное значение этих характеристик перевешивает те возможные риски, с которыми неизбежно связано интенсивное становление нового для России института.
1 Семенников Л.И. Россия в мировом обществе цивилизаций. – М.: 1994, с.31.
2 Ахицер А.С. Самобытность России как научная проблема. // Современная история, 1994, № 4-5.
1 Советский энциклопедический словарь. – М.: 1990, с.230.
1 Исаев И.А. История государства и права России. – М.: 1994, с.3.
1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.39, с.68, 75.
1 П.1. ст.2. Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
1 Фадеев В.И. "Муниципальное право России" М.: 1994 г., с.28.
1 Градовский А.Д. Переустройство нашего местного управления. Собр. соч. в 9 т. СПб.: 1903 г., т.8, с.546.
1 Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления. СПб, 1892 г., приложение.
1 Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб.: 1913, т.2, с.78
1 Головачев А.А. Десять лет реформ. СПб.: 1872 г.
1 Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб:1913г.,т.1, с.31-32.
1 Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.:1978г., с.232.
2 Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. Петроград, 1918 г., с.14.
1 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993 г., с.90.
1 Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. Петроград, 1918 г., с.30-32.
1 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993 г., с.124-127.
2Журналы заседаний Временного Правительства // 101-103, июнь 1917 г., с. 1. ГА РФ.
1Собрание Узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства от 28.12.17 г., ст. 153.
1Там же, с. 179.
2 Резолюции, принятые на съезде земских и городских самоуправлений Юга России в Симферополе 30 ноября - 8 декабря 1918 г.
1 С. Л. Ронин. Первая советская Конституция. М. Юр. изд-во. 1948 г.
1 Е.Е.Полянская, В.Л. Тамбовцев. Экономическая теория местного самоуправления. МГУ. Москва, 2001. c. 13
2 Государственное регулирование экономики: направления и механизмы. М. ЦЭМИ. 1999
3 А. Де Токвиль. Демократия в Америке. М. Изд-во “Прогресс”1984. Стр. 65
1 А.Г. Игудин. К проекту закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”. Финансы, № 3, 2001 г. Стр.25
1 Л.А. Велихов. Основы городского хозяйства. М.-Л. Госиздат. 1928 г.
Очень широкую известность в свое время получило так называемое «Дело о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 2000 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", к настоящему моменту ставшее едва ли не хрестоматийным примером серьезного нарушения Федерального законодательства и ущемляющее права местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Президента РФ и группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, а также жалоба группы граждан, проживающих в городе Ижевске, на нарушение их конституционного права на осуществление местного самоуправления.
После рассмотрения данного дела, Конституционный Суд РФ установил, что Законом Удмуртской Республики от 17 апреля 2000 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" предусмотрено образование представительных и исполнительных органов государственной власти административно-территориальных единиц (района, города), определенных статьей 74 Конституции УР, а также районов в городах (абзац 5 части первой статьи 2); при этом сельские поселения, поселки, части городских поселений в границах жилых комплексов считаются территориями муниципальных образований, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (часть четвертая статьи 7).
Стороны, направившие запросы в КС РФ, считают, что данные положения Закона УР, а также производные от них и конкретизирующие их положения других статей закона выходят за рамки компетенции субъектов РФ, которые не вправе создавать представительные и исполнительные органы государственной власти в городах, районах, а могут создавать лишь структурные подразделения исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; нарушают право граждан на осуществление местного самоуправления.
В рассматриваемом Законе предусмотрено, что он определяет систему органов государственной власти в УР в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией УР и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти УР.
В то же время согласно Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77, часть 1).
Предусматривая изменение уровня муниципальных образований, законодатель УР должен был учесть, что ранее, в соответствии с Законом УР от 27 января 1994 года "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" районы и города республиканского подчинения уже были наделены статусом муниципального образования и в них сформированы выборные и другие органы местного самоуправления. Статус и полномочия этих органов определяются в соответствии с Конституцией РФ законом, который вправе принять Удмуртская Республика. Но реализация этого статуса и этих полномочий осуществляется посредством волеизъявления граждан, которые проживают на соответствующих самоуправляющихся территориях и которые посредством выборов сформировали выборные органы муниципальных образований на конкретный срок, тем самым реализовав гарантированное им Конституцией РФ право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32, часть 2), осуществлять местное самоуправление путем выборов, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2).
Конституционный Суд признал содержащееся в части третьей статьи 1 оспариваемого Закона УР положение о том, что Государственный Совет УР самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в Удмуртской Республике соответствующим Конституции РФ.
Заключение
Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.
Для действительной способности реализации права на местное самоуправление представляется необходимым:
1) наличие механизмов осуществления права, то есть наличие органов, создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы контроля). Эти вопросы в основном решены в рамках первого, организационного этапа;
2) наличие возможности осуществления права, то есть наличие финансово-экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности населения и дееспособности создаваемых им органов (основная задача второго, экономического этапа);
3) наличие осознанной воли в осуществлении права, то есть активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результате). Решение этой задачи, видимо, будет являться в основном целью следующего этапа (назовем его условно "социальным").
4) серьезная забота МСУ – проблема управленческих кадров. Большинство ответственных должностных лиц местной администрации единолично назначает ее глава, так сказать, по своему вкусу. А вкусы бывают очень разные и не всегда служат верным критерием для назначения честных и высокопрофессиональных администраторов. Поэтому надо бы приветствовать участие постоянных депутатских комиссий в предварительной апробации кандидатов на административные должности. Не изобретая велосипеда, полезно было бы учесть и опыт западных демократий, где конкурсная система замещения должностей, контракты со служащими, механика предварительного отбора нескольких кандидатов, обладающих необходимыми качествами, для
представления их руководителю, пользующемуся правом назначений, отрабатывались и внедрялись десятилетиями.
5) стабильность – мечта нашего времени. Ее так не хватает и российскому МСУ. Министерства и ведомства, краевые и областные власти, органы управления республик вновь и вновь атакуют, проявляя централистские устремления. Еще кое-где маячит признак демократического централизма. МСУ предстоит овладеть средствами судебной защиты от таких посягательств, научиться проявлять характер в отстаивании своих положенных по закону прав, интересов местного населения.
6) чем демократичнее способ формирования власти в самом низу, тем легче ей подключить к решению местных задач творческий потенциал разнообразных социальных и профессиональных групп населения.
7) Считаю возможным вспомнить старые добрые доперестроечные времена, когда органами МСУ (Советами) был задействован общественный потенциал и энтузиазм населения – то, что мы сегодня называем неэкономическими методами принуждения: уборка территории, охрана общественного порядка и т.д.
8) уметь сохранять контакт с населением не только в предвыборное время, а на весь срок полномочий. МСУ в большей степени, нежели государственные структуры восприимчиво интересам и инициативам общественных групп, более мобильно.
Делая вывод из всего сказанного, мы можем причислить местное самоуправление к тем ресурсам, на которые нужно делать ставку, решая задачу создания новых механизмов внутренней интеграции и социально-экономического развития России. Особая ценность этого ресурса состоит в том, что он является чрезвычайно динамичным и обладает тенденцией к ускоренному саморазвитию. Представляется, что положительное значение этих характеристик перевешивает те возможные риски, с которыми неизбежно связано интенсивное становление нового для России института.
Список литературы
-
Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. - М., 2001. - №1. - С. 120-125. -
Авакьян С. Законодательство в центре и на и местах: перекрестки без тупиков // Российская Федерация. - М., 2000. - №20 - С. 15-17. -
Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 2000. - №2. - с. 3-33. -
Белораменский В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления // Известия вузов. Правоведение. - М., 1993. - №5. - С. 36-44. -
Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. - Ростов-на-Дону, 2000. -
Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления //СОЦИС. - М. 2001. - №1. - С. 98-110. -
Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. - М., 1993. - № 11. - С. 14-19. -
Воронин А.Г., Папин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: МОНФ, 2001. -
Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации. - М.: ИНИОН, 1994. -
Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 2001. - №9. - С. 73-80. -
Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. - М., 2000. -
Дементьев А. О системе Советов и земских учреждениях в России: возможные исторические параллели // Государство и право. - М., 1965. - №8. - С. 112-120. -
Ефремова Н.Н., Лаптева Л.Е. История земств и перспективы развития местного самоуправления // Государство и право. - М., 1993. - № 11. - С. 150-153. -
Зайцев В., Винокуров Ю. Проверки законности правовых актов местного самоуправления // Законность. - М., 1993. - № 6. - С. 14-20. -
Исаева М. К вопросу о природе муниципальной власти // Право и жизнь. - М., 2000. - №9. - С. 33-38. -
Козлов Ю.М. Исполнительная власть: Муниципальный уровень // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - М., 1993. - № 2. - С. 14 -22. -
Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Васильев В.И., Петрова Г.В., Пешин Н.Л. / Отв. редактор Тихомиров Ю.А. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М., 2001. -
Концепция реформы местного самоуправления в современной России. - Екатеринбург, 1999. -
Краснов М.А. Введение в муниципальное право. - М., 1993. -
Кряжков В.А. Местное самоуправление: Правовое регулирование и структуры // Государство и право. - М., 1992. - № 1. - С. 16-24. -
Ларькина А.П. Органы территориального общественного самоуправления. - Саранск., 1993. -
Легорнев С. Муниципальная собственность как основа реального самоуправления // Жилищное и коммунальное хозяйство. - М., 1993. - № 1. - С. 10-12. -
Мартынов М. Самоуправление: панацея или иллюзия? // Ваш выбор. - М., 1999. - № 1. - С. 21-23. -
Марченко Г.В. Государственная власть и местное самоуправление // Россия и современный мир. - М., 1999. - № 4. - С. 84-86. -
Местное самоуправление. Политологический подход. Сборник статей. Под ред. В.М.Долгова. - Саратов: Саратовский государственный университет, 1994. -
Местное самоуправление в России / Аяцков Д.Ф., Володин В.В. и др. - Саратов, 1999. -
Местное самоуправление в Российской Федерации: Состояние, особенности формирования, проблемы // Вестник Центральной избирательной комиссии. - М., 2001. - №4 (46). -
Местное самоуправление: Теория и практика / Под ред. Г.Люхтерхандт при участии В.Я.Гельмана - М.: Фонд Ф.Науманна, 2000. -
Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. - М., 1993. -
Овчинников И.И. Местное самоуправление: Конституционно-правовая основа формирования // Конституционный строй России. - М., 1992. - Вып. 1. -
Панина Е. Возьмем лучшее из опыта земств // Российская Федерация. - М., 1994. - № 17. - С. 22, 24-25. -
Панина Е.В. Земское движение - путь к созиданию // Россия и современный мир. - М., 2001. - №2. - С. 33-36. -
Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2001. -
Ревенко Л. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": от концепции до реализации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -М., 1999. - №3. - С. 10-14 -
Савранская О. Правовые основы местного самоуправления // СОЦИС. - М., 2001. - №1. - С. 111-119. -
Самоуправление: теория и практика: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А.А.Безуглов. - М., 1991. - 111 с. -
Соляник Н. Местное самоуправление: реформа или борьба за власть? // Обозреватель - М., 1994. - №15. - с. 23-28. -
Стрончина М.Н. Принципы организации местного самоуправления // Вестник государственной службы. - М., 1993. - № 8. - С. 34-37. -
Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС. - М., 2001. - №6. - С. 109-119. -
Умнова И. Реформируем, реформируем, а движемся назад // Российская Федерация. - М., 1994. - № 21. - С. 28-29. -
Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М., 1994. -
Фадеев В. Система гарантий местного самоуправления // Право и жизнь - М., 1999. - №7. - С. 184-217. -
Шлемин П.И., Фадеев В.И. Местное самоуправление: Российский вариант. Научно-аналитические обзоры. - М.: ИНИОН, 1993. -
Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении. - М., 2000. -
Шугрина Е.С. Местное самоуправление: Понятие и содержание // Право и рынок. - Барнаул, 1994. -
Шугрина Е.С. Организационно-правовые формы местного самоуправления // Материалы ХХХII Международной научно-студенческой конференции. - Новосибирск, 1994. - С. 24-25. -
Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебное пособие. - Новосибирск, 1999. - 268 с.
1 Семенников Л.И. Россия в мировом обществе цивилизаций. – М.: 1994, с.31.
2 Ахицер А.С. Самобытность России как научная проблема. // Современная история, 1994, № 4-5.
1 Советский энциклопедический словарь. – М.: 1990, с.230.
1 Исаев И.А. История государства и права России. – М.: 1994, с.3.
1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.39, с.68, 75.
1 П.1. ст.2. Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
1 Фадеев В.И. "Муниципальное право России" М.: 1994 г., с.28.
1 Градовский А.Д. Переустройство нашего местного управления. Собр. соч. в 9 т. СПб.: 1903 г., т.8, с.546.
1 Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления. СПб, 1892 г., приложение.
1 Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб.: 1913, т.2, с.78
1 Головачев А.А. Десять лет реформ. СПб.: 1872 г.
1 Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб:1913г.,т.1, с.31-32.
1 Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.:1978г., с.232.
2 Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. Петроград, 1918 г., с.14.
1 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993 г., с.90.
1 Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. Петроград, 1918 г., с.30-32.
1 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993 г., с.124-127.
2Журналы заседаний Временного Правительства // 101-103, июнь 1917 г., с. 1. ГА РФ.
1Собрание Узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства от 28.12.17 г., ст. 153.
1Там же, с. 179.
2 Резолюции, принятые на съезде земских и городских самоуправлений Юга России в Симферополе 30 ноября - 8 декабря 1918 г.
1 С. Л. Ронин. Первая советская Конституция. М. Юр. изд-во. 1948 г.
1 Е.Е.Полянская, В.Л. Тамбовцев. Экономическая теория местного самоуправления. МГУ. Москва, 2001. c. 13
2 Государственное регулирование экономики: направления и механизмы. М. ЦЭМИ. 1999
3 А. Де Токвиль. Демократия в Америке. М. Изд-во “Прогресс”1984. Стр. 65
1 А.Г. Игудин. К проекту закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”. Финансы, № 3, 2001 г. Стр.25
1 Л.А. Велихов. Основы городского хозяйства. М.-Л. Госиздат. 1928 г.