Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На начало третьего тысячелетия национальное богатство всех стран мира оценивалось в 550 трлн. долл., из которых половина приходилась на страны большой «семерки» – США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония. Национальное богатство США оценивалось примерно в 24 трлн. долл. В текущих ценах и 2 трлн. долл. в сопоставимых ценах 1929 г. Остальная половина распределялась между странами ОПЕК – 95 трлн. долл., странами СНГ – 80 трлн. долл., и прочими странами 100 трлн. долл. В рамках названного исследования национальное богатство России оценивалось в 60 трлн. долл., из которых на человеческий капитал приходилось 30 трлн. долл., природный 24 трлн. долл. и на воспроизводимый 6 трлн. долл. Удельный вес накопленного человеческого капитала в России был значительно ниже, чем в промышленно развитых странах. В расчете на душу населения Россия имела самый высокий показатель накопленного национального богатства – 400 тыс. долл. США, что в 4 с лишним раза выше общемирового показателя. [2]
Таблица 3. Национальное богатство стран мира на начало XXI в.
Страны | Страны | В том числе по видам капитала, тыс. долл | |||
всего, трлн. долл | на душу насе- ления, тыс. долл. | человеческий | природный | основные и оборотные фонды | |
Мир | 550 | 90 | 365 | 90 | 95 |
Страны «семерки» и ЕС | 275 | 360 | 215 | 10 | 50 |
Страны ОПЕК | 95 | 195 | 45 | 35 | 15 |
Страны СНГ | 80 | 275 | 40 | 30 | 10 |
В том числе Россия | 60 | 400 | 30 | 24 | 6 |
Прочие страны | 100 | 30 | 65 | 15 | 20 |
Экономическая наука долгое время в качестве главного объекта своего внимания определяла материальное богатство, его производство, распределение и накопление. Долгое время, как в работах большинства экономистов, так и в обыденном сознании людей, задача экономики сводились к обеспечению материального достатка. Однако теоретические взгляды на проблему уровня жизни можно встретить уже у экономистов классической школы. В экономически развитых странах с 60-х годов ХХ века смысл и назначение экономической деятельности стали трактовать как способ улучшение уровня и качества жизни населения, каждой семьи и каждого человека, повышение которых отныне является главной целью любого прогрессивного общества.[2]
Уровень общественного благосостояния тесно связан с макроэкономическими показателями. Среди таких показателей особое место принадлежит валовому внутреннему продукту (ВВП). От того, сколько производится товаров и услуг в данной стране, зависит и благосостояние всех ее граждан. В 2019 г. ВВП на душу населения в мире составил 17680 долл., в странах ОЭСР – 46506 дол, в наименее развитых государствах – 2694 долл.. По данным МВФ, после кризиса 2008 -2009 годов наблюдалось увеличение отношения инвестиций в ВВП в развитых странах, где в 2010 -2019 годы среднее значение показателя составило 21,5%, в то время как в развивающихся, напротив, значение показателя снижалось.[10]
По данным Википедии ВВП на душу населения в России составил 28184 долл., Норвегии - 66214 долл., США - 65254 долл., Германии - 56226 долл., Японии- 43194 долл., Польше - 34484 долл., Казахстане - 27292 долл..[9] Таким образом, ВВП на душу населения в РФ несколько превышает среднемировой показатель, но все еще очень далек от показателей развитых государств. Структура доходов населения в целом характеризует структуру распределительных отношений в обществе. Вплоть до 1991 г. в формировании доходов населения ведущую роль играло распределение по труду: на заработную плату приходилось 70-80% совокупных денежных доходов россиян. По сравнению дореформенным периодом, ситуация с доходами населения в России изменилась коренным образом. Это изменение связано со значительным увеличением доли доходов от собственности (в среднем с 4% до 18%) при адекватном снижении доли заработной платы (в среднем с 75% до 60%). Снижение доли заработной платы в совокупном доходе населения является негативной тенденцией, которая не приближает, а отдаляет нас от рыночной экономики. В экономически развитых странах доля оплаты труда, как правило, не опускается ниже 65-70%. Размеры заработной платы позволяют основным категориям населения в достаточной мере удовлетворять свои потребности. Соответственно задействован и механизм трудовой мотивации. Заработная плата, если брать ее средний уровень, перестала выполнять свои основные функции – воспроизводственную, стимулирующую и распределительную. По мнению большинства специалистов, в России происходит обесценение труда. Низкий уровень оплаты труда является одним из основных факторов маргинализации общества и экономики. [4]
Таблица 4 - Средняя заработная плата в России и других странах мира за 2020 г.
Страны мира | Среднемесячная зарплата, долл. США |
Норвегия | 5450 |
США | 3921 |
Германия | 4392 |
Япония | 3998 |
Греция | 1203 |
Южная Корея | 2964 |
Эстония | 1560 |
Чили | 1074 |
Швейцария | 6244 |
Болгария | 710 |
Россия | 788 |
Казахстан | 486 |
Азербайджан | 346 |
Грузия | 458 |
Украина | 460 |
Беларусь* | 545 |
Киргизстан | 253 |
Таджикистан | 155 |
Цифры, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о глубоких диспропорциях между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, национальное богатство, а с другой – общественное благосостояние, производственные возможности, международную торговлю и финансы России. В соответствии с приведенными данными природно-ресурсный потенциал России в разы превышает ее финансовый потенциал, объем ВВП, объем экспорта и импорта. Общее экономическое ослабление России многие эксперты связывают с неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Обеспечение благосостояния народа является ведущей целью цивилизованного государства. Для России первоочередной задачей становится сохранение высоких темпов его роста на основе эффективного использования национального богатства страны. В противном случае в новом тысячелетии Россия так и останется страной, которая в течение длительного исторического периода не смогла реализовать во благо своего народа огромный природный, трудовой, научно-технический и духовный потенциал.
2.2 Тенденции развития национального богатства России.
Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.
Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.
Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.
Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Что же касается прогнозных данных по России, то имеются следующие цифры:
-
В 2020 году по сравнению все с тем же 1997 годом, национальное богатство достигнет отметки 116%. -
В 2025 году оно станет равно 120%.
Таблица 5 – Прогноз данных по России
| 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 |
Национальное богатство, % | 105 | 108 | 112 | 116 | 120 |
Натурально-вещественная структура: | | | | | |
Основной капитал | 65 | 65 | 64 | 65 | 65 |
Материальные запасы | 13 | 12 | 12 | 10 | 10 |
Домашнее имущество | 22 | 23 | 24 | 25 | 25 |
Воспроизводственная структура: | | | | | |
Произодственные фонды | 54 | 52 | 51 | 51 | 50 |
Невоспроизводственные фонды | 46 | 48 | 49 | 49 | 50 |
Необходимо также отметить тот факт, кому принадлежит национальное богатство и основные сферы экономики России. На 2018 год 82% состояния страны принадлежит приблизительно 10% самым обеспеченным Россиянам. По этому параметру страна перегнала таких мировых гигантов, как США, где только 76% национального богатства принадлежит самым богатым гражданам страны. В Китае этот уровень еще ниже – 62% национальных богатств принадлежит 10% самым обеспеченным китайцам. [13]
Именно этот момент не дает полноценно развиваться экономике страны. И еще один момент, которые нуждается в изменении – это большая заинтересованность в человеческом капитале и инвестициях в него в больших размерах.