Файл: Национальное богатство страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На начало третьего тысячелетия национальное богатство всех стран мира оценивалось в 550 трлн. долл., из которых половина приходилась на страны большой «семерки» – США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония. Национальное богатство США оценивалось примерно в 24 трлн. долл. В текущих ценах и 2 трлн. долл. в сопоставимых ценах 1929 г. Остальная половина распределялась между странами ОПЕК – 95 трлн. долл., странами СНГ – 80 трлн. долл., и прочими странами 100 трлн. долл. В рамках названного исследования национальное богатство России оценивалось в 60 трлн. долл., из которых на человеческий капитал приходилось 30 трлн. долл., природный 24 трлн. долл. и на воспроизводимый 6 трлн. долл. Удельный вес накопленного человеческого капитала в России был значительно ниже, чем в промышленно развитых странах. В расчете на душу населения Россия имела самый высокий показатель накопленного национального богатства – 400 тыс. долл. США, что в 4 с лишним раза выше общемирового показателя. [2]

Таблица 3. Национальное богатство стран мира на начало XXI в.


Страны

Страны

В том числе по видам капитала, тыс. долл

всего, трлн.

долл

на душу насе-

ления, тыс.

долл.

человеческий

природный

основные и

оборотные

фонды

Мир

550

90

365

90

95

Страны «семерки» и ЕС

275

360

215

10

50

Страны ОПЕК

95

195

45

35

15

Страны СНГ

80

275

40

30

10

В том числе Россия

60

400

30

24

6

Прочие страны

100

30

65

15

20


Экономическая наука долгое время в качестве главного объекта своего внимания определяла материальное богатство, его производство, распределение и накопление. Долгое время, как в работах большинства экономистов, так и в обыденном сознании людей, задача экономики сводились к обеспечению материального достатка. Однако теоретические взгляды на проблему уровня жизни можно встретить уже у экономистов классической школы. В экономически развитых странах с 60-х годов ХХ века смысл и назначение экономической деятельности стали трактовать как способ улучшение уровня и качества жизни населения, каждой семьи и каждого человека, повышение которых отныне является главной целью любого прогрессивного общества.[2]


Уровень общественного благосостояния тесно связан с макроэкономическими показателями. Среди таких показателей особое место принадлежит валовому внутреннему продукту (ВВП). От того, сколько производится товаров и услуг в данной стране, зависит и благосостояние всех ее граждан. В 2019 г. ВВП на душу населения в мире составил 17680 долл., в странах ОЭСР – 46506 дол, в наименее развитых государствах – 2694 долл.. По данным МВФ, после кризиса 2008 -2009 годов наблюдалось увеличение отношения инвестиций в ВВП в развитых странах, где в 2010 -2019 годы среднее значение показателя составило 21,5%, в то время как в развивающихся, напротив, значение показателя снижалось.[10]

По данным Википедии ВВП на душу населения в России составил 28184 долл., Норвегии - 66214 долл., США - 65254 долл., Германии - 56226 долл., Японии- 43194 долл., Польше - 34484 долл., Казахстане - 27292 долл..[9] Таким образом, ВВП на душу населения в РФ несколько превышает среднемировой показатель, но все еще очень далек от показателей развитых государств. Структура доходов населения в целом характеризует структуру распределительных отношений в обществе. Вплоть до 1991 г. в формировании доходов населения ведущую роль играло распределение по труду: на заработную плату приходилось 70-80% совокупных денежных доходов россиян. По сравнению дореформенным периодом, ситуация с доходами населения в России изменилась коренным образом. Это изменение связано со значительным увеличением доли доходов от собственности (в среднем с 4% до 18%) при адекватном снижении доли заработной платы (в среднем с 75% до 60%). Снижение доли заработной платы в совокупном доходе населения является негативной тенденцией, которая не приближает, а отдаляет нас от рыночной экономики. В экономически развитых странах доля оплаты труда, как правило, не опускается ниже 65-70%. Размеры заработной платы позволяют основным категориям населения в достаточной мере удовлетворять свои потребности. Соответственно задействован и механизм трудовой мотивации. Заработная плата, если брать ее средний уровень, перестала выполнять свои основные функции – воспроизводственную, стимулирующую и распределительную. По мнению большинства специалистов, в России происходит обесценение труда. Низкий уровень оплаты труда является одним из основных факторов маргинализации общества и экономики. [4]


Таблица 4 - Средняя заработная плата в России и других странах мира за 2020 г.

Страны мира

Среднемесячная зарплата, долл. США

Норвегия

5450

США

3921

Германия

4392

Япония

3998

Греция

1203

Южная Корея

2964

Эстония

1560

Чили

1074

Швейцария

6244

Болгария

710

Россия

788

Казахстан

486

Азербайджан

346

Грузия

458

Украина

460

Беларусь*

545

Киргизстан

253

Таджикистан

155


Цифры, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о глубоких диспропорциях между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, национальное богатство, а с другой – общественное благосостояние, производственные возможности, международную торговлю и финансы России. В соответствии с приведенными данными природно-ресурсный потенциал России в разы превышает ее финансовый потенциал, объем ВВП, объем экспорта и импорта. Общее экономическое ослабление России многие эксперты связывают с неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Обеспечение благосостояния народа является ведущей целью цивилизованного государства. Для России первоочередной задачей становится сохранение высоких темпов его роста на основе эффективного использования национального богатства страны. В противном случае в новом тысячелетии Россия так и останется страной, которая в течение длительного исторического периода не смогла реализовать во благо своего народа огромный природный, трудовой, научно-технический и духовный потенциал.

2.2 Тенденции развития национального богатства России.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.


Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Что же касается прогнозных данных по России, то имеются следующие цифры:

  • В 2020 году по сравнению все с тем же 1997 годом, национальное богатство достигнет отметки 116%.

  • В 2025 году оно станет равно 120%.


Таблица 5 – Прогноз данных по России




2005

2010

2015

2020

2025

Национальное богатство, %

105

108

112

116

120

Натурально-вещественная структура:
















Основной капитал

65

65

64

65

65

Материальные запасы

13

12

12

10

10

Домашнее имущество

22

23

24

25

25

Воспроизводственная структура:
















Произодственные фонды

54

52

51

51

50

Невоспроизводственные фонды

46

48

49

49

50


Необходимо также отметить тот факт, кому принадлежит национальное богатство и основные сферы экономики России. На 2018 год 82% состояния страны принадлежит приблизительно 10% самым обеспеченным Россиянам. По этому параметру страна перегнала таких мировых гигантов, как США, где только 76% национального богатства принадлежит самым богатым гражданам страны. В Китае этот уровень еще ниже – 62% национальных богатств принадлежит 10% самым обеспеченным китайцам. [13]

Именно этот момент не дает полноценно развиваться экономике страны. И еще один момент, которые нуждается в изменении – это большая заинтересованность в человеческом капитале и инвестициях в него в больших размерах.