Файл: Беккер И. М. Школа молодого психиатра Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 709

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первой части

История психиатрии

История психиатрии. Вклад в развитие

Введение в психиатрическую пропедевтику

Другой пример.

Принципы беседы или клинического интервью

Медицинские предрассудки Ясперса

Расстройства восприятия

Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений

Расстройства восприятия. Иллюзии

Расстройства восприятия. Галлюцинации

Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации

Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации

Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные

Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные

Псевдогаллюцинации

Псевдогаллюцинации по Кандинскому

Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.

Комплексные псевдогаллюцинации

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы

Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы

Нарушения восприятия пространства и времени

Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие

Расстройства мышления. Бред

Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)

Еще два понятия из психологии мышления

Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание

Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления

Расстройства мышления. Бред в примерах

Апрозектическая бессвязность

Интрапсихическая атаксия

Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи

Сверхценные идеи, примеры

Острый чувственный бред

Синдром Капгра. Бред ревности

Бред изобретательства и бред преследования

Бред преследования и бред толкования

Бред физического воздействия и бред психического воздействия

Конформный бред

Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред

Канцеромания и шизофреномания

Дисморфоманический синдром.

Особый вид дисморфомании

Бред Котара

Бред реформаторства

Индуцированный бред

Резидуальный бред. Параноидальный синдром

Галлюцинаторные и бредовые переживания

Идеаторные автоматизмы

Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо

Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий

Бред малого размаха

Парафрении

Нарушения эмоциональной сферы

Дисфория. Гипертимия

Эйфория

Апатия и Эмоциональная нивелировка

Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость

Депрессии без депрессии или маскированные депрессии

Проявления маскированной депрессии

Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии

Страх

Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания

Сужение и Тугоподвижность объема внимания

Нарушения самосознания

Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»

Дереализация и Деперсонализация

Аллопсихическая деперсонализация

Не совсем привычный вид деперсонализации

Расстройства сознания

Оглушение

Иллюстрация оглушения

Делирий

Мусситирующий делирий и профессиональный делирий

Динамика развития онейроидного приступа

Онейроид

Аменция

Сумеречное помрачение сознания

Аура сознания при эпилепсии

Ганзеровский синдром

Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений

Нарушения влечений

Эхопраксия

Развернутое растерянно-патетическое возбуждение

Клептомания и дромомания

Патологические изменения влечения к пище

Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм

Эксгибиционизм и Вуайеризм

Педофилия

Садомазохизм. Гербиллинг

Бертранизм

Некрофилия и парафилия

Парафилия

Расстройства памяти

Амнезия

Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия

Эпохальная и Фиксационная амнезия

Аффектогенная амнезия

Перфорационная и Мотивированная амнезия

Детская и Прогрессирующая амнезия

Криптомнезия. Конфабуляции

Фантастические конфабуляции

Расстройства интеллекта. Слабоумие

Педагогическая антропология

Имбецильность и дебильность

Умственная отсталость

Виды органической деменции

Психоорганический синдром

Три стадии психоорганического синдрома

Синдром расторможения

Псевдопаралитический синдром

Расстройства личности

Истероидный (демонстративный) тип личности

Симптом истерии - камптокормия

Возбудимая личность

Параноидальная (параноидная) личность

Шизоидная личность

Негативные синдромы

Симптом Феофраста

Синдром юношеской философической интоксикации

Философическая интоксикация

Философическая интоксикация, пример

Психопатоподобный личностный сдвиг

Негативные расстройства при шизофрении

РЭП. Редукция энергетического потенциала

Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность

Синдром дрейфа

Дефект личности типа Фершробен

Дефект типа простого дефицита

Сцеволизм

Регресс личности

Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии

Предисловие ко второй части

Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения

Гебоидная шизофрения

Шизотипическое расстройство с дисморфоманией

Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант

Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Шизофрения с ипохондрическим бредом

Содержание параноидального ипохондрического бреда

Непрерывная параноидная шизофрения

Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо

Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)

Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)

Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении

Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Шизофрения приступообразно- прогредиентная

Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Приступообразная (рекуррентная) шизофрения

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Шизофрения в детском возрасте

Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная

Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная

Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12

Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Злокачественная шизофрения

Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Биполярное аффективное расстройство

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Эпилептическая болезнь

Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи

Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Психические нарушения при травме головного мозга

Случай 18. Органическое психическое расстройство вследствие черепно-мозговой травмы с изнасилованием и покушением на убийство потерпевшей

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Алкогольный психоз

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании

Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Острые инфекционно-органические психозы

Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда

Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией

Случай 23. Сосудистая деменция

Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга

Случай 23. Сосудистая деменция

Случай 24. Психоз при тромбоэндокардите. Работа над ошибками Б. О. П., 1946 г. рождения, поступила в стационар 10.12.99 г. переводом из БСМП с направительным диагнозом «болезнь Альцгеймера». Из выписного эпикриза БСМП извес­тно, что находилась там на лечении в течение 2 нед. по поводу ЖКБ, хронического холе- цисто -панкреатите, обострения (просим прощения у коллег за многочисленные сведения о соматической сфере, без них в данном случае нельзя обойтись). На УЗИ от 29.11.99 г.: печень у края реберной дуги, контуры ровные, паренхима однородная. Общий желчный про­ток расширен до 1,3 см. В терминальном отделе — конкремент диаметром 1 см. Желчный пузырь: стенки утолщены, до 1,3 см, «трехконтурные». В полости множество конкре­ментов. Поджелудочная железа явно не увеличена, эхоструктура уплотнена. УЗИ от 02.12.99 г.: почки расположены обычно, контуры ровные. Паренхима однородная с толщи­ной 1,7 см. ФГДС от 01.12.99 г. — хронический атрофический гастрит. Окулист от 02.12.99г.: гипертоническая ангиопатия.КТ головного мозга от 08.12.99 г.: признаки ангиоэнцефалопатии. В полости черепа, вдоль костей определяются рассеянные мелкие очаговые обызвествления (мелкие кальци- наты). На срезе 19 определяются фрагменты внутренней каротидной артерии с обызвес­твлением стенок.Кардиолог от 08.12.99 г.: ИБС, нарушения ритма, частые политопные желудочковые эк­страсистолы. Симптоматическая артериальная гипертензия. Атеросклероз аорты — недо­статочность клапанов аорты, ИК 1—2а. Не исключается застойная пневмоний. ДН1—2.Психиатр 08.12.99 г.: Болезнь Альцгеймера.На момент выписки: t — 36,7°С, НЬ 94 г/л, СОЭ 41 мм/ч, L 9,4, п. 1, с. 85, э. 0, м. 3Из анамнеза со слов больной: считает себя заболевшей с августа 1999 г., когда перене­сла ОРЗ, несмотря на летний сезон. Была «на больничном листе», пыталась выйти на рабо­ту, но из-за слабости не смогла приступить к работе, снова ушла «на больничный лист». Другие анамнестические сведения последовательно сообщить не смогла. Из анамнеза со слов мужа известно, что всегда была спокойной, веселой, общительной и деловой женщи­ной. В течение последних шести месяцев близкие стали замечать, что она с трудом справ­лялась с домашними делами, часто жаловалась на слабость. Бралась за приготовление обе­да, но растерянно смотрела на продукты, не зная, что с ними делать. Забывала названия простых предметов домашнего обихода, стала замкнутой, малословной. Однажды сказала, что неизлечимо больна и никто ей не поможет. С августа 1999 г. практически не работала, была «на больничном листе» в связи с ОРЗ несколько раз, а в ноябре госпитализирована в хи­рургическое отделение БСМП по поводу холецистита. В хирургическом отделении состоя­ние резко ухудшилось — была растерянной, разговаривала с трудом, подбирая слова, никак не среагировала на рождение внука. Коллеги по работе рассказывали ему, что обычно весе­лая, разговорчивая и компанейская в последние шесть месяцев стала замкнутой, сдержан­ной. С трудом справлялась с работой, долго раздумывала над записями в карточках, кото­рые прежде всегда писала быстро. Из осмотра терапевтом 15.12.99г. следует, что жалоб больная не предъявляет. Объективно оценивает состояние как удовлетворительное. Кож­ные покровы чистые. Лимфоузлы не увеличены. АД 200/100мм рт. ст. Тоны сердца ясные, аритмичные, частые экстрасистолы

Случай 25. Болезнь Альцгеймера

Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера

Психические расстройства при опухолях головного мозга

Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли

Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки

Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли

Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка

Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности

Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?

Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром

Декомпенсация истерической психопатии

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 32. Параноидальное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Шизоидное расстройство личности

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Постгравматическое стрессовое расстройство

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Синдром патологического фантазирования

Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?

, но дети не смогли объяснить, откуда она взялась.

(Это был единственный случай очевидного участия М. в реализации своих патологических фантазий, остальные как бы камуфлировались появлением неиз­вестного.)

Когда учительница попыталась сообщить матери М. о возможной причастности де­вочки к поджогу курток и необходимости компенсации материальных потерь семьям уче­ниц, она наткнулась на ожесточенный отпор со стороны матери и обвинение педагога в бессердечии. Мать сказала педагогу, что все может быть, спички «Он» может поло­жить М. в карман, но это не М. поджигала куртки. Мать была уверена, что это - не она, так как в доме уже два дня «все горело». Примерно в эти же дни в квартире М. обна­ружились первые признаки появления пришельца со стороны. Сначала дома также появи­лись плевки — это «Он» начал преследовать М. не только в классе, но и дома. Вскоре, по словам матери и бабушки, дома началось форменное безобразие. Однажды в комнате М. сами собой снялись шторы. Музыкальный центр сам собой разбился вдребезги. Двери «пы­тались» опрокинуться с петель, когда мать и бабушка их держали, на дверь с другой сто­роны «кто-то» давил. Плевки ниоткуда летали по квартире. Передвигалась швейная ма­шина, стоящая на шкафу, а с балкона падали различные вещи и затем их находили под балконом. Обнаружилась записка с надписью-обращением неизвестного лица: «М.!». Она пришла из школы, увидела красивый стол, по всему столу ровненько высыпан сахар на че­тыре кучки, на каждый блинчик положена конфетка. Обнаружив подарок от «пришель­ца», все обитатели дома обрадовались и посмеялись. Мать решила, что пришелец знает их мысли, их планы и действия. Они задавали ему вопросы: «Скажи, как тебя зовут?» На следующий день на столе фломастером пришелец написал и ответил, что его зовут Финн. Они спрашивают его, зачем он это делает. Он пишет, что его заставляет это делать учительница. Писал, что он все может. На контурной карте написал, что он жил в доме, но его не приняли, а они — молодцы, они — его «зайки». Вокруг надписи были нарисованы сердечки. Затем он сообщил, что прямо через их квартиру проходит какая-то расщелина. Писал с ошибками: «Вдохне; М. + Финн =Любоьв».

(Конечно, орфографические ошибки, типичные для самой М., как и описан­ные дальше поджоги в местах присутствия девочки, многое могут сказать об автор­стве чудес, но задача врача — не следствие по поводу..., а понимание механизма по­явлений именно таковых фантазий и определение их клинической картины.)

Однажды на вопрос, долго ли он собирается их мучить, Финн ответил, что у него ба­тарейка на два года. Но он на них обиделся и перестал общаться и переписываться с ними после публикации статьи в городской газете о Полтергейсте. Однажды шнур от телеви­зора оказался на шее лежащей в постели М.; от шнура на шее девочки, по словам матери, остался след. Сами собой поворачивались ручки газовой плиты, и происходила утечка газа. При этом, когда мать девочки пыталась закрыть кран конфорки, она испытывала сопротивление, при котором кран сам собой вращался в противоположную сторону.


Как-то в апреле из спальни выбежала М. и сообщила, что горит пододеяльник на кровати в спальне, из которой она только что выбежала. Огонь затушили. В туалете загорелась кипа газет, лежавшая там долгие недели. Загорелась программка на телевизоре, зады­мился диван, на котором обитатели дома все вместе сидели. Из кипы фотографий заго­релась только одна фотография — чужой девочки, временно проживавшей у них в доме. Вещи с балкона стали «вылетать». Плащ дочери сам собой оказался лежащим на улице, под балконом. Кофточка соседской дочери вывалилась с балкона, пока она была у них в гостях. Пропали три ключа от квартиры. Исчезали учебники из дома. После того как в местной газете была опубликована эта леденящая кровь история, в школе нашу М. ста­ли останавливать мальчишки из других классов и дразнить ее «Полтергейстовой под­стилкой». Именно такое внимание ровесников и заставило всю семью обратиться к вра- чам-психиатрам не по поводу избавления от «Полтергейста», а по поводу невротической реакции девочки на насмешки одноклассников. Через день после помещения М. в стацио­нар к ним домой пришли евангелисты, но младшая дочь не смогла открыть закрытую дверь. За дверью стояли евангелисты, а «Полтергейст», по мнению матери и бабушки, не пустил к ним посетителей, так как «Он» не любил религиозно верующих людей.

(При рассказе о всей этой удивительной истории напор мамы и бабушки, их убежденность в «реальном» наличии Полтергейста были настолько абсолютны, что они производили впечатление индуцированных бредовых больных.)

Психическое состояние: девочка в ясном сознании, внешне приветлива. Несколько ко­кетлива, поигрывает при беседе своими косичками, весьма эмоционально, с расширяющи­мися от страха глазами рассказывает обо всех приключениях неизвестного, именуя его иногда «Он», иногда «Финном». Внимание привлекается легко, устойчивое. Внимательно следит за реакцией собеседников на рассказ. На вопрос, знает ли она, кого в художест­венной литературе звали Финном, отвечает, что так звали друга Тома Сойера. Сообща­ет, что никогда не видела «Его» самого, но множество раз сталкивалась со следами его присутствия и проделок. Уровень интеллекта и памяти вполне достаточен. Понимает переносный смысл простых метафор и поговорок. Обнаруживает средний уровень знаний по школьным предметам. Особого предпочтения никакому предмету не высказывает. В отделении держится ровно с окружающими больными, общается со сверстниками, ак­куратна, следит за своим внешним видом. Сообщает, что только один раз в отделении появлялся «Он», и она заметила только один плевок. Ночью спала весьма глубоко и доста­точно,

аппетит был хорошим, с желанием выходила на прогулку. В связи с отсутствием признаков какой-либо невротической реакции, кроме минимальных доз транквилизаторов и рациональной психотерапии, иной терапии не получала.

По минованию двух недель мать забрала девочку из отделения, с пожелания­ми врачей обратиться, в случае повторения поджогов, в РОВД для возбуждения уголовного дела. Мать покидала отделение с выражением явного неудовольствия от спокойной реакции врачей на их приключения. Хотя ни один из врачей не пы­тался в лоб разубеждать девочку, но, вероятно, по вопросам психиатров, реко­мендациям и действиям мать девочки понимала, что врачи не торопятся начи­нать военные действия по защите М. от вопросов и реакции одноклассников и «ненавистного» педагога. С тех майских дней никто из этой семьи больше в сте­нах психиатрического учреждения не появлялся....

Прошло 9 лет. В телефонной беседе с М., достигшей 20-летнего возраста, врач смог узнать, как сложилась дальнейшая судьба девочки. Итак, «Полтергейст» исчез в том же мае 1997 г. почти в те же дни, что М. находилась в стационаре, и больше не появлялся. Через восемь месяцев мама М. вышла замуж. К отчиму девочка относилась хорошо, хотя и звала его дядей. Она закончила ту же самую школу, хотя мама грозилась перевести ее из

этой «плохой школы» в другую. Участвовала в художественной самодеятельности. Посту­пила и окончила профессиональный лицей по специальности швеи. Поработать не успела, вышла замуж в 18лет за рабочего парня. В 20 лет воспитывает дочь, находится в декрет­ном отпуске. С мужем отношения хорошие, как во всякой семье, бывают небольшие ссоры. Мама и бабушка живы и здоровы. Все трое по-прежнему убеждены в реальности вмеша­тельства в их жизнь «Полтергейста» девять лет назад. М. считает, что ее тогда облили грязью, в чем преуспели ее классный преподаватель и врачи-психиатры. Разговаривает с врачом напряженным, недовольным голосом. На вопрос, обращались ли они, по совету вра­чей, в милицию для возбуждения уголовного дела по факту поджога одеяла с целью нахож­дения «Полтергейста», с иронией ответила, что в милиции их встретили «как идиотов». Считает до сих пор, что педагог настраивала детей против нее, осуждала ее и считала ви­новатой в той ситуации. Считает, что педагог должен был поступать иначе — прибли­зить к себе,
внимательно выслушать, вникнуть и помочь.

Подведем итоги. Как мы уже выяснили, состояние начинает развиваться с появления некоего мужчины, провожавшего нашу героиню из школы домой в трудный момент ее жизни. Начинается ранний пубертат, ее семья — показатель­ный матриархат, а так хочется мужского присутствия. Сказано — сделано. Пусть не в жизни, пусть в собственной фантазии, но «Он» явился («И в мыслях молви­ла: вот он»). Далее фантазии развиваются, становятся более разветвленными. По­является сказочность, в фантазиях отражается один из бытующих в данный мо­мент в обществе феноменов общественного сознания (домовые, полтергейсты, пришельцы и прочие фантастические персонажи) — Полтергейст, носящий имя Финн. Далее действие приобретает детективный характер и, как пишет В.А. Гурь­ева, сам фантазер становится участником и исполнителем собственных визуали­зированных фантастических представлений, совершая при этом криминальные действия. На высоте фантазирования, как отражение именно патологического их характера, происходит своеобразное сужение сознания, когда исчезает критика и продукты фантазии отделяются от сознания фантаста. Косвенно об этом гово­рит и отношение пациентки к своим фантазиям девять лет спустя. Будучи взрос­лой женщиной, М. не демонстрирует даже элементов критики. Фантазирование носило характер несомненно истерического. Ее переживания были образные, чувственные, демонстративные, отражали нереализованные желания, вымыш­ленные ею герои обращались именно к ней, письменные сообщения носили лич­ный характер. Девочка не только охотно рассказывала о своих переживаниях, но вовлекала в их орбиту ближайшее окружение, индуцировала мать, бабушку и сес­тру, что явно характеризует переживания как предельно экстравертированные, направленные от себя, наружу, на иных людей. Отличие данных фантазий от фе­номенов общественного сознания заключается в предельно индивидуализиро­ванном характере переживаний, в которых автор и герой становятся прямыми участниками событий, а не сторонними наблюдателями, читателями или просто верующими людьми. К сожалению, мы вынуждены ограничиться лишь синдро- мальной оценкой состояния, так как для полноценного изучения структуры лич­ности М. у нас не случилось счастья встретиться с ней лично, спустя много лет. Можно лишь предположить, что акцентуация по демонстративному типу имела место быть, что и облегчило появление патологического фантазирования.