Файл: Общий анализ содержания Вольфганг Амадей Моцарт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тольяттинское бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский колледж искусств имени Р.К. Щедрина»

Аннотация

На хоровое произведение «Песня дружбы»

Музыка В. Моцарта, слова Ю. Гончаренко

Выполнила: Тихонова Е.В. студентка 1 курса ДХО

Преподаватель: Агибалова О.А.

Тольятти

2023

Общий анализ содержания

Вольфганг Амадей Моцарт (1756- 1791) – величайший австрийский композитор-классик и музыкант-виртуоз, представитель венской классической школы 18 века. Моцарт был разносторонним композитором и творил почти во всех основных жанрах. Им написаны 23 произведения для музыкального театра, 50 симфоний, более 40 инструментальных сольных концертов с оркестром, сонаты для фортепиано, скрипки, более 50 арий, 22 оперы, ансамбли, хоры и песни. Последнее произведение в творчестве великого венского классика – всем известный «Реквием»

Значительную часть его творческого наследия составляет хоровая и духовная музыка. Им написаны сочинения крупной формы с оркестром: 2 оратории «Кающийся Давид», «Освобожденная Бетулия»; 18 месс , 4 немецкие кантаты духовного и светского содержания ( наиболее известная - «К солнцу»), 3 массонские кантаты, свыше 30 песен, Реквием Lacrymosa.

Стиль венского классика отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, тонким изяществом, богатством изобразительности мелодии.

Иван Платонович Пономарьков (1883- 1967) – русский советский хоровой дирижер, композитор, преподаватель Московской консерватории, кандидат искусствоведения, а также ученик композитора и регента А.В. Касторского. Его сочинения: «Учебное пособие по хоровой литературе», «Хоровое пение в школе», «Пособие для руководителей самостоятельных коллективов». Им написаны увертюра на русские темы, симфония «Легенда», опера «Аленушка», обработки для детского и смешанного хора. Иван Платонович создал хор из крестьянских мальчиков, репертуар которого составляли народные песни и классические произведения русских композиторов.


Ю. Гончаренко – автор слов «Песня дружбы»

В произведение говорится о великом чувстве, объединяющем народ, дружбе и единении людей. Автор показывает, что любые невзгоды и ненастья надо переживать вместе, «в одном стою». И никакая вражда не разрушит крепкий братский союз.
Музыкально теоретический анализ

Изначально произведение «Песня дружбы» не предполагалось как хоровое. Только в 20 веке русским советским хоровым дирижером, композитором И. Пономарьковым была создана обработка для хора. Форма обработки куплетная (2 куплета). Куплет представляет собой простую, двухчастную, безрепризную форму.

1 часть построена в форме периода неделимого, неповторного, неквадратного строения (4+4+4)

2 часть построена в форме периода делимого на 4 предложения. Период повторного квадратного строения.

Основная тональность F dur.

Каденция 1 периода (серединная) неполная половинная. Приводит звучание хора в доминанту (12 такт)

Заключительная каденция полная совершенная, хоровой унисон (28 такт)

Гармонический язык опирается на главные функции (21-23 такты). При этом в обработке звучат аккорды побочных ступеней (2,6). Новую краску придает повышенная 4 ступень – признак двойной доминанты (10-11 такт)

Ритмическое строение в целом равномерное. Основные длительности: половинные четверти, восьмые. Это соответствует гимническому характеру песни.

Хоровая фактура гомофонно- гармоническая. Ведущая тема в исполнении сопрано поддерживает фон остальных голосов.
Вокально хоровой анализ

Произведение написано для смешанного трехголосного хора. Партитура двухстрочная.

Общий диапазон: до малой октавы – фа второй октавы.

Сопрано: фа первой октавы – фа второй октавы.

Альт: ре первой октавы – до второй октавы

Мужские голоса: до малой октавы- до первой октавы.

Тесситура для всех партий удобная.

Основной характер звуковедения – плотное legato.

Дыхание в паузах через каждые 4 такта. Вдох, как и дирижерский жест, должен быть полным, активным, в соответствии с характером марша произведения.

Вокальные трудности заключаются в чистом строе аккордов. Дирижеру необходимо выстроить аккорды по вертикали вне ритма, чтобы не допустить фальшивого исполнения. В произведении часто встречаются скачки (16, 19, 20, 25-26 такты), их исполнение должно быть уверенным и точным. Основная вокальность трудность заключается в ломаном рисунке. Так как после каждого четырехтакта стоит четвертная пауза, нужно особенно следить за окончаниями слов, «прибирать» их (петь тише).



Дикционные трудности заключаются в произношении шипящих и свистящих согласных, а также их сочетания (11, 14, 17 такты). В окончании всей песни важно «сойтись» в общехоровой октавный унисон.

Исполнительский анализ

Темп произведения – moderato.

Фразировка гибкая. В каждом предложении периода есть логическое ударение, главная кульминация в заключительной каденции.

Динамический план от mf до ff

Размер произведения ¾. Дирижируется по трехдольной дирижерской схеме.

Технические задачи состоят в правильном показе ауфтактов, снятий, смене дирижерской позиции на более высокую при обращении к мужским голосам (7, 13, 17 такты), ритмических особенностях (длинный пунктир), что выражается в разграничении функций правой и левой рук.

Главной задачей является достижение смыслового и художественного образа, чтобы слушатели не остались равнодушными и прочувствовали произведение.