Файл: Основные взгляды на проектирование, проектную деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТИУ В Г.НИЖНЕВАРТОВСКЕ

КАФЕДРА НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО

Сообщение

По дисциплине: Основы проектной деятельности

На тему : Основные взгляды на проектирование, проектную деятельность.

Работу выполнил студент группы НДБоз-22-2

Яковцева Т.Ю.

Работу проверил: Погребная И.А.
 

 

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюивыглядели следующим образом: ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

   проблематизация учебного материала;

   активность ребенка;

   связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Основы проектного обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Цель проектного обучения
состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

   самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

   учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

   приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

   развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа);

   развивают системное мышление.


Классификация проектов.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

•      практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

•      исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

•      информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории;

•      творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

•      ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

 

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

   в определенной степени неповторимы и уникальны;

   направлены на достижение конкретных целей;

   ограничены во времени;

   предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.


Основные требования к использованию метода проектов:

•      Наличие значимой в исследовательском, творческом плане про

блемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

•      Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

•       Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

•      Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

•      Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

 

Учебный проект с точки зрения учащихся

    Это возможность делать что-то интересное самостоятельно,  в группе или самому, максимально используя свои возможности.

   Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

   Это деятельность, направленная на решение конкретной и интересной для ребенка проблемы, сформулированной самим учащимся, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, интересен и значим для самих «открывателей».

Учебный проект с точки зрения учителя

   Это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблем.

 

 

 

 

 

Этапы исследовательской деятельности.

1.Погружение в проект.

Самый короткий, но очень важный этап. Учитель побуждает интерес к теме проекта. Здесь определяются цель, задачи, ставятся проблемы.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения
, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта.


2. Организация деятельности.

Если проект групповой, то необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы. На этом этапе происходит планирование работы над созданием проекта.

Задача - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
3. Осуществление проектной деятельности.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, организацией опытов и экспериментов.
4. Презентация.

Этот этап обязателен и необходим для завершения работы, для анализа проделанного (рефлексия), для самооценки и оценки со стороны. На этапе происходит демонстрация результатов.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал школьников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. 

 

Зачем современному учащемуся необходимо владеть проектированием?

Прежде всего, работа над проектами - способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):

                организационных (регулятивных),


                интеллектуальных (познавательных),

                оценочных (личностных),

                коммуникативных.

Организация массовой работы школьников над проектами позволяет существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

                обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

                научиться применять полученные знания,

                организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.