Файл: Основные взгляды на проектирование, проектную деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ТИУ В Г.НИЖНЕВАРТОВСКЕ
КАФЕДРА НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО
Сообщение
По дисциплине: Основы проектной деятельности
На тему : Основные взгляды на проектирование, проектную деятельность.
Работу выполнил студент группы НДБоз-22-2
Яковцева Т.Ю.
Работу проверил: Погребная И.А.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюивыглядели следующим образом: ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
проблематизация учебного материала;
активность ребенка;
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Основы проектного обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Цель проектного обучения
состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа);
развивают системное мышление.
Классификация проектов.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
• информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории;
• творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
• ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
в определенной степени неповторимы и уникальны;
направлены на достижение конкретных целей;
ограничены во времени;
предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Основные требования к использованию метода проектов:
• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане про
блемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
• Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
Учебный проект с точки зрения учащихся
Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Это деятельность, направленная на решение конкретной и интересной для ребенка проблемы, сформулированной самим учащимся, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, интересен и значим для самих «открывателей».
Учебный проект с точки зрения учителя
Это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблем.
Этапы исследовательской деятельности.
1.Погружение в проект.
Самый короткий, но очень важный этап. Учитель побуждает интерес к теме проекта. Здесь определяются цель, задачи, ставятся проблемы.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения
, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта.
2. Организация деятельности.
Если проект групповой, то необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы. На этом этапе происходит планирование работы над созданием проекта.
Задача - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
3. Осуществление проектной деятельности.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, организацией опытов и экспериментов.
4. Презентация.
Этот этап обязателен и необходим для завершения работы, для анализа проделанного (рефлексия), для самооценки и оценки со стороны. На этапе происходит демонстрация результатов.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал школьников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Зачем современному учащемуся необходимо владеть проектированием?
Прежде всего, работа над проектами - способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
коммуникативных.
Организация массовой работы школьников над проектами позволяет существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.