Файл: Практическая работа 4 Организация обучения продуктивным видам деятельности детей с нарушениями интеллекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

«Организация обучения продуктивным видам деятельности детей с нарушениями интеллекта»
Учебно-исследовательские задания:
Задание 1. Таблица «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»




Дети в норме

Дети с нарушениями в развитии

Развитие познания

Характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Низкая познавательная активность является проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. Познавательные интересы у них выражены крайне слабо

Развитие мышления

Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем. Изменения в мышлении дошкольника связаны во – первых, с проявлением развернутого мыслительного процесса – рассуждения, во – вторых, с перестройкой взаимоотношений между практической и умственной деятельностью, в - третьих, с бурным развитием мыслительных операций.

Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления.

Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление.

Развитие деятельности

Складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).

Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Продуктивная деятельность (изобразительное творчество и конструирование)

Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания рисунков и конструкций. Дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов. Расширяется область творческих проявлений.

Не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Замедленный темп формирования целостного образа предметов



Задание 2. Составить блок-схему «Направления осуществления коррекционного воздействия»

Задание 3. Заполнить таблицу «Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих нарушения интеллекта»

Критерии анализа особенностей изобразительной деятельности детей с проблемами развития

Год обучения

1

2

3

4

Сформированность графических образов (доизобразительное черкания, каракули, фрагментарные изображения, недифференцированная схема, дифференцированная схема)







+

+

завершенность изображений (замкнутость контуров)










+

пропорции рисунка










+

изображение формы предмета










+

детальность изображения










+

использование цвета

+

+

+

+

отображение движения










+

способность соотносить собственные изображения с реальными предметами










+

особенности сюжетного рисунка










+

эмоциональное отношение к деятельности и результату

+

+

+

+


Задание 4. Круглый стол по проблеме «Продуктивная деятельность детей с нарушениями интеллекта в специальном дошкольном учреждении».
Перечень дискуссионных тем для круглого стола

  1. Какова характеристика особенностей развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?


Рисунки умственно отсталых дошкольников имеют следующие характерные особенности:

- неполнота, фрагментарность изображений (только стена или крыша у дома; ствол дерева без веток; «головоног» вместо человека и т.п.);

- отсутствие в рисунках целостного образа («разорванность» изображения, разбросанность элементов по пространству листа бумаги: дверь у дома висит в воздухе, окна размещены вне стен; руки у человека нарисованы отдельно от туловища и т.п.);

- упрощение и искажение формы изображаемых объектов (отсутствие замкнутости при изображении контуров предметов и их частей; уподобление одной формы другой: квадрат в виде круга, круг в виде треугольника; смешение и искажение форм);

- наличие различного рода нелепостей, обусловленных непониманием смысла изображенных частей или деталей предметов (дом с двумя крышами — вверху и внизу; дверь на крыше дома; ветки только с одной стороны дерева и т.п.);

- неправильная передача в рисунке пространственных отношений между элементами одного предмета, перестановка этих элементов и размещение их на листе бумаги изолированно друг от друга;

- отсутствие цветовых характеристик в нарисованных предметах (раскрашивание изображения любым, первым попавшимся карандашом);

- непропорциональность частей рисунка, смещение изображения относительно центра листа, несоответствие размеров рисунка и листа бумаги. Однако эти недостатки характерны также и для нормально развивающихся детей.


  1. Охарактеризуйте особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта?

Для детей с нарушениями интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенка с нарушениями интеллекта. Дети могут уже делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине). У отдельных детей имеется также продвижение в развитии целостного восприятия. В тех случаях, когда им удается выполнить предложенное задание, они пользуются зрительным соотнесением. Однако все это проявляется скорее как тенденция развития. К концу дошкольного возраста лишь немногим более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, с которого дети в норме начинают дошкольный возраст, хотя по способам ориентировки в задании они опережают этот уровень. Перцептивная ориентировка возникает у них на
основе усвоения отдельных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения. В ряде случаев выбор по слову оказывается у детей с нарушениями интеллекта лучше, чем выбор по образцу, так как слово выделяет для ребенка подлежащее восприятию свойство.


  1. Охарактеризуйте этапы формирования изобразительной деятельности у детей с нарушением интеллект?

1. Формирование мотивационо-потребностного плана деятельности. На данном этапе вызываю у детей желание рисовать, лепить, вырезать, на­клеивать. В этом решающую роль играет пример взрос­лого.

Метод «Рука в руке». Удерживая детскую руку в своей руке, я показываю ребенку приемы рисования, аппликации, лепки; затем только поддерживаю руку при выполнении работы, а потом ребенок может научиться самостоятельно выполнять задание.

Прием «Действие по подражанию». Рисую, леплю, выполняю аппликацию на глазах у детей. Для изображения подбираю наиболее привлека­тельные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик.

2. Формирование способов обследования. На данном этапе учу детей обследовать предмет, ощупыва­ть перед лепкой объемные предметы, используя зрительно-двигательное моделирование формы, обведение-выделение пло­ской формы перед рисованием.

Прием «Обследование предмета». Обследование проводится в определенной последова­тельности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве на­туры используются реальные предметы, игрушки, готовые леп­ные поделки.

В ходе обследования очень важно вызвать у детей положи­тельные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыг­рывание предмета, его целостное восприятие. В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полу­ченного изображения я соединяю воспринятое со словом: называет предмет, который дети рисуют, их качества и свойства.

В процессе лепки и рисования с натуры, в ходе занятий аппли­кацией дети воспринимают пространственные отношения пред­метов, их частей. Представление о пространственных отноше­ниях также закрепляются в речи детей.


Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

3. Выработка умения самостоятельно подби­рать необходимые средства для построения различных изображений. На данном этапе дети овладевают умением пользоваться карандашом, кис­точкой, краской. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зри­тельно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.



  1. Какие существуют виды деятельности детей с нарушением развития интеллекта?

Основными видами деятельности детей с нарушением интеллекта, как и нормальных детей, являются игра, учение, труд.

Игра. Игрушка не всегда побуждает ребенка с нарушением интеллекта к деятельности. Он недостаточно активно включается в игру, не может создать самостоятельного игрового замысла, цельную воображаемую игровую ситуацию, а обычно лишь манипулирует игрушками, пробуя различное их использование в различных сочетаниях. Игра ребенка с нарушением интеллекта однообразна. Основное место в ней занимают побочные ассоциации. Случайно подвернувшаяся игрушка или предмет могут направить действие ребенка с нарушением интеллекта по совершенно иному руслу. Его игра носит неорганизованный, хаотический характер. В ней трудно уловить логику и смысл, сюжет. Часто она представляет собой стереотипное действие с игрушкой или такое же стереотипное воспроизведение знакомой ребенку жизненной ситуации. При этом большое значение имеет склонность детей с нарушением интеллекта к подражанию, к имитации. Речь и игровое действие детей-олигофренов не координированы. Нередко высказывания строятся в отрыве от игрового действия или ребенок говорит об игре, но проделывает действия, не соответствующие словам.

Дети с нарушением интеллекта слабо включаются в коллективную игровую деятельность. Они не понимают общего замысла, правил игры и распределения ролей, не проявляют нужной находчивости, сообразительности, ловкости. Ребенок-олигофпен не обладает достаточной координацией действия. Он оказывается способным лишь к второстепенным исполнительским ролям. Однако под влиянием коррекционно-воспитательной работы эти недостатки значительно смягчаются, и педагогам удается вовлечь детей с нарушением интеллекта в коллективную игру, организовать их игровую деятельность вообще. При этом важно подчеркнуть, что результаты этой работы бывают тем выше, чем