ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость


1. Метод научной абстракции

2. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость


1. Метод научной абстракции

Методология экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. При этом экономические процессы и явления рассматриваются как в статике, так и в динамике. Взятые в непрерывном движении и развитии, в переходе из одного качественного состояния в другое, они анализируются с целью выявления и разрешения (снятия) противоречий. Конкретизируя научные выводы в виде тех или иных рекомендаций, экономическая теория выполняет практические функции по разработке основ экономической политики государства.

Приступая к изложению методологии экономической теории, необходимо в первую очередь остановится на методе познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Это достигается путем движения мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:


ЖИВОЕ

СОЗЕРЦАНИЕ

АБСТРАКТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

ПРАКТИКА


На стадии живого созерцания происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов. На этой стадии познания вырабатывается чувственно – наглядное представление об экономических явлениях, их отдельных свойствах. В данном случае мышление носит конкретный характер, оно выступает в таких формах чувственного созерцания, как восприятие, представление об окружающей нас экономической действительности.

Существенные связи между двумя явлениями или отдельными сторонами одного и того же явления, закономерности их развития находят свое выражение в системе понятий, суждений, умозаключений, т.е. в формах абстрактного мышления. В процессе теоретического познания путем мышления вырабатываются обобщенные понятия, отвлеченные от конкретных явлений, но отражающие их основополагающие, сущностные черты и свойства. В результате на стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е. образная ее модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом, на этой стадии мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность, ибо последняя настолько богата и многообразна, что ее просто невозможно описать с помощью какой-либо идеальной модели. При этом главное заключается в том, что в этом нет никакой необходимости, ибо наша «обедненная» идеальная модель призвана отразить в себе лишь то существенное, что свойственно изучаемой нами экономической действительности.


Итак, получив идеальное, мысленное представление об изучаемом экономическом процессе или явлении, мы вынуждены сопоставить его с конкретной хозяйственной действительностью. Таким образом, происходит возвращение к покинутой нами созерцаемой действительности, о которой уже знаем гораздо больше, нежели когда впервые с ней столкнулись в начале процесса познания. Из хаотичного нагромождения конкретных деталей и нюансов изучаемой экономической действительности она превращается в упорядоченную, систематизированную действительность. Эту идеальную модель мы как бы «примеряем» к хозяйственной практике с целью определить, насколько она отвечает требованиям последней. Раскрытая сущность (категории, принципы, законы) получает форму знания, подтвержденного практикой и, следовательно, являющегося истинным. И тем не менее не стоит во всем уповать на реальность. Это обусловлено, во-первых, степенью идентификации восприятия самой реальности, во-вторых, той крайностью, в которую мы иногда впадаем, отторгая идеальность как способ существования реальности.

Для наглядности рассмотрим процесс познания при выработке такой экономической категории, как труд. Предположим, что мы первые исследователи трудовой деятельности, когда в научном обороте просто не существовало понятия «труд». Как бы давно или недавно это ни было, мы всегда столкнемся с весьма разнообразной деятельностью людей. Конкретные виды деятельности мало имеют общего между собой. Во-первых, люди обладают определенными знаниями и опытом в отличных друг от друга сферах деятельности. Во-вторых, они используют в своей деятельности совершенно различные инструменты. В-третьих, у них разные объекты, на которые направлена их деятельность. В-четвертых, результатом их деятельности являются существенно отличающиеся друг от друга продукты.

Очевидно, для раскрытия сущности трудовой деятельности людей необходимо отвлечься от многообразия, красочности или неприглядности трудовой деятельности и сосредоточиться на том, что объединяет все ее виды. Итак, первое, на что следует обратить внимание, - это то что все люди вполне осознанно, а не инстинктивно занимаются своей деятельностью. Отсюда первая черта — это сознательность. В то же время осмысленная деятельность направлена непременно на достижение вполне определенной цели — производство тех или иных благ.

Поэтому еще раз отметим, что труд — это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Эта научная абстракция в форме экономической категории подтверждается хозяйственной практикой. Следовательно, практика установила истинность нашего умозаключения.

Итак, мы рассмотрели метод исследования, который направлен на раскрытие сущности экономических явлений и процессов. Он включает весь путь познания: движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному




2. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость.


Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи.

Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность для человека.

Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферы культуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).

Способность товара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупности механических, физических, химических и других свойств, которыми он обладает. Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства человеческого общества независимо от его общественной формы.

Поскольку товар предназначен для удовлетворения потребностей не товаропроизводителя, а других людей, общества, то и потребительная стоимость товара существует не для его производителя, а для общества, т.е. является общественной потребительной стоимостью. Только в этом случае продукт труда пройдет через отношения обмена, станет товаром. Производителя товара потребительная стоимость интересует лишь постольку, поскольку она связана со способностью товара обмениваться на другие товары. Потребительная стоимость является носителем меновой стоимости товара.

Меновая стоимость - это способность товаров обмениваться друг на друга в определенной пропорции, в определенном количественном отношении.

Соотношения, в которых обмениваются товары, не случайны и обусловлены общим качеством, в одинаковой мере присущим всем товарам и независимым от способов выражения меновой стоимости и натурально-вещественной формы товаров. Таким общим качеством не могут быть физические, химические или какие-либо другие природные свойства, поскольку они различны у разных товаров.

Общим качеством всех товаров, лежащим в основе меновых пропорций, является создавший их труд. Как результат затраты человеческого труда вообще, безотносительно к его конкретной форме, все товары качественно однородны и количественно соизмеримы.

«Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, - писал К. Маркс, - то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости».


Стоимость товара - это затраченный на производство товара и воплощенный в нем общественный труд. Стоимость проявляется при обмене товаров, ее внешним проявлением, формой выступает меновая стоимость.


Различия между потребительной стоимостью и стоимостью заключаются в следующем.


  • Потребительная стоимость товара определяется его естественными свойствами, стоимость - общественными отношениями. В стоимости товаров нет ничего вещественного. Стоимость - это общественное свойство товаров.

  • «...В стоимость, - отмечал К. Маркс, - не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость остается неуловим».

  • Потребительная стоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость - отношения между людьми.

  • Потребительная стоимость существует во всяком обществе, стоимость - только при товарном производстве, товарно-денежных отношениях.

  • Потребительная стоимость различает товары, стоимость делает их сопоставимыми.


«Так как никакой товар, - отмечал К. Маркс, - не может относиться к самому себе как эквиваленту и, следовательно, не может сделать свою естественную наружность выражением своей собственной стоимости, то он должен относиться к другому товару как эквиваленту, или естественную наружность другого товара сделать своей собственной формой стоимости».


















Задачи на применение формулы определения меновой стоимости (менового уравнения) и построения цепочек меновых уравнений

ЗАДАЧА 1

Постановка задачи: Меновое соотношение товаров А и В представляется как 2:3. Как оно изменится, если производительность труда в производстве товара В вырастет в 2 раза.

Технология решения задачи: рост производительности труда изменяет стоимость товара, она уменьшается также, как растет производительность труда. Так как производительность выросла в два раза, то стоимость товара В уменьшилась в два раза. Вместе с изменением стоимости изменяется меновое отношение. Для сохранения эквивалентности обмена с понижением стоимости, товара В необходимо больше в два раза, чтобы обменять на тоже количество товара А. Поэтому меновое отношение станет 2А = 6 В или 1А = 3В.

Ответ: 1А = 3В.

ЗАДАЧА 2

Постановка задачи: Меновое соотношение товаров А, В и С представляется как 4:5:9. Как оно изменится, если производительность труда в производстве товара А вырастет в 2 раза, интенсивность труда в производстве товара В увеличится в З раза, а стоимость товара С увеличится наполовину.

Технология решения задачи: с ростом производительности труда стоимость товара уменьшается также, как растет производительность труда. Следовательно, стоимость товара А уменьшилась в два раза. Рост интенсивности труда приведет к тому, что будет производиться больше товаров, но стоимость единицы не изменяется, следовательно, стоимость товара В не изменится. Стоимость товара С увеличится в 1,5 раз. Все это приведет к изменению меновой стоимости. Если раньше меновое отношение было 4А = 5В = 7С, то теперь для обмена надо 8А, 5В и 6 С.


Ответ: 8А = 5В = 6С.

ЗАДАЧА 3

Постановка задачи: Стоимость двух мобильных телефонов в три раза выше, чем трех утюгов.

Выразите меновую стоимость сначала мобильного телефона, затем утюга.

Технология решения задачи: Если бы мы выражали стоимость каких-нибудь делимых товаров, то меновая стоимость выглядела бы так: 1А = 9/2 В. Но так как утюги делить нельзя, то необходимо привести уравнение к экономическому смыслу и оно будет иметь вид: 2 телефона = 9 утюгов.


Ответ: 2 телефона = 9 утюгов

9 утюгов = 2 телефона.

ЗАДАЧА 4

Постановка задачи: Составьте примеры разных меновых отношений в обмене товаров, удовлетворяющих разную потребность.

Технология решения задачи: например, возьмем два товара – зубную щетку и торт. Затраты труда на производство торта раза в три больше, чем на производство щетки. В результате меновое уравнение может быть:

3 зубные щетки = 1 торт.

Если рассмотреть электрическую зубную щетку, то качество ее значительно больше, чем у простой щетки и затраты на ее производство больше, поэтому меновое уравнение может измениться следующим образом: 1 электрощетка = 1 торт.

Задача 5

Постановка задачи: Как изменится меновая стоимость товаров 18 карандашей = 50 тетрадей,

а) стоимость карандашей возрастет в 2 раза?

б) стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

в) стоимость карандашей упадет в 2 раза, а стоимость тетрадей возрастет в 2 раза?

г) стоимость карандашей возрастет в 2 раза, а стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

Что такое меновая стоимость? Что такое стоимость товара? Объясните связь между стоимостью и меновой стоимостью.

Решение

а) 18 карандашей = 100 тетрадей б) 8 карандашей = 100 тетрадей

в) 18 карандашей = 12,5 тетрадей г) 18 карандашей = 200 тетрадей