Файл: Психологические особенности подростков, как участников буллинга в образовательной среде (клик) Актуальность проблемы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологические особенности подростков, как участников буллинга в образовательной среде

(клик) Актуальность проблемы буллинга заключается в том, что на сегодняшний день так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах. Многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли подростков, по этой причине вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам».

Несмотря на то, что четкого понятия у определения еще нет, все исследователи сходятся в мнении о том, что буллинг – это травля, которая продолжается длительное время, а также имеет физические и психологические проявления.

(клик) Теоретическая значимость научной работы заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его проявления в подростковой среде, а также в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы для изучения особенностей ситуации буллинга в образовательной среде, тем самым расширяя объем уже имеющихся на сегодняшний день знаний в данной области.

(клик) Практическая значимость научной работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для выявления и профилактики буллинга в подростковой среде в образовательных учреждениях.

(клик) Цель: Изучение психологических характеристик подростков, как участников буллинга в образовательной среде.

Гипотеза: Существует взаимосвязь социометрического статуса участников буллинга с их психологическими особенностями.

(клик) Объект: Психологические особенности участников буллинга.

Предмет: Психологические особенности участников буллинга в образовательной среде.

(клик) Задачи:

1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных проблемам насилия и буллинга в образовательной среде.

2. Изучить психологические характеристики участников буллинга в образовательной среде.

3. Разработать рекомендации педагогам по предотвращению ситуации буллинга в образовательной среде.

(клик) Выборка: Подростки в возрасте от 13 до 14 лет, в количестве 23 человек. Выбор класса был обусловлен рекомендацией школьного психолога.


Для достижения поставленной цели исследования был выбран следующий диагностический инструментарий:

1. Метод беседы

2. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут);

3. «Опросник самоотношения» (В.В. Столин и С.Р. Пантилеев);

4. Социометрия (Дж. Морено)

(клик) Группа была выбрана по рекомендации школьного психолога по причине того, что коллектив был переформирован в связи с поступлением новых обучающихся.

  1. По результатам методики «Тест агрессивности» Л. Г. Почебута у 61% респондентов был выявлен низкий уровень предметной агрессии. Это говорит о том, что для таких людей не характерно проявлять агрессию в отношении окружающих его предметов. У 35% - средний уровень, и только у 4% наблюдается высокий уровень предметной агрессии.

У 52% респондентов наблюдается низкий уровень эмоциональной агрессии. Средний уровень эмоциональной агрессии выявлен у 27% и высокий уровень у 21%.

Низкий уровень самоагрессии наблюдается у 44% респондентов. У 35% - средний уровень самоагрессии, а у 21% респондентов выявлен высокий уровень самоагрессии, что может быть вызвано неуверенностью в себе.

Общий уровень агрессии наблюдается у 56% - низкий, а у 44% респондентов – средний. Среди опрашиваемых не наблюдается высокий уровень общей агрессии.

(клик) 2. При проведении корреляционного анализа удалось выявить обратную связь на уровне значимости p ≥ 0,05 между шкалами "эмоциональная агрессия" и "самоагрессия" теста агрессивности и шкалой "самоуверенность" опросника самоотношения.

Также была обнаружена прямая связь на уровне значимости p ≥ 0,05 между шкалой "предметная агрессия" и общим результатом теста агрессивности и шкалой "самообвинение" опросника самоотношения. 

Кроме того, выявлена обратная связь между шкалой "самоагрессия" и общим результатом теста агрессивности, и шкалой "самопринятие" опросника самоотношения, уровень значимости p ≤ 0,05.

(клик)3. По результатам методики «Социометрия» удалось определить 5 статусных групп. Статусная группа позволяет увидеть динамику положительных и отрицательных выборов испытуемых друг другом.

(клик)4. Для сравнения психологических особенностей у представителей разных статусных групп был использован U-критерий Манна Уитни. По полученным данным можно увидеть, что всего один показатель статистически значим. Таким образом, нам удалось определить расхождение по шкале самообвинение между респондентами, попавшими в статусную группу «звезды» и между респондентами из группы «принятых». Никаких расхождений по шкалам двух методик между группой «звезды» и группами «пренебрегаемые» и «отвергаемые» в ходе исследования обнаружить не удалось.



5. Стоит отметить, что экспериментальная группа была выбрана по рекомендации школьного психолога, так как класс на момент эксперимента был сформирован совсем недавно, и дети учились в таком составе меньше 3 месяцев, что и привлекло внимание психолога. Из беседы с классным руководителем испытуемых и психологом удалось узнать, что вошедшие в группы «звезды» и «предпочитаемые», а также частично «принятые» респонденты продолжали учиться вместе и до того, как в класс поступили новые обучающиеся. Таким образом, в оставшиеся группы вошли подростки, недавно вошедшие в коллектив. Эта информация объясняет полученные нами неявные расхождения.

(клик) Перейдем к выводам:

1. Среди всех респондентов большая часть имеет низкий уровень предметной, эмоциональной, а также самоагрессии, а наименьшая часть высокий уровень.

2. В ходе исследования была выявлена закономерность: респонденты, которые обучались в классе более длительное время попали в такие статусные группы как «звезды» и «предпочитаемые» и частично «принятые». В то время как подростки, недавно пришедшие в коллектив были распределены в группы «пренебрегаемые» и «отвергаемые». Это говорит о том, что школьному психологу необходимо направить свое внимание именно на вторую группу респондентов, а также уделить внимание адаптации подростков в новом коллективе.

3. Между социометрическим статусом и показателем самообвинения есть непосредственная связь. Такой показатель чаще всего не встречается у подростков, которые попали в статусную группу «звёзд».

4. Некоторые параметры проявления агрессивности подростков связаны с их самоотношением. В ходе исследования была выявлена закономерность: для людей с высоким уровнем «самообвинения» характерно проявление предметной агрессии.

Критерий Спирмена (коэффициент ранговой корреляции) – статистический критерий ранговой корреляции, который не требует, чтобы данные были распределены по нормальному закону, а также не требует большой выборки.

U-критерий Манна-Уитни – непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. 


Пирсона - Параметрический критерий , который используется в случае , чтобы понять характер связи между показателями и ответить на вопрос как один показатель меняется в ответ на другой , ну и если выбирать между критерием спирмана и Пирсона, то здесь играет роль нормальное распределение ( значение близки к среднему и кол-во человек более 35)

Программа профилактики буллинга среди подростков

Цель: профилактика буллинга в подростковом возрасте.

Задачи: • оптимизация межличностных и межгрупповых отношений; • формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте; • развитие толерантности, эмпатии.

Включает 16 занятий, продолжительность – 60 минут. Интенсивность–1-2 раза в неделю. Преимущественно групповая работа.

Структура занятия:

Вводная часть - набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности.

Основной этап - беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия.

Рефлексия - в конце каждого занятия участники делятся своими чувствами.

Основу программы составляют различные игры и упражнения. Педагог-психолог по своему усмотрению может их группировать и сочетать - в зависимости от целей, которые он поставил, работая со школьниками по проблеме профилактики буллинга. После каждого занятия дается домашнее задание, которое обсуждается в начале следующего.