Файл: Особенности словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 809
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Т.Н. Ушаковой были сделаны выводы, свидетельствующие о слабой
готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к выполнению базовых словообразовательных операций. Дети с ОНР значительно отстают от сверстников с нормально развитой речью даже при проведении простейших операций выделения словообразовательных морфем из состава слова. У детей с ОНРотмечен низкий уровень сформированности предпосылок для развития словообразования. Причем наблюдается недостаточность как речевых условий (скудость первичного словаря мотивированной лексики, ограниченность использования производных форм в активном и пассивном плане), так и условий когнитивных (слабость мотивационной сферы, недостаточностьобъема зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд, неточность спецификации ситуации и т.д.). Значительно нарушены все компоненты интегративных операций и правила их проведения: выбор мотивирующей основы, нахождение в долговременной памяти нужной словообразовательной морфемы и синтезирование ее с производящей основой [Ушакова, 2015].
Таким образом, у детей с ОНР в большей степени страдает словообразование прилагательных, т.к. для того, чтобы они появились у ребенка должны быть сформированы сложные процессы анализа признаков, соотнесение их с единицами и элементами языка, вычленение значимых компонентов слова (морфем), соотнесение определённого значения морфемы с её звучанием и закреплением связи значения и звучания морфемы и формированием словообразовательной модели-типа.
У детей с ОНР не развиты продуктивные модели-типы, отсутствует словообразовательная парадигма, в результате чего, дети пользуются словообразовательными элементами (при словообразовании прилагательных это суффиксы) без учета их семантики. Несмотря на то, что дети с ОНР лучше усваивают притяжательные прилагательные, образовывают они их хуже, чем качественные и относительные прилагательные. А ведь притяжательные прилагательные способствуют развитию операций языкового анализа и синтеза, овладению приемами сравнения, обобщения, определению сходства и различия в семантике и формально-языковых признаках родственных слов. В результате всего этого нарушается функционирование речи в целом.
Выводы по первой главе
Процесс формирования навыка словообразования у ребенка является сложным процессом. В основе усвоения способов словообразования лежат сложные процессы анализа признаков и действий предметов, соотнесения их с единицами и элементами языка, вычленение значимых компонентов слова (морфем), соотнесение определенного значения морфемы с ее звучанием и закреплением связи значения и звучания морфемы и формированием словообразовательной модели-типа.
Дети в процессе речевого онтогенеза, прежде всего, усваивают лексическое значение корня слова, а словообразующие морфемы усваивают гораздо позже. Прилагательные появляются очень поздно. У детей с нормальным речевым развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен. Трудность освоения словообразованием имен прилагательных у детей с ОНР связана с тем, что у них возникают проблемы в усвоении операций языкового анализа и синтеза, в овладении приемами сравнения, обобщения, определения сходства и различия в семантике и формально-языковых признаках родственных слов.
Глава II. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
2.1. Цель, задачи и организация проведенного исследования.
Исследование проводилось в период с января по февраль 2022 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 г. Льгова».
Цель проведенного исследования состояла в изучении особенностей словообразования на примере имен прилагательных у дошкольников с ОНР и нормальным уровнем речевого развития. В исследовании приняли участие 2 группы детей. В качестве экспериментальной группы исследования выступили дети старшего дошкольного возраста,имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии «Общее недоразвитие речи, IIIуровень речевого развития». В контрольную группу вошли дети без речевой патологии, также в количестве 12 человек.
C целью выявления своеобразия сформированости процесса словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНРпроводилось опытно-экспериментальное исследование с ….января по……февраля 2022 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 г. Льгова».
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу, содержащую диагностические материалы по теме исследования;
2) сформировать экспериментальную (дети с ОНР) и контрольную (дети без особенностей в речевом развитии) группы на основе предварительного изучения сопровождающей медико-психолого-педагогической документации, наблюдения, бесед с педагогическим коллективом и т.д.;
3) разработать программу обследования сформированности процесса словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
4) осуществить диагностику процесса словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с первичным дефицитом средств общения и нормативным речевым развитием в формате констатирующего эксперимента;
5) провести качественный, количественный и многоаспектный сравнительный анализ полученных данных.
Исследование включало три этапа, каждый из которых обеспечивал реализацию сформулированных выше задач.
1 ЭТАП экспериментально-исследовательской работы был направлен на:
• формирование экспериментальной группы на основе наблюдения, беседы с учителями-логопедами, воспитателями, изучения сопровождающей документации на детей, принявших участие в эксперименте;
• анализ научно-практических диагностических материалов с целью разработки программы и содержания констатирующего эксперимента.
2 ЭТАП – констатирующий эксперимент, который заключался в выявлении и интерпретации данных по выявлению сформированности процесса словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с первичным дефицитом средств общения.
Был отобран соответствующий возрасту и уровню знаний диагностический материал и методики его применения.
3 ЭТАП – рефлексия: проведение качественного, количественного и сравнительного анализа полученных в ходе эксперимента данных.
Для определения состояния словаря качественных прилагательныхдетей старшего дошкольного возраста была предложена методика О.Б. Иншаковой.
При проверке уровня развития словаря основное внимание обращаетсяна качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка.
Исследование объёма активного словаря качественных прилагательных.
Материал исследования: предметные картинки, речевой материал.
Процедура и инструкция:
Задание 1. «Назови, какой формы эти предметы».
Инструкция: Перед ребёнком раскладывается 5 картинок фигур, разнойформы и далее задастся вопрос «назови, какой формы этот предмет?».
Оценка результатов:
5 баллов - ребёнок называет правильно все 5 слов.
4 балла – ребёнок называет все слова, но совершает ошибки, припредъявлении помощи экспериментатора ошибки исправляются.
3 балла – ребёнок называет все слова, но присутствует много ошибокпри оказании стимулирующей помощи ошибки все равно неисправлены.
2-0 баллов – отказ от выполнения задания.
Задание 2. «Назови, какого цвета эти предметы».
Инструкция: Перед ребёнком раскладывается серия картинок, разныхпредметов с разными цветами и задастся вопрос «Назови какого цвета, этот предмет?».
Оценка результатов:
5 баллов - ребёнок называет правильно все 13 слов.
Задание 3. «Назвать какие на вкус нарисованные фрукты, овощи».
Инструкция: Перед ребенком раскладывается 6 картинок с разныминарисованными овощами и фруктами и далее экспериментатор задает вопрос
«Назови мне, а какой на вкус этот овощ, фрукт?».
Оценка результатов:
5 баллов - ребёнок называет правильно все 6 слов.
Задание 4. «Назови кокой хвост и т.д.?»
Инструкция: Экспериментатор раскладывает 3 картинки передребенком и задает вопрос: «А какой хвост у белки и т.д?».
Задание 5. «Определи, какой чай в этом чайнике (горячий)» и т.д.
Инструкция: передребёнком раскладывается 3 картинки и далееследует вопрос «А какая елка на этой картинке? И т.д.».
По результатам всех заданий, баллы суммировались и соотносились суровнем успешности выполнения заданий, где:
Высокий уровень успешности – 25-21 балл
Средний уровень успешности – 20 – 16 баллов
Низкий уровень успешности – 15 – 0 баллов
2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента
В эксперименте приняли участие двенадцать детей в возрасте 6 лет. Исследование проводились во вторую половину дня в доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Основной целью исследования было выявление уровня развития словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Результаты исследования представлены в таблице 2.1.
таблица 2.1.
Результаты исследования группы
Дети | Задания | | | Общий балл | Процентный показатель | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Марина А. | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 18 | 72% |
Кирилл З. | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 17 | 68% |
Дмитрий М. | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 20 | 80% |
Евангелина А. | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 18 | 72% |
Марьяна Ш. | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 21 | 84% |
Виктория Д. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 19 | 76% |
Макар Р. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | 60% |
Олег.П | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 | 68% |
Александр К. | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 19 | 76% |
Анна Ю. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 40% |
Ефросинья Д. | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 16 | 64% |
Любовь Р. | 2 | 5 | 3 | 4 | 2 | 16 | 64% |
Средний балл по группе | 17,1% |