Файл: Особенности словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 811

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основе полученных результатов мы составили диаграмму (см. рис.2.1.), которая дает возможность наглядно увидеть уровень успешности выполнения заданий для исследования объёма активного словаря качественных прилагательных.



Рис.2.1.Результаты по выявлению уровня развития словаря качественных прилагательных
Методика направлена на выявление у детей объема активного словаря качественных прилагательных, по предлагаемым картинкам в 5 заданиях.

Задание 1. «Назови, какой формы эти предметы». Пяти баллов не набрал ни один ребенок. Но, при предъявлении помощи, дети исправляли названные слова. Кирилл испытывал трудности в названии пирамиды, сначала молчал, потом правильно показал форму жестами в воздухе, затем сказал «триуголичная». Помощь в правильном названии фигуры, ему была предоставлена. Марина, очень долго отвечала, про каждую фигуру, но назвала все. Ошибки были, в названии формы мяча – «надутый» и в названии вагонов поезда «квадратные». Большинство детей делали ошибки не во всех названиях фигур, а после подсказок и помощи, исправлялись и говорили правильное название. Анна отказалась выполнять задание, даже когда была предложена помощь, она долго сидела, молчала. На предложение помощи девочка ответила отказом. Дети, набравшие 3 балла- назвали все фигуры, но при этом было совершено много ошибок.

Задание 2. «Назови, какого цвета эти предметы» - больше половины детей, допускали ошибки. Семеро детей делали много ошибок, в названии цветов, когда была предоставлена помощь, дети все равно не понимали значения этого слова и не исправляли ошибку. Лена ошибалась в названии: фиолетового - «темно синий», коричневого - «грязевой», голубой - «ярко синенький». С этим заданием хорошо справились, только Алина и Тимур, назвав все цвета без ошибок и без подсказок.

Задание 3.«Назвать какие на вкус нарисованные фрукты, овощи» - в этом задании грубые ошибки допускали четверо детей, делав практически одни и те же ошибки. Пример: «клубника-пупырчатая», «лимон-неприятный», при этом не могли понять своих ошибок и исправить их, когда была предложена помощь. Другие дети, делали мало ошибок, в дальнейшем охотно их исправляли. Александр не смог сразу назвать какое на вкус яблоко, выкрикнув «сладочное», но потом ошибка была исправлена. Также проблема возникла при объяснении вкуса огурца «никакого нету вкуса у него». Разобравшись и подумав, с маленькой помощью он все-таки ответил «сочный, хрустящий». Макар неправильно назвал вкусы: клубники, огурца, лимона. Допущенные ошибки с предложенной помощью были исправлены.


Задание 4. «Какой, у белки хвост?» (пушистый) и т.д. по картинкам. Некоторые дети, не понимали вопроса. Допустило больше всего ошибок в этом задании четверо детей, при обращении к ним с помощью и подсказками, они все равно не понимала, в чем ошибки. Например, Ефросинья при вопросе, «Какие у ежа иголки?», долго думала, не могла подобрать нужного слова, на вопрос, «какой стакан?» следовали ответы: «некрасивый, изрисованный». У белки хвост был «вот такой» показывала жестом форму хвоста, а не его значение по ощущениям. Один Олег с этим заданием справился без ошибок. У других детей проявлялись трудности в названии 40 стакана. Марьяна сказала«маленький», Олег сказал, что у ежика «острые» иголки.

Задание 5.«Определи, какой чай в этом чайнике (горячий)» и т.д.– Все дети, допустили ошибки в этом задании. Дмитрий, был уже утомлен, задание давалось ему сложно, следовали подсказки ему, но ответы его были неточными, неправильными, желание исправлять ответы отсутствовало: в чайнике чай «зеленый», дождь летом «грустный», а снег на ощупь какой «не знаю». Большинство детей затруднялись, при ответе на вопрос «какой летом дождь?» давая неверные ответы: «маленький, с радугой». Дети, даже когда была предложена помощь все равно, не могли понять значение правильного слова, и не хотели исправлять свое. Кирилл отказался выполнять задание, сказав «я устал, мне не интересно». Из этого следует, что дети в употреблении качественных прилагательных допускают множество ошибок.

Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: У ребят с общим недоразвитием речи динамичный словарь ниже общепризнанной возрастной нормы. Значительным минусом восприятия у таких детей с общим недоразвитием речи представляется существенное замедление процесса обработки информации, которая поступает через органы чувств. В условиях временного восприятия тех или иных явлений или объектов многие детали остаются "никак не схваченными". Ребята с общим недоразвитием речи усваивают за определенное время меньший размер материала, чем естественно развивающиеся ровесники. Кроме того, у ребят появляются затруднения, в том числе и при установлении цвета, а еще формы объекта. А еще при обследовании, имелись частые замены, что заявляют нам о том, что эти ребята никак не акцентируют значимых свойств, не дифференцируют свойства объектов. Обследование показывает нам маленький уровень формирования качественных прилагательных у ребят с общим недоразвитием выступления.




2.3. Методические рекомендации по развитию имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены проблемы в развитии словаря качественных прилагательных старших дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом результатов проведенного эксперимента нами были разработаны методические рекомендации, направленные на совершенствование словаря качественных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Рекомендации для учителя-логопеда.

Логопедическую работу по коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи следует проводить с использованием различных методов и приемов.

  1. Наглядныеметоды – наблюдения (осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов), рассматривание, описание, придумывание сюжетных рассказов.

  2. Словесные методы – чтение художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа.

  3. Практические методы – дидактическая игра, игры – занятия, игры – инсценировки.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.

Прием – это элемент метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на:

1.Словесные приемы – повторение, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

2.Наглядныеприемы – показ картинки, игрушки, движения или действий,показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.

3. Игровые приемы – интригующая интонация голоса, утрированно озабоченная интонация голоса, использование небылиц, перевертышей, введение в игру игрового персонажа употребление игровой формы оценки (фишки, фанты и т.д.). Основной метод, используемый в работе с детьми дошкольного возраста -это наглядный метод, в котором в данную очередь используются все приемы.

Существуют различные способы обучения детей использованию в речи имен прилагательных. Обучение данной части речи проходитне только лишь в упражнениях по формированию речи, но назанятияхматематики (цвет, размер, сравнение), изобразительногоискусстваихудожественноготруда (рассматриваниеиописание предметов,сравнениепредметовпо цвету, размерам,свойствам и т.д.),назанятияхфизической культурой (оценкавыполненияданногозаданиятемилиинымребенком),музыки(припрослушивании) и т.д. Длятого,чтобыребенокпонялсмыслтогоилииногопризнакапредмета,намоченьважно,чтобыонпонималистинноезначениеданногослова.


Знаяоразвитииречивонтогенезе,мыимеемполноепредставлениеотом,какиечастиречинаходятсяуребенкавстадииформирования. Значительныйскачоквовладенииприлагательнымиприходитсянастаршийиподготовительныйвозраст, т.к.именновэтотпериодребенокболее продуктивно вычленяетизязыковогоматериаладробныеэлементыиовладеваетихзнаковымхарактером.

Также ниже представлены игры и упражнения на улучшения словаря качественных прилагательных.


Игры и игровые упражнения по усовершенствованиюдетьми качественных прилагательных.

1)«Сказки про игрушки»

Цель: обучение соотнесения объектов с их вербальным обозначением.

Средства обучения: «Илюшины игрушки» (сюжетная картинка); игрушки: мохнатый мишка, желтый паровоз, пожарная машина, блестящая дудочка, белая лошадка, пушистый цыпленок, большой барабан.

Ход: логопед выставляет на наборное полотно картинка и читает художественное произведение, при этом демонстрирует участвующие игрушки. Далее логопед просит показать и назвать игрушки, обращая их внимание на один существенный признак каждой.

  • Покажи паровоз.

  • Паровоз, какого цвета?Какой он? (желтый)

Если дети затрудняются, то логопед произносит слово самостоятельно и просит (по возможности) повторить.

2) Упражнение «Покажи-ка».

Цели: развитие зрительного и слухового внимания; учатся соотносит словесные обозначения предметов (синий, красный, маленький, большой,) с их признаками.

Средства обучения: Маленький синий мяч, большой красный мяч.

Ход занятия: у логопедав руках два мяча, и он по очереди акцентирует внимание детей то на одном, то на другом - И это мяч и это мяч.

  • Это маленький мяч, это большой мяч.

  • Это синий мяч, это красный мяч.

Далее логопед просит детей показать маленький мяч и большой мяч; красный мяч и синий мяч.

3) Упражнение: «Будь внимательным». (Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Посуда»)

Цели: научить ребенка правильно разгруппировывать предметы поих цвету;развитие зрительного внимания;закрепление знания основных цветов и умения их различать;обучение детей согласованию прилагательных с существительным в роде и числе.

Оборудование: Четыре комплекта предметных картинок красного, желтого, зеленого и синего цветов, а также набор черно- белых картинок с не закрашенными изображениями.

Описание: Логопед помещает на наборное полотно комплект черно- белых картинок и предлагает детям назвать и показать нарисованные предметы. После этого детиполучают задание собрать комплект картинок определенного цвета, раскладывая перед детьми 4 комплекта цветныхкартинок. Когда дети выполнили задание