Файл: Особенности словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 810

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, логопед просит каждого ребенка назвать свои картинки: «Красный шарф, красное платье, красная шапка, красные носкии т.п.»

4)Дидактическая игра: «Большой – маленький».

Цели: пополнение активного словаря прилагательными большой – маленький; обучение сравнению различных по величине предметов; Развитие слухоречевой памяти.

Оборудование: Сюжетная картинка «Одежда для медвежат»,наборное полотно.

Описание: на наборное полотнопомещают картинку, и предлагает детям показать и назвать большого мишку и маленького мишку. Объясняет, что большому мишке нужна большая картинка, а маленькому - маленькая. Далее просит ребят подобрать одежду сначала для большого мишки, а затем для маленького.

5)Дидактическая игра: «У кого?».

Цели: формирование грамматического строя речи; обучение употреблению в речи предлога в значении у кого; расширение словаря прилагательными; закрепление знания и различения основных цветов; развитие зрительного восприятия.

Оборудование: предметные картинки по теме красного, желтого, зеленого и синего цветов.

Описание: Логопед раздает детям картинки с изображением одного итогоже предмета (посуды), но разных цветов. Затем задает детям вопросы, по возможности требуя полногоответа:

-У кого красная чашка?(У Алеши красная чашка) - У кого зеленое блюдце?(У Ани зеленое блюдце) и т.п.

6) Игра: «Кому что дать?».

Цели:закрепление знанияи различения основных цветов, умения называть их; учить согласовывать имена существительные с прилагательными в роде.

Оборудование: предметная картинка с изображением цыплят в кепках 4 основных цветов,4 комплекта игрушек красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Описание: Логопед рассматривает вместе с ребенком картинки, просит назвать игрушки. Далее логопед обращает внимание детей, что у цыплят кепки разного цвета и просит подобрать цыпленку в синей кепке - синие игрушки, цыпленку в красной кепке -красные игрушки, цыпленку в желтой кепке -желтые игрушки, а цыпленку в зеленой кепке -зеленые игрушки.

7) Игра: «Кастрюли и сковородки».

Цели: активизировать словарь за счет слов, обозначающих предметы кухонной посуды; образовывать слова при помощи суффиксов; согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе;использовать вречи сравнительную степень прилагательных.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением кухни; большая, средняя и маленькая сковородки; большая, средняя и маленькая кастрюли; 3 поварешки с ручками разной длины.


Описание: Логопед предлагает рассмотреть ребенку предметные картинкис изображением кастрюль и просит детей назвать их:маленькая кастрюлечка, средняя кастрюлька, большая кастрюля.Далее логопед предлагает детям найти для каждой кастрюли место наполке. Просит назвать величину каждой кастрюли.По аналогии проводится игра со сковородками.

Затем спрашивает у детей, чем отличаютсяповарежки. Объясняет, что у всех поварешек ручки разной длины, предлагая изменить слова по образцу: длинная -длиннее, короткая – (короче). Логопед обращает внимание детей, что вся посуда -кухонная.

8) Игра: «Мы -аккуратные».

Цели: учить различать иназывать предметы по форме (круг, овал, треугольник, квадрат)

Оборудование: сюжетная картинка с изображенными на ней коротышками за столом, салфетки круглой, овальной, квадратной,треугольной формы, разные по цвету (розовая, сиреневая, голубая, красная) и величине.

Описание: Логопед показывает детям предметные картинки с салфетками разной формы и просит назвать, какую фигуру напоминает каждая салфетка. Объясняет детям, что после еды принято вытирать губы салфеткой.

  • Коротышки очень аккуратные, они всегда вытирают губы салфеткой после еды.

Далее логопед просит показать салфетку, похожую на круг, спрашивает про ее цвет и величину. Аналогично проводится работа с салфетками другой формы.

9) Игра: «Скажи наоборот».

Цели: научитьдетей подбирать слова спротивоположным значением, согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: резиновый мячик.

Описание: Логопед называет слово, бросает мяч кому -либо из детей и просит ребенка назвать словос противоположным значением.

  • мокрый -сухой, веселый -грустный, добрый -сердитый, толстый -тонкий, чистый -грязный и т.п.

В период начального ввода в активный словарь ребенка антонимов, рекомендовано проводить данную игру с опорой на наглядность.

10) Упражнение: «Скажи ласково».

Цели: учить ребенка образовывать имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением.

Описание: Логопед предлагает закончить фразу, назвать ласково:

Свинья толстая, а поросенок- (толстенький).

Хвост у собаки тонкий, а у щенка – (тоненький).

Кот худой, а котенок – (худенький).

Конь белый, а жеребенок – (беленький).

11) Игра: «Маленькие художники».



Цели: развитие световосприятия и цветоразличения;совершенствование грамматического строя речи (согласование качественныхприлагательных с существительными).

Оборудование: черно- белые картинки с изображением яблока, винограда, лимона, сливы, баклажана, кабачка, помидора, апельсина, груши, моркови, редиски, репы; кружки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, черного, зеленого цветов.

Описание: Логопед предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках овощи и фрукты и назвать их, назвать какого цвета кружки они видят. Далее дети выбирают по одному овощу или фрукту, вспоминают, какого он цвета, закрывают картинку кружком соответствующего цвета Морковь (какая?) оранжевая; Помидор (какой?) красный и т.п.

  1. Рекомендации для логопеда по работе с родителями.

Главным обстоятельством для этого, для того чтобы ребёнок овладел точной речью, представляется та речевая обстановка, в какую он погружен с первых дней своего жизни. Вследствие этого с целью освоения грамотной речью сверхценно важна значимость семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за вами готовый ответ. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

1. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Красный -…дом, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание.

2.«Четвертый лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: круглый,кислый,умный,поспела.

3. «Посчитай». Считаем все, что можно посчитать. Например, одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.

4.«Скажи наоборот». Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот». Например, широкий - узкий…, маленький- …, богатый -… и т.п.


5. «Подбери слово» Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например, «Назови фрукт, описание которого начинается на букву с» (сладкий, спелый)

6. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

Выводы по второй главе:

Изучив теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования, нами был организован эксперимент, целью которого было выявить сформированность словаря качественных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В ходе исследования детям предлагались различные виды заданий. В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи активный словарь ниже возрастной нормы. Возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. А еще при обследовании, были частые замены, которые говорят нам о том, что эти дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. В связи с этим в группе следует проводить работу по совершенствованию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом результатов проведенного эксперимента нами были разработаны методические рекомендации, направленные на развитие качественных прилагательных, они обеспечат эффективное развитие словаря качественных прилагательных в экспрессивной речи, вызывавшей большие затруднения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая наше исследование развития словаря качественных прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы.

Общее недоразвитие речи включает в себя различные расстройства речи, при которых нарушено развитие всех без исключения частей вербальной системы фонетики (звуковой стороны) и лексики, грамматики (смысловой стороны). Общее недоразвитие речи обычно наблюдается при детской речевой патологии (сложных формах): афазии (всегда), алалии, а также дизартрии (иногда), ринолалии.

В настоящее время проблема развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи очень актуальна. Плохая речевая работа проявляет отрицательное воздействие на все области личности ребенка: усложняется формирование его познавательной работы, уменьшается эффективность запоминания, срывается логичная память.


Анализ литературных данных показал нам потребность раскрытия степени освоения словарем качественных прилагательных ребятами с нарушениями речи. В исследовании приняли участиеобучающиеся МБДОУ Детский сад №3 г. Льгова. 12 детей с группы «компенсирующей направленности, с тяжелыми нарушениями речи» с общим недоразвитием речи, III уровня речевого развития.

Целью наше эксперимента было выявить уровень развития активного словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи. Исследование итогов изучения позволило совершить последующие выводы:

1. Ребята с общим недоразвитием речи принимают за четко установленное время минимальный объем материала, в отличие от естественно формирующихся ровесников. У них замечается незначительный 53 уровень интереса и крайняя неусидчивость. Это говорит о этом, что из-за нейропсихологических специфик у ребят с общим недоразвитием речи в дошкольный этап не накапливается необходимого речевого навыка.

2. У предоставленной группы ребят появляются затруднения, в том числе и при форме объекта, а также при нахождении цвета, и описания какой предмет на вкус, на ощупь. Также при обследовании качественных прилагательных, было много замен, что говорит о том, что эти ребята никак не выделяют значительных особенностей, никак не дифференцируют свойства предметов.

После проведения констатирующего эксперимента, нами были разработаны методические рекомендации для совершенствования словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи. Цель нашего исследования достигнута. Также подтвердились и были выполнены задачи.
Библиографический список:


  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро – и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2016. – 216 с.

  2. Барменкова Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: М., 2020.

  3. Бобунова М.А. Русская лексикография ХХI века. – М.: Флинта, 2013. – 192 с.

  4. Бондаренко М.А. Введение в языкознание. – Тула: Тульский ун-т, 2019. –391 с.

  5. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: Высшая школа,

2017. – 416 с.

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык:Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2018. - 528 с.

  2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 382 с.

  3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей снарушениями речи. – М.: Детство – пресс, 2021. – 144 с.

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008. – 384 с.

  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Подред. Д. Б. Эльконина. – М. Педагогика, 2019.

  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Изд-во «Творческийцентр Сфера», 2017. - 470 с.

  7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:Методическое пособие. – М.: Айрис - пресс, 2015. – 69 с.

  8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис – пресс, 2018. – 448 с.

  9. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. – М.: Соц.-полит, журн., 2021. – 96 с.

  10. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ проблемы обучения. – М.: Русский язык, 2021.

  11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М, 2005. – 79с.

  12. Иванова А. И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2009. -№3. – С. 24-31.

  13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2014. – 280 с.

  14. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей снедостатками произношения. // Логопедия: методическое наследие / Подред.Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. 4 «Нарушения письменной речи». – М.:Владос, 2023.

  15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до17 лет). – М.: Изд-во РОУ, 2016. – 128 с.

  16. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушенийчтения и письма у младших школьников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2021 –224с.

  17. Лалаева Р. И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младшихшкольников. Диагностика и коррекция - Ростов н/Д: «Феникс», СПб:«Союз», 2021. – 239 с.

  18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматическогостроя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во«СОЮЗ», 2021. – 249 с.

  19. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. – М.:Просвещение, Просвещение, 2018. – 325 с.

  20. Литневская Е.И. Русский язык. – М.: Издательство Московского университета, ЧеРо, 2016. – 265 с.

  21. Лихтман Р. Л. К вопросу об основных понятиях словообразования//Известия АН СССР, Сер. лит и яз., 2021, Т. 32, С. 132,Вып. 2.

  22. Лурия А.Р. Общая психология. – СПб.: Лань, 2015. – 600 с.

  23. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.:Издательский центр «Академия», 2022. - 352с.

  24. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. – М.: Изд-воМГУ, 2018. – 320 с.

  25. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2014.

  26. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Изд.центр «Академия», 2022.

  27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. –М.:Издательский центр «Академия», 2017. – 200 с.

  28. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2018 - 384с.

  29. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 -6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2017. – 224 с.

  30. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. –2015. - №5. С. 7-14.

  31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 2014. – 103 с.

  32. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 240 с.

  33. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая сторона речи. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

  34. Эльконин Д.Б. Развитие речи. // Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2017, с. 115-182.