Файл: Особенности развития детей в различные возрастные периоды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности развития детей в различные возрастные периоды | |||
Период новорожденности | Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за легкого дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. Новообразование Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Ведущие виды деятельности Эмоциональное общение со взрослым. В процессе взаимо-действия с матерью у ребенке проявляется активная реакция на мать (любого взрослого человека) - это «Комплекс оживления». | Особая пора в развитии ребёнка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов. -Во-первых, младенец даже биологически - беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. -Во-вторых, будучи вплетённым в социальное, ребёнок лишён основного средства общения - речи. Всей организацией жизни ребёнок принуждён к максимальному общению со взрослыми но это общение своеобразное - бессловесное. Новообразование Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах. Ведущие виды деятельности Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым. Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта, звуков, слов. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее. | Ребенок приобретает некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания. он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Овладение ходьбой развивает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места. Совершенствуются двигательные навыки, в частности развивается грубая и тонкая моторика. А совершенствование движений стимулирует появление инициативных движений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а отсюда и развитие творческих действий. Новообразование Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами. Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь. Ведущие виды деятельности Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность. | Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей. С одной стороны, взрослый создает условия для систематического обучения и воспитания, а с другой – «детское общество», с которым ребенок договаривается и совместно действует: в процессе этой деятельности создается общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен. Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется: осознанием собственного «Я», осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Социальная ситуация развития выражается во всех видах деятельности, и прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Новообразование На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Ведущие виды деятельности возникновение первого детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалистское мировоззрение – все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. |