Файл: строчная буква ш.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект пробного урока по обучению грамоте (письмо), проведенного Мошковой Ксенией Сергеевной в 12 классе базовой школы 16.12.21г.

УМК: «Школа России»

Тема: «строчная буква «ш»

Цель урока: создание благоприятных условий для каллиграфического написания строчной буквы «ш» в слогах, словах, предложениях.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированный

Задачи урока:

1) Предметные:

• развивать фонемные умения обучающихся, фонематический слух;

• учить писать под диктовку;

• формировать навык каллиграфического письма строчной буквы «ш»;

• учить правильно называть элементы строчной буквы «ш»;

• учить писать строчную букву «ш» в соответствии с образцом;

• учить анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (подчёркивать), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма;

• учить соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;

• учить писать слоги, слова, предложения с изученной буквой;

• проводить пропедевтику навыка грамотного письма;

• проводить пропедевтику грамматических знаний;

• совершенствовать навык правильной посадки;

• развивать мелкую моторику;

• учить ориентироваться в пространстве тетради.

2)Метапредметные:

1. Познавательные УУД

• развивать внимание, мышление, память;

• овладевать логическими действиями анализа и синтеза;

• формировать мотивацию к обучению.

2. Коммуникативные УУД

• формировать умения слушать и слышать собеседников и вести диалог, признавать различные точки зрения;

• развивать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы;

• учить активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

3. Регулятивные УУД

• учить самостоятельно формулировать тему и задачи урока;

• принимать учебную задачу урока;

• осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

• отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


3)Личностные:

• формировать уважительное отношение к иному мнению;

• развивать этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование: Прописи (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, В.М. Бойкина, Азбука, 1 класс, 3 часть – Москва, «Просвещение»), рабочая тетрадь, плакат с буквой, картинки «инструменты»,презентация.

Подпись учителя ______________________

Подпись методиста ______________________

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Организационный момент

Цель: включение

учащихся в

деятельность на

личностно-значимом

уровне.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок письма.

-Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики!

Здороваются с учителем, приветствуют друг друга.

10:30-10:31

2.Актулизация знаний

  • буквенный, словарный диктант

Цель: повторение

изученного

материала,

необходимого для

«открытия нового

знания», выявление

затруднений в

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося.

-Проверьте порядок на парте, все ли готово к уроку. На столе должен лежать пенал, тетради. Также не забываем в течение урока следить за своей правильной посадкой, ноги вместе, руки лежат на парте, спина выпрямлена.

-Я посмотрела ваши прописи и хочу похвалить Варвару, Лесю и Анну за то, что аккуратно выполняете работу в тетради.

-Но и заметила, что есть те ребята, которые допускают ошибки при письме.

-Например:

- Богдан и Дергунов Ярослав пишут буквы, соединения без наклона;

- Каролина и Свердлов Саша не соблюдают высоту и ширину букв при письме;

-Алёна и Кольцов Андрей не правильно пишет соединения в слогах.

-Поэтому мы будем стараться сегодня преодолевать эти трудности и потренируемся в написании букв и слов.
-Проведем сейчас небольшой буквенный диктант.

-Сядь удобно, ноги поставь в упор. Проверь расстояние между грудью и партой. Открой рабочую тетрадь, положи ее под наклоном. Проверь наклон головы. Поставьте локти на парту с выпрямленными пальцами, кончики пальцев должны касаться висков.

-В тетради, у вас уже записано сегодняшнее число и поставлена красная точка. Отсюда и начнем работу.

-Приготовься слушать и писать.

-Строчная буква о. Стараемся писать красиво и каллиграфически правильно.

-Мягкий знак (Ь).

-Строчная буква л.

-И строчная буква м.

-А теперь сверь свою работу с образцом. (Показать на доске). Вот так нужно было каллиграфически правильно записать все буквы.

-Возьми в руки простой карандаш и подчеркни букву, которая удалась

-Подними руки, кто считает, что может лучше?

-Хорошо, тогда в течении урока будьте внимательнее!
-А мы с вами продолжаем работу. Возьми снова в руки ручку, и приготовься записывать слова на следующей рабочей строке.

-На следующей рабочей строке отступи один пальчик от начала, поставь точку.

-Рассмотри картинку, кто на ней изображен? (СОМ)

-Верно.

-Повтори это слово про себя, диктуй себе и пиши.

-Возьми в руки простой карандаш, поставь все точки под гласными, раздели слово на слоги.

Слушай и запоминай слово, которое мы запишем.

-Соль.

-Повтори это слово про себя, диктуй себе и пиши.

-Возьми в руки простой карандаш, поставь все точки под гласными, раздели слово на слоги.

Сверьте с образцом. (Показать на доске)

-У кого не так, поднимите руки?

-Какие ошибки допустил?

-Верно, молодцы.

-Оцените свою работу. Поставь восклицательный знак, если работа схожа с образцом. Если допущены ошибки в написании слов, поставь +. Ну, а если допустил ошибки в написании слов и работа выполнена не аккуратно, поставь –Ребята, обратите внимание на прописи. Сегодня 1 урок нам с вами предстоит работать уже в новой и последней 4 части.


Открывают тетради и записывают.

-Сом
Прописывают

Прописывают


Прописывают
Поднимают руки

Оценивают свою работу

10:31-10:37

3.Подведение к теме урока

Цель: подведение

обучающихся к

формулированию

темы урока

-Продолжаем работу.

-Ребята, к нам на урок сегодня пришел гость. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку, но ответ я приму только у того ученика, кто поднимет руку.

-В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко,

Звали песика… (Нет, не Тотошка, а Шарик)

-Подними руку, кто догадался.

-Правильно, это Шарик.

-Открой прописи на стр. 3.

-Ребята, как вы думаете, почему к нам на урок сегодня пришёл именно Шарик?

-Я дам вам небольшую подсказку, на уроке чтения вы только что познакомились с этой буквой.

-Совершенно верно.

-А кто догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

-Верно.

-Шарик растерял все фотокарточки своих друзей, которые он так ценит. Поэтому в течение всего урока, нам предстоит ему помочь и собрать их.

-Но перед тем, как продолжить работу, немного отдохнем.



Слушают учителя, поднимают руку.
-Шарик

-Мы сегодня будем учиться писать строчную букву ш.


10:36-10:38

4.Физкульминутка

Цель: снизить утомляемость обучающихся

«Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Начинаем разгибать.

Раз, два, три, четыре, пять

Продолжаем мы писать».

(встряхнули ручками)

Выполняют

10:38 - 10:39

5.Работа по теме урока

Цель: учить правильно называть элементы строчной буквы д.

  • письмо элементов

Цель: учить правильно писать элементы строчной буквы «ш».


  • письмо буквы «ш» учителем на доске с объяснением

Цель: учить писать строчную букву «ш» в соответствии с образцом.

  • Письмо буквы «ш» в воздухе под счет

Цель: создать представление о правильном ритме, движении руки в процессе письма.


  • письмо слогов с буквой «ш»

Цель: учить писать слоги, в соответствии с образцом.

-Рассмотрите строчную букву «ш». Из скольких элементов она состоит?

-А кто может сказать, какие это элементы?

-В каких буквах эти элементы встречались вам раньше?

-В самом верху прописи обведи 1 элемент.

-Потом 2 элемент.

-А затем 3 элемент.

-Обведите узор.

-Кто справился, руку на локоток.

-Отлично, выполнив задание, мы помогли отыскать Шарику его 1-ую фотокарточку.

(Дядя Фёдор)
-А теперь мы с вами научимся писать строчную букву д. Сейчас только внимательно слушаем и смотрим. Показываю, как будем это делать.
-Начинаю писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.
-А теперь ещё раз пропишем строчную букву «ш» в воздухе.

-1 и 2 и 3 и (2 раза)

Отлично, теперь обведи букву «ш».

-И попробуй прописать строчную букву «ш» у себя в тетради 1 раз.

-А я проверяю вашу работу. (записать ошибки на доске)

-У многих я заметила ошибки.

-Какие ошибки допущены?

-Верно, поэтому так мы писать не будем.

-А теперь пропиши строчную букву «ш» ещё 2 раза самостоятельно, исправляя ошибки. Не забываем о правильной посадке.

-Закончили, возьми простой карандаш и подчеркни букву, которая у тебя получилась лучше всего.

-У нас еще будет время, чтобы потренироваться в написании этой буквы.

-А мы продолжаем.

-Мы нашли еще одну фотокарточку.

(Матроскин)
На следующей рабочей строке в прописях найди слоги.

-Подготовьте их для чтения.

-С каким соединением мы напишем слог ша? ша

-А каким соединением мы напишем слог ши?

-Хорошо.

-Показываю как будем писать.

(прописываю слоги ша, ше, ши)

-Пропишите каждый слог по 1 разу.

-Возьми простой карандаш и подчеркни слог, который у тебя получился лучше всего.

Состоит из трех элементов

«и», «л», «а».
Обводят

Следят за написанием на доске


В воздухе прописывают букву «ш»


Прописывают

Нет наклона, последний элемент слишком длинный, короткий….

Прописывают


Подчёркивают

Средним

нижним
верхним


Пишем ши , потому что он тв. непарн.
Отмечают

10:39 - 10:47


6.Пальчиковая гимнастика

Цель: снизить утомляемость обучающихся

-Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (загибают большой палец)

Листья рябины, (Загибают указательный палец)

Листики тополя, (загибают средний палец)

Листья осины, (загибают безымянный палец)

Листика дуба мы соберём, (загибают мизинец)

Маме осенний букет отнесём. (сжимают и разжимают кулачки)

Выполняют


10:47-10:48

7.Работа по теме урока

Цель: учить писать слова, предложения с изученной буквой.

  • письмо слов

Цель: учить соблюдать соразмерность элементов букв по высоте, ширине и углу наклона, при написании слов; проводить пропедевтику навыка грамотного письма.

-Рассмотри картинку. (СЛАЙД)

Что мы видим?

-Верно.

-На следующей рабочей строке в прописи найди это слово. (школа)

-Подготовьте слова для чтения.

-… прочитай это слово по слогам

-… прочитай это слово с ударением.

-Запиши это слово в прописях 1 раз на одной строчке со словом школа.

-Как называют ребенка, который ходит в школу? (школьник)

-Какой 4 звук в слове школьник?

-Найдите это слово в прописи и обведите его.

-Отлично, мы нашли еще одну важную для Шарика фотокарточку. (Почтальон Печкин)


Школа

Шко-ла

ШкОла

Школьник
ль

10:48-10:52

8. Физкультминутка

Цель: снизить утомляемость учащихся.

-А сейчас немного отдохнем.

«Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем».

Отдыхают

10:52-10:53

9. Продолжение работы по теме урока

  • запись предложения

Цель: учить писать предложения с изученной буквой



  • схема предложения

Цель: проводить пропедевтику грамматических знаний.


  • Списывание с печатного текста.



  • звукобуквенный разбор слова

Цель: проводить пропедевтику грамматических знаний.

- Как будет звучать слово школьник во множественном числе? Был один, а если их много?

-Верно

-… прочитай это слово по слогам

-Аккуратно обведи это слово в прописях

-Давайте составим предложение с этим словом.

-Миша и Саша школьники.

-Запиши слово школьники на месте точек.

-Поставь под гласными точки, выдели слоги, поставь ударение.
-Составим схему этого предложения.

-Сколько слов в этом предложении?

-Назови все слова в предложении.

-Выходите к доске…(4 человека)

(1 ряд у окна)

-Составим живую схему предложения.

-Первое слово пишу с большой буквы, потому что это начало предложения. Все слова пишу раздельно, в конце ставлю точку.

-Прочитаем это предложение по схеме.

-Молодцы, ребята.
-На уроке Окружающего мира мы узнали, что деревья бывают лиственные и хвойные.

-А какие хвойные деревья вы знаете?

-Какие плоды бывают на хвойных деревьях?

- Какие шишки растут на сосне? На ели?

- Образуйте и запишите словосочетания.

(Шишки сосновые и еловые).

-Молодцы.

-Выполним звукобуквенный разбор слова шишки.

-Выходи к доске…А все остальные выполняют работу самостоятельно и сверяют с образцом на доске.

1) Скажи и послушай слово.

2) Произнеси слово ШИШКИ, выделяя первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.(отметь на схеме)

(звук-д)

-Протяни, выдели голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
-Протяни, выдели голосом третий звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

-Протяни, выдели голосом четвёртый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

-Протяни, выдели голосом пятый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

2) Назови все звуки в слове по порядку -Раздели слово на слоги. Помню правило, сколько в слове гласных, столько и слогов.

4) Позову слово к себе, поставлю ударение.

5) Проверяю, получилось ли слово (провожу указкой вдоль схемы и вместе читаем слово).

-Молодцы, ребята.
Мы нашли последнюю фотокарточку.(галчонок Хватайка)

- Теперь, альбом с фотокарточками на мете и Шарик говорит вам большое спасибо за проделанную работы, вы очень ему помогли!



Школьники

Школь-ник

4

Миша и Саша- школьники.

-Шишки
-Шишки

[ш]-согласный ,твердый, глухой.
-шИшки

[ы]-гласный

-шиШки

[ш]- согласный ,глухой, твердый.
-шишКи

Кь- согласный, глухой, мягк.
шишкИ

и- гл
[ шишки ]
Шиш-ки
шИшки






10:53-11:03

10.Подведение итогов

Цель: определить

результативность

деятельности

учащихся.

-На этом наш урок подходит к концу.

-Какую букву мы научились писать сегодня?

-Верно.

-Чем еще мы занимались сегодня на уроке?

-Строчную букву «ш».

-Писали слоги, слова, предложения с буквой «ш».

11:03-11:05

11.Рефлексия

Цель: осмыслить и

оценить отношение к

своей деятельности

на уроке и

деятельности других

учащихся.

-Поднимите руку те, кому было интересно сегодня на уроке, вы научились писать каллиграфически правильно строчную букву «ш».

-Хорошо, опустите.

-А теперь поднимите руку те, кому было трудно, писать строчную букву «ш».

-Хорошо, опустите, будем стараться.

-Я предлагаю сейчас вам сделать фото на память для Шарика, для этого нам нужно тихонечко встать со своих мест и улыбнуться, а я вас сфотографирую.

-Спасибо за урок, урок окончен!




11:05-11:07