Файл: Теоретикометодологические основы функционированния рынка корпоративных облигаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-третьих, оценивается финансовая независимость компа­нии. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собст­венным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабель­ности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качест­венный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анали­за, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснован­ных решений.

В западных странах действуют специальные аналитические агентства, которые производят оценку долговых обязательств компаний и присваивают им определенные категории надежно­сти. В США такими агентствами являются «Мооdу's investor Sегviсе» (Мооdу's) и «Standart & Роог's Согроration» (S&Р), в Канаде — «Dоminion Bond Rating Sегviсе» и «Canadian Bond Rating Sегviсе». Ведущими агентствами являются «Мооdу's» и «S & Р», рейтингом которых пользуются крупнейшие операторы фондо­вого рынка во всем мире. Компания, которая предполагает осу­ществить публичное размещение облигаций, обращается в агентство, с тем чтобы оно оценило финансовое состояние фир­мы и включило облигации в свой рейтинг. Как правило, в тече­ние всего периода обращения облигаций производится оценка их инвестиционных качеств и обновляется рейтинг. Обычно рейтинг — это информация для инвесторов; однако российский фондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом — добиться такого рейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения его облигационного займа. Сле­дует учитывать, что рейтинг - это не формула, а качественная интерпретация количественных показателей. Рейтинг — это мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка; суждение относительно вероятности оплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг — это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности. Создание рейтинговых оценок — один из способов охаракте­ризовать рынок. Высокий рейтинг, установленный для ценных бумаг данного эмитента, помогает повысить ликвидность цен­ной бумаги и снизить цену займа. Действительно, на развитом рынке, где практически все долговые обязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать какую-либо облигацию, если отсутствует ее рейтинг. Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться с
заказом в известные рейтинговые агентства, уплатив определенную сумму денег, для того, чтобы специалисты-анали­тики проверили качество ценной бумаги и присвоили ей рейтинговую категорию. Таким образом, на эффективном фондовом рынке только долговые обязательства, которые прошли процеду­ру рейтинга могут обеспечить доступ к получению заемных средств. При этом цена займа для эмитента определяется кате­горией, которую присваивает рейтинговое агентство. Градация рейтингов двух наиболее известных агентств приведена в табли­це1. По данным таблицы видно как рейтинг обеспечивает диффе­ренциацию эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, гарантирующих погашение задолженности, создавая объективную основу для оценки кредитного риска, стандарты открытости и прозрачности на фондовом рынке. В данной таблице отражено ранжирование облигаций в зави­симости от степени кредитоспособности их эмитентов. «ААА» (Американская арбитражная ассоциация) — означает очень вы­сокую степень кредитоспособности. «Р» — отказ от погашения облигаций. Например, облигации, относящиеся к классу «ВВ» и ниже, носят название Junk Bonds (мусорные, бросовые облига­ции).

Таблица 1. Градация рейтингов агентств «Мооdу's investor Sегviсе» и «Standart & Роог's Согроration»

Рейтинг

Категория

Характеристика инвестиционного качества ценной бумаги, соответствующая категории рейтинга

ААА

Высокое

Способные к уплате

АА

Высокое

Способные к уплате

А

Высокое

Способные к уплате

ВВВ

Высокое

Основная категория надежности - очень высокая вероятность погашения основного долга и процентных ставок

Ааа

Высокое

Основная категория надежности - очень высокая вероятность погашения основного долга и процентных ставок

Аа

Высокое

Основная категория надежности - очень высокая вероятность погашения основного долга и процентных ставок

Ввв

Среднее

Среднее качество - высшая категория

ВВ

Среднее

Среднее качество - высшая категория

ССС

Среднее

Среднее качество - низшая категория

СС

Среднее

Среднее качество - низшая категория

С

Среднее

Среднее качество - низшая категория

Р

Среднее

Среднее качество - низшая категория

Вв

Спекулятивные

Неопределенные и подверженные риску

В

Спекулятивные

Неопределенные и подверженные риску

Ссс

Спекулятивные

Обеспечивающие некоторую защиту инвесторов, но имеющие большой риск - ненадежные

Сс

Спекулятивные

Обеспечивающие некоторую защиту инвесторов, но имеющие большой риск - ненадежные

С

Спекулятивные

Обеспечивающие некоторую защиту инвесторов, но имеющие большой риск - ненадежные

Р

Спекулятивные

Обеспечивающие некоторую защиту инвесторов, но имеющие большой риск - ненадежные


Источник: Операциис ценными бумагами / под ред. Семенковой.Е.В.М:-с.328

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что рейтинг обеспечивает эмитенту доступ к фондовому рынку, а его повыше­ние — лучшие ценовые условия. Вместе с тем, снижение рейтин­га приводит к удорожанию облигационного займа. При этом эмитент очень рискует, так как любое снижение качества его ценных бумаг означает дополнительные издержки. Итак, мы видим, что рейтинг для эмитента определяет цену займа, делает рынок выпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном итоге определяет ее место (нишу) на рынке. В связи с этим для эмитента, желающего получить приемле­мую цену привлеченных с помощью выпуска облигационного займа ресурсов, важно иметь высокий рейтинг. В отечественной практике при построении рейтинга инвести­ционной привлекательности, как правило, осуществляется срав­нение предприятий по конкретному набору количественных по­казателей. Следует отметить, что не имея достаточно высокого рейтинга, эмитенты не смогут повысить эффективность выпуска облигации путем выхода на внешние рынки.Основными видами облигаций являются краткосрочные дисконтные облигации и долгосрочные купонные облигации. Но поскольку существует большое разнообразие облига­ций, попробуем классифицировать их по ряду признаков. Чтобы дать развернутую классификацию облигаций, использу­ем не только пока еще небольшой опыт функционирования российского рынка корпоративных облигаций, но и богатый зарубежный опыт организации об­лигационных займов.

1.Итак, в зависимости от сроков, на которые выпускается займ, все многооб­разие облигаций условно можно разделить на две большие группы:

Облигации с оговоренной датой погашения, которые в свою очередь, делятся на: краткосрочные, среднесрочные, и долгосрочные.

Краткосрочные облигации, в свою очередь, можно разделить на подвиды – со сроком обращения от 6 месяцев до одного года и от одного года до двух лет. Попытка же решения стратегических проблем предприятия выпуском краткосрочных обязательств с последующим рефинансированием, путем выпуска аналогичных обязательств, приводит к построению финансовой пирамиды, так как для погашения ранее сделанных займов предприятие вынуждено постоянно наращивать цену заимствований.
Кроме того, для успеха любой эмиссии необходима серьезная предварительная работа по приведению отчетности в вид
, соответствующий требованиям инвесторов. Поэтому при выпуске краткосрочных облигаций организационные затраты могут превысить выгоды от эмиссии. Для снижения инфляционных и валютных рисков при выпуске долгосрочных облигаций могут быть предусмотрены различные механизмы индексации номинальной стоимости или величины купонных выплат по корпоративным облигациям. Индексировать погашаемый номинал можно в соответствии с инфляцией, темпами изменения официального обменного курса доллара США или величины ссудного процента.

Облигации без фиксированного срока погашения включают в себя:

-Отзывные облигации могут быть востребованы (отозва­ны) эмитентом до наступления срока погашения. Еще при выпуске об­лигаций эмитент устанавливает условия такого востребования: по номина­лу или с премией;

-Облигации с правом погашения предоставляют право ин­вестору на возврат облигации эмитенту до наступления срока погашения и получения за нее номинальной стоимости;

Продлеваемые облигации предоставляют инвестору право продлить срок погашения и продолжать получать проценты в течение этого срока;

Отсроченные облигации дают эмитенту право на отсрочку погашения.

2. В зависимости от порядка владения облигации могут быть:

-именные, права владения которыми подтверждаются внесением имени владельца в текст облигации и в книгу регистрации, которую ведет эмитент;

- на предъявителя, права владения которыми подтверждаются

простым предъявлением облигации.

3. По целям облигационного займа облигации подразделяются на:

- Обычные, выпускаемые для рефинансирования имеющейся ;

эмитента задолженности или для привлечения дополнительных финансовых

ресурсов, которые будут использованы на финансово-хозяйственную деятельность;

- Целевые, средства от продажи которых направляются на финансирование конкретных инвестиционных проектов или конкретных мероприятий (например, проведение телефонной сети и т. п.),

4. По методу погашения номинала могут быть:

- Облигации, погашение номинала которых производится разо­вым платежом;

- Облигации с распределенным по времени погашением, когда за определенный отрезок времени погашается некоторая доля номинала;

- Облигации с последовательным погашением фиксированной до­ли общего количества облигаций (лотерейные или тиражные займы).

5. Периодическая выплата доходов по облигациям в виде процентов производится по купонам.Ранее купон представлял собой вырезной талон с указанной на нем цифрой купонной (процентной) ставки. По способам выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:


- Облигации с фиксированной купонной ставкой;

- Облигации с плавающей купонной ставкой, когда купонная став­ка зависит от уровня ссудного процента;

- Облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой по годам займа. Такие облигации еще называют индексируемыми, обычно эмитируются в условиях инфляции;

- Облигации с минимальным или нулевым купоном (мелкопроцентные или беспроцентные облигации). Рыночная цена по таким облигаци­ям устанавливается ниже номинальной, т. е. предполагает скидку. Доход по этим облигациям выплачивается в момент ее погашения по номинальной стоимости и представляет разницу между номинальной и рыночной сто­имостью;

- Облигации с оплатой по выбору. Владелец этой облигации может доход получить как в виде купонного дохода, так и облигациями нового выпуска;

Облигации смешанного типа. Часть срока облигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированной купонной ставке а часть срока — по плавающей ставке.

В зависимости от степени защищенности вложений инвесторов раз­личают:

- Облигации, достойные инвестиций, — надежные облигации, выпускаемые компаниями с твердой репутацией; хорошее обеспечение;

- Макулатурные облигации, носящие спекулятивный характер. Вложения в такие облигации всегда сопряжены с высоким риском.

7. В зависимости от обеспечения облигации делятся на два класса:

7.1. Обеспеченные залогом;

7.2. Необеспеченные залогом. В свою очередь, обеспеченные залогом облигации:

7.1.1. Обеспечиваются физическими активами:

в виде имущества и иного вещного имущества;

в виде оборудования (облигации с подобным залогом чаще всего выпускаются транспортными организациями, которые в качестве обеспечения используют суда, самолеты и т. п.).

Облигации под залог физических активов (как в виде вещного имущества, так и в виде оборудования) включают в себя так называемые:

облигации под первый заклад;

второзакладные облигации, или облигации под второй заклад.

Облигации под второй заклад стоят на втором месте после первозакладных и называются еще общезакладными. Претензии по облигациям под второй заклад рассматриваются после расчетов с держателями облигаций под первый заклад, но до расчетов с прочими инвесторами.

7.1.2. Облигации с залогом фондовых бумаг обеспечиваются

находящимися в собственности эмитента ценными бумагами какой-либо другой компании (не эмитента);