Файл: Реферат По дисциплине История Миграционные процессы в Европе.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вот уже более ста лет по причине сокращения коренного французского населения Франция вынуждена прибегать к помощи иностранной рабочей силы. От остальных стран европейского региона она так же отличается и тем, что количество въезжающих в страну значительно преобладает над числом выезжающих из неё. В то время как большая часть Европы осваивала страны Нового света, Франция, в свою очередь, принимала огромное количество иностранцев. Уже к концу XIX века во Франции насчитывалось более миллиона выходцев из других государств. [4]
В годы индустриализации во Франции была серьёзная нехватка рабочей силы, а также низкий уровень рождаемости, в связи с чем были зафиксированы две иммиграционные волны, связанные непосредственно с прошедшими мировыми войнами. В первую волну иммиграции попали в основном выходцы из стран Европы, которых привлекали благоприятная экономическая обстановка и потребность в экономически активном контингенте. К иммигрантам относились граждане таких стран как Польша, Испания, Италия, Бельгия, Россия и Германия. В общей сложности на территории Франции проживало более 2,5 миллионов иммигрантов, что составляло более 10% населения Франции. В рассматриваемый период для въезда и пребывания в стране не требовалось особого разрешения, иностранцы имели право свободного въезда во Францию как по одиночке, так и целыми семьями, так как государство практически не контролировало миграционные процессы. Так же в 1927 году был принят благоприятствующий привлечению иммигрантов закон, уравнивающий в правах иностранцев и коренного населения, а также упрощающий процедуру получения французского гражданства. Первые десятилетия после Второй мировой войны были знаменательны тем, что развитие французской экономики претерпевало небывалый подъем, а хозяйство в послевоенные годы было успешно восстановлено. Для удовлетворения спроса на рабочую силу были значительно упрощены условия въезда и пребывания иностранных граждан в стране. Этот этап в развитии экономики Франции исследователями принято называть «славным тридцатилетием». [4]
В послевоенный период развития экономики Франция начала прибегать не только к использованию рабочей силы из стран Европы, но также начинает активно привлекать граждан своих бывших колоний. Так, к середине ХХ века в стране значительно увеличилась численность выходцев из стран Северной Африки. Право свободного въезда в страну распространилось на Марокко, Алжир, страны Магриба. Привлечением иммигрантов занимались не только правительственные круги, но также и предприятия, заинтересованные в многочисленной и сравнительно дешевой рабочей силе. За годы Второй мировой войны французским обществом были понесены колоссальные людские потери, государству было необходимо интенсивно восстанавливать и развивать экономику, но коренное население, оставшееся после войны либо было уже не трудоспособной, либо еще не достигло трудоспособного возраста, что в свою очередь явилось одной из основных причин активного привлечения иммигрантов. Так же в это время коренное французское население начинает возвращаться на родину из стран бывших колоний. В 1970-е годы Францию настиг экономический кризис, который сопровождался сильнейшим ростом безработицы. В связи с этим в 1974 году прием иммигрантов осуществлялся исключительно с целью воссоединения семей или предоставления политического убежища. Главной проблемой иммиграции в данном контексте стало то, что иностранцы отличались от коренного населения в первую очередь абсолютно отличными культурными ценностями и традициями, языком, религией, уровнем жизни, вследствие чего иммигрантам приходилось организовывать замкнутые диаспоры, что значительно усложняло процесс интеграции в французском обществе. Иммигранты в большинстве
своем были заняты в сфере сельского хозяйства, а также там, где требовалась неквалифицированная рабочая сила. В годы кризиса именно эта категория населения наиболее пострадала от безработицы, в связи с чем именно ее представители были замечены в большей части преступлений.
Проблема нехватки трудовых ресурсов во Франции возобновилась в конце ХХ века. Она была вызвана снижением рождаемости и решить ее можно было привлечением малоактивной части населения, например женщин и пожилых людей, стимулированием коренного трудоспособного населения, но этого было недостаточно для полного выхода из сложившейся ситуации. Её усугублял так же и тот факт, что даже иммиграция на данный период времени основывалась на беженцах и воссоединенных семьях, которые не могли стать той силой, которая урегулировала бы вопрос восстановления экономики. За 1990-е годы число иммигрантов из европейских стран значительно снизилось, в то время как возрастает численность выходцев из африканских, азиатских стран, а также стран Латинской Америки, что привело к активному распространению ислама. [4]
В свою очередь в Германии миграционные процессы имели свои отличительные черты. Ярчайшим отличием является то, что по сравнению с Францией, где количество иммигрантов в разы превышало число эмигрантов, в Германии коренное население активно покидало пределы страны. Причиной этого стали последствия мировых войн, которые привели к разделу государства, резкому падению экономики, а также сложной политической ситуации. Так же нельзя не отметить тот факт, что миграционные процессы в Германии начали развиваться гораздо позднее, чем в других странах Европейского региона. Это было вызвано тем, что, во-первых, экономика Западной Германии строилось во многом опираясь на трудовые ресурсы ГДР, а во-вторых, активный приток рабочей силы произошел в ходе массовой репатриации немецких граждан. По данным исследований, в послевоенные годы на территорию Западной Германии въехало от 8 до 10 миллионов этнических немцев, ранее пребывавших в СССР, Чехословакии, Польши. В то же время миллионы иммигрантов, принудительно работавших на территории фашистской Германии, были отправлены на свою родину.
Активное экономическое развитие ФРГ в послевоенные годы вынуждало прибегать к помощи дополнительных трудовых ресурсов. Для регулирования процесса их привлечения был подписан ряд соглашений с Италией (1955), Испанией, Грецией (1960), Турцией (1961), Португалией (1964), Югославией (1968). Как видно из приведенных выше данных, отличительной чертой миграционных процессов, проходивших на территории Западной Германии в первые послевоенные годы, было преимущественное использование рабочей силы граждан стран Европы. Однако же по прошествии времени ситуация изменилась. ФРГ, в отличие от Франции, не обладавшая такими обширными колониями, в условиях жесткой нехватки рабочей силы была вынуждена прибегнуть привлечению рабочих-мигрантов из Турции. За счет этого количество иммигрантов за 1960-е годы увеличилось в четыре раза. Стоит отметить, однако, что из 14 миллионов рабочих, иммигрировавших в ФРГ, 11 миллионов вернулось на свою родину. Это было вызвано тем, что проводимая государством миграционная политика не предусматривала длительного пребывания иностранцев в стране. [4]
ГДР, в свою очередь, также как и ФРГ, так же привлекала зарубежные трудовые ресурсы. Были заключены договоры со странами социалистического лагеря: Польшей (1965), Мозамбиком (1979), Вьетнамом (1980). Политика ГДР в данном направлении основывалась на устранении дефицита рабочей силы. Огромное внимание уделялось приграничному пребыванию иностранцев в целях предотвратить так называемую «ползущую интеграцию». К концу 1960-х годов на территории Западной Германии проживало в общей сложности 2 миллиона иммигрантов. В связи с экономическим кризисом и возрастанием числа иностранцев до 4 миллионов человек, правительство было вынуждено остановить найма иностранных рабочих. Но количество иностранцев не снизилось, а наоборот продолжало стабильно расти за счет демографического роста в среде иммигрантов, а также воссоединения семей. Для урегулирования этой проблемы в начале 1970-х годов начали создаваться комиссии по делам иностранцев, которая должна была запустить процесс ассимиляции иммигрантов в немецкое общество. Данные комиссии, в которых присутствуют представители различных национальностей, проживающих на территории Германии, представляют интересы иммигрантов на государственном уровне. Так же в тех же целях была учреждена должность уполномоченного Федерального правительства по делам иностранцев.
Уже в конце ХХ века стало ясно, что иммиграционный процесс в Германии- явление необратимое. К этому времени на её территории проживало более 7 миллионов иммигрантов, большая часть которых является турецкими гражданами. За последние десятилетия миграционная структура как Германии, так и Франции претерпевала значительные изменения. С 1990-х годов в связи с многочисленными военными событиями в странах Восточной Европы, а так же ряде неевропейских государств, возросшей разницей между развитыми и развивающимися странами, а так же, безусловно, процессом глобализации, число нелегальных иммигрантов стабильно увеличивалось. [4]
Заключение
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в новом веке миграция из разряда государственных и межнациональных проблем перейдет в новое качество.
Уже сейчас наметились необходимость и тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени придут к координации усилий в отношении различных аспектов.
Для более полного изучения такого явления как международная миграция, выявления его тенденций и аспектов, необходимо применять весь комплекс подходов, теорий, моделей и концепций. Очень действенным и наглядным, на мой взгляд, является системный подход, который демонстрирует явление миграции в виде многопланового явления, которое тесно связано со всеми сферами общества.
Изучение основных моментов в истории миграционных процессов в ХХ веке указывает на ряд различий между выстраиванием миграционной политики в разных странах. Так же оно помогло выявить ряд особенностей, характерных для каждой из изучаемых стран.
Рассматривая политический аспект иммиграции, необходимо остановиться на проблеме участия иммигрантов в политической жизни страны. В период между 1968 и 1973 годами впервые был поставлен вопрос об участии иммигрантов в политической жизни и об их политическом представительстве. Во Франции всплеск движения протеста среди рабочих-иммигрантов в 1968 году заставил французов обратить внимание на политические проблемы, которые поставила перед их страной иммиграция. Вопрос о предоставлении избирательных прав иммигрантам был включен в число предвыборных тем во Франции в 1981 году. [5]
Иммигрант имеет не только права, но и обязанности перед государством. От него требуется соблюдение законов страны, следование главным ценностям, которые разделяет национальное сообщество. При этом его не вынуждают отказываться от своей веры и культуры. Но необходимо уважать провозглашенные во французском обществе ценности и моральные установки, которые, как показали события осени 2005 года во Франции и их осенние отзвуки 2007 года, все больше игнорируются со стороны иммигрантов.
Следует отметить, что к иммигрантам, вокруг которых ведутся многочисленные споры, большинство представителей различных политических партий относят, как правило, людей принадлежащих к неевропейской культуре, исповедующих иные верования и придерживающиеся иных политических ценностей. Это люди, которые в большинстве своем способны преобразить культурный, религиозный и политический ландшафт, посеяв там свои традиции, обычаи и религию. В конечном счете, процессы такого рода способны привести к постепенному изменению этнического состава населения и культурной самобытности французской нации. [5]
Очевидно, что в современной Германии исламистские группировки или отдельные религиозные деятели представляют собой непредсказуемый элемент среди мусульман. В Германии, где ислам превратился во вторую по численности верующих религиозную конфессию, функционирует около 2,5 тысяч мечетей и мусульманских молебен. Позиция партии по вопросу об иммиграции мало чем отличается от социал-демократической. В области иммиграции «зеленые» выступают за облегчение условий получения германского гражданства и возможности двойного гражданства, а также за упразднение ряда документов для беженцев, получивших временное убежище в Германии. Левая партия Германии, являющаяся наследницей ПДС выступает за введение избирательных прав для тех, кто не имеет немецкого гражданства, но постоянно проживает в Германии.
Очевидно, что самых радикальных взглядов по вопросу иммиграции придерживаются различные националистические партии и объединения. И республиканцы, и национал-демократы, и последователи других националистических сил требуют одного: «Германия — для немцев». Националистически ориентированные партии и граждане их поддерживающие, в первую очередь агрессивно настроены по отношению к иммигрантам-не европейцам, которые, по их мнению, переносят с собой в Германию чуждые ей культуру, религию, традиции и образ мышления, подрывая основы формировавшихся в течение многих веков базовых ценностей немецкого общества. В течение длительного времени правый радикализм набирает популярность в молодежной среде, который в силу исторических особенностей развития восточных и западных земель получил наибольшее распространение на востоке страны.
Список использованной литературы
-
Витковская Г. Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России Междунар. орг. по миграции. Моск. исслед. программа по миграции. – М.: Гендальф, 2002. -
Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып.6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». – М., 2001. -
Переведенцев В. И. Проблемы миграции в послевоенный период и вклад в ее изучение. Научный семинар Института Демографии НИУ ВШЭ-2016 -
Рыбаковский Л. Л. История и теория миграции населения. Издательство «Экон-Информ» Москва 2017 -
Черевичко Т.В. Теоретические основы гостеприимства. Москва 2015