Файл: Ано дпо "волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы" Программа профессиональной переподготовки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"
Программа профессиональной переподготовки
Коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи с дополнительной специализацией
в области детской нейропсихологии (1370 ч)
Дисциплина: Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Сенсорная алалия
Выполнил:
слушатель Астафьева Вероника Владимировна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД - 2023
Цель: сформировать умение ориентироваться в содержании процедуры логопедического обследования ребенка с алалией; разрабатывать конспекты логопедических занятий с детьми с алалией с учетом формы алалии, возраста ребенка и этапа коррекционной работы.
Задание 1. Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.
1. От какой беременности ребёнок, возраст матери в период родов_________________________________________________________
2. Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери __________________________________
3. Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные _________________________________________________________________
4. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ______________________________________________________________
5. Крик: был, нет __________________________________________________
6. Асфиксия: белая, синяя ___________________________________________
7. Резус-фактор: отрицательный, совместимость _________________________
8. Вес и рост ребенка при рождении ___________________________________
9. Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью _____________________
10. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до _________________________
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное _______________________________________________________________
11. Выписка из родильного дома на ______ день
12. Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________
13. Особенности раннего развития: держит голову с мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с _____мес. (в норме к 7 мес.), стоит с _____ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с _____ мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).
Первые зубы с _____ мес., к 1 году зубов _______
14. Перенесенные заболевания:
до 1 года _____________________________________________________
после 1 года __________________________________________________
до 3 лет ______________________________________________________
Особое внимание во время опроса необходимо обратить на заболевания нервной системы в анамнезе.
1. Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_____________________________
2. Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)________________________
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др. ________________________________
4. Судороги при высокой температуре _______________________________
5. Данные о развитии речи
Гуление с ______ мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки)_____________________________________________________________
Лепет с ______ мес., характер лепета: звуковой, слоговой _________________
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п. , звукоподражания, количество слов __________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ________________________________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) ______________________________________________________________
6. Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался ______________________________________________________________
Задание 2. Сформулируйте вопросы, к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимые при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения.
1.Каковы индивидуально-типологические особенности ребенка? (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды; может ли ребенок самостоятельно кусать, жевать, глотать, пить из чашки; появление гуления и лепета; наличие звукоподражательных реакций).
2.Когда у него появилась реакция на близких и чужих лиц? (появление комплекса оживления, узнавание)
3.Насколько он проявляет инициативу и стремится к общению? (об эмоциональных аспектах коммуникации и невербальных средствах общения, особенности общения с окружающими взрослыми и сверстниками, взаимодействие в игре).
4.Какие у него отмечаются особенности поведения? (наличие интереса к предложенным играм и занятиям, проявление инициативы со стороны самого ребенка, его способность к сотрудничеству, эмоциональная реакция на оценку его достижений).
5.Какие именно ситуации влияют на изменение поведения? (указания взрослого, поручения, вовлечение в игру).
Задание 3. Разработайте конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной (или сенсорной) алалией с указанием возраста и этапа коррекционной работы по схеме:
Возраст: 3года.
Этап работы: подготовительный.
Тема: «Животные»
Цель: развитие самостоятельной речи.
Задачи:
-
Формировать умение вслушиваться в речь логопеда, понимать её содержание. -
Формировать умение активной подражательной деятельности в виде произношения звуковых сочетаний (му-му, ав-ав, мяу и др.). -
Формировать умение выполнять односложную инструкцию. -
Развивать мелкую моторику кистей рук. -
Развивать умение пользоваться речевыми средствами общения. -
Воспитывать желание воспроизводить действия с игрушками.
Оборудование: Картинки с изображением животных: кошка, котенок, щенок, корова, свинья, коза, жеребята; игрушки (животные): котенок, корова.
Ход занятия:
-
Организационный момент.
- Здравствуй, сегодня мы с тобой поиграем в интересные игры. Ой, посмотри, кто это выглядывает к нам из-за ширмы?
– Му! – Да, правильно, это корова! Мне кажется, что не только она пришла к нам в гости.
-
Основная часть.
-
Упражнение «Кто пришел?» -
Отгадывание загадок.
Муу-му-у! Молока кому? (Корова - Мууу)
Мурр-муррр... пугаю кур. (Кошка - Мяууу.)
Идет, идет, бородой трясет...
Травки просит: мее-мее. (Коза - Ммее.)
-
Игра «Прятки».
- А сейчас животные будут прятаться. А мы с тобой будем их искать, а ты подай голос того животного, которое нашел!
Кошка. (Мяу-мяу.) Корова. (Му-у-муу.) Свинья. (Хрю-хрю.) И т. д.
-
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
«Два котенка»
Повстречались два котенка:
«Мяу-мяу!»
Два щенка: «Ав-ав!»
Два жеребенка: «Иго-го!»
Два быка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
-
Итог.
Молодец! Ты сегодня очень хорошо позанимался, тебе понравилось? – Да! - А животные, которые приходили в гости?
– Да!
– Давай скажем им: «До свидания!».
V. Задание для самостоятельной работы (домашнее задание): подготовить консультацию для родителей по теме.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна. – Мозырь «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Белый ветер», 2019. —52с
2.Долганюк, Конышева, Васильева: Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. ФГОС
— СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 144 с
3.Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 128 с.